Молодежные субкультуры и их роль в жизни современных школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время существуют различные толкования термина «субкультура». Вот некоторые из них.
Субкультура – это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура – суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура – это также объединение людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1: Из истории субкультур……………………………………………..5
1.1.Западные субкультуры - причины появления и роль в обществе……6
1.2. Российские субкультуры………………………………………………..6
Глава 2: Современные молодежные субкультуры…………………………..9
Глава 3: Влияние субкультур на подростков ……………………………….16
Заключение………………………………………………….
Список литературы……………………
Приложения …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 79.75 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Удмуртской Республики

БОУ СПО «Дебесский политехникум»

 

 

 

Курсовая  работа

На  тему: Молодежные субкультуры и их роль в жизни современных школьников

 

 

 

                                                                                       Выполнила: студентка

                                                                                      3 курса группы  348

                                                                                         Шкляева С. В.

 

                                                                                            Руководитель:

Горошникова Г. Г.-

преподаватель философии

 

 

 

 

Дебесы 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1: Из истории субкультур……………………………………………..5

  1.1.Западные субкультуры - причины  появления и роль в обществе……6

  1.2. Российские субкультуры………………………………………………..6

Глава 2: Современные молодежные субкультуры…………………………..9

Глава 3: Влияние субкультур на подростков ……………………………….16

Заключение………………………………………………….

Список литературы……………………

Приложения …………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         В настоящее время существуют различные толкования термина «субкультура». Вот некоторые из них. 

      Субкультура – это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура – суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура – это также объединение людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее.

Для любой субкультуры  существует обязательный набор характерных  черт, отсутствие какой-либо из них  ставит под вопрос возможность отнесения  того или иного социокультурного образования к субкультуре. Это следующие черты:

 специфический стиль жизни и поведения;

 свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия (о чем уже говорилось), что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;

 наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи

История термина

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

 

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

 

В СССР для обозначения  членов молодёжных субкультур использовался  термин «Неформальные объединения  молодёжи», отсюда жаргонное слово  «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

    Как показывает анализ научной литературы, влияние неофициальной юношеской субкультуры обеспечивает компенсацию негативного отношения к себе, низкого уровня самоуважения, непринятия образа собственного тела. Компенсация происходит благодаря крайнему преувеличению и мифологизации своей непохожести на других, исключительности. Субкультура выступает также как форма самопредъявления человека на культурно-эстетическом уровне, когда человеку нравится, прежде всего, музыка, одежда и другие внешние признаки неформального объединения, которые отличают его от других  
 
     Эмоциональная привлекательность «неформального» (иного, отличного от насаждаемого взрослыми) стиля жизни нередко снижает значимость целенаправленной деятельности подростка (учеба, хобби), способствует размыванию жизненных перспектив. Предпосылками к таким обстоятельствам является академическая неуспешность в школе,отсутствие  настоящей социальной роли в коллективе школы, отсутствие друзей. Данная проблема возникает также в связи с отсутствием у воспитанника опыта самопонимания и самоопределения  
     Молодые люди , подростки стремятся социализироваться, найти в этом мире себя , даже и через субкультуры, зачастую не понимая, чем это им грозит.

 Поэтому тема нашей  работы актуальна.

 Объектом исследования  являются субкультуры.

 Предмет исследования – отношение современных подростков к субкультурам.

 Цель работы: изучить  влияние субкультур на современного  подростка.

 Задачи :

  1. Изучить литературу по истории возникновения субкультур.
  2. Изучить материалы о современных субкультурах.
  3. Изучить возникновение конкретных субкультур.
  4. Провести анкетирование среди подростков разных школ города и деревни с целью выявления их отношения к субкультурам.
  5. Провести сравнительный анализ различных субкультур, положительных и отрицательных с целью выявления положительного и отрицательного влияния на человека.

     6.разработать и провести беседы, классные часы по теме ВКР.

Гипотеза: мы предполагаем, что современный подросток подвержен  влиянию различных субкультур , так как это дает ему возможность социализации.

 При выполнении работы  использованы следующие методы: метод обработки и систематизации  информации, метод анализа, метод  анкетирования.

 

 

                                ГЛАВА 1: ИЗ ИСТОРИИ СУБКУЛЬТУР

 

 

  1.1.Западные субкультуры - причины  появления и роль в обществе.

 

 

Появление и оформление молодежной субкультуры произошло после  окончания Второй мировой войны  на рубеже 40-50-х годов ХХ столетия в силу социально – исторических причин сначала в США, Англии, затем  в Европе, в СССР, Японии, также  в других странах, каждая из которых  по-своему – одна раньше, другая позже  – начинала переход от индустриально  развитой стадии к постиндустриальной.

 

 Это случилось при  переходе общественных систем  от статики к динамике и  в соответствующем изменении  положения молодых людей в  общественных системах: в статичных  обществах главную роль играло  старшее поколение, в динамичных  – молодое. Появилась новая  социально-демографическая группа  – молодежь – биологически  и физиологически взрослых «социальных  детей», нуждающихся как и все  люди в самоутверждении, самовыражении.

 

 В западном обществе  принято вести отсчет молодежных  субкультур либо от «хипстеров-битников»,  либо от «модов» и «рокеров». Первые создали целый пласт культуры, собственный миф Дороги. Вторые дошли до нас по ностальгическим фильмам из Голливуда о 50-х годах. Но и тех и других очень многое не устраивало в доминирующей культуре потребительского общества, и довольно большая часть молодежи не видела возможности реализовать себя в границах общественно одобряемых норм. В итоге они нашли себя в экспериментах с марихуаной или литературой, в би-бопе (направление в джазе) или рок-н-ролле. Но это было только начало.

 

 Молодежная культура  заставила считаться с собой,  благодаря поколению бэби-бума (поколению  послевоенного демографического  взрыва), которое подросло к концу  60-х годов. В США это вылилось  в мощное движение хиппи, рок-музыку  как полноценное культурное явление,  массовый протест против войны  во Вьетнаме. В Европе - в серию  грандиозных молодежных революций.  Именно с поколением бэби-бума  не сработал обычный социальный  процесс гармоничной передачи  ценностей, норм и образцов  поведения от родителей к детям.  Между поколениями разверзлась  пропасть. Уже стоял вопрос не  о мелких конфликтах, а о кардинально  разных взглядах на мир.

 

 С самого начала  молодежную субкультуру отличали  невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном желании привлечь к себе внимание окружающих оборачивается симбиозом эпатажных, эскапических и протестных форм данной культуры.

 

 Невключенность больших групп молодежи в массовую культуру индустриальных обществ является причиной появления субкультур гетто, бедных районов или кампусов (университетских городков), их носителей не удовлетворяет массовая молодежная культура в силу их расовой принадлежности, материальной необеспеченности или высоких интеллектуальных притязаний.

 

 После Второй мировой  войны мы можем увидеть тенденцию  к появлению нового типа социальных  групп - молодежных уличных племен  со своими стилями. «Хипстеры», «Битники», «Тедди Бойз», «Моды», «Рокеры» и другие преуспели в создании своих особых сообществ. Для подростков принадлежность к таким сообществам была и остается чрезвычайно притягательной. Выходя из замкнутой социальной ячейки, такой как семья, молодой человек в современном мире неминуемо попадает в социальный вакуум.

 

 Наипростейшим путем  заполнения этого вакуума были  так называемые «банды» или  «тусовки» - небольшие группы  со своей территорией, и отличительным  стилем в одежде и в музыке, чтобы выделяться от других  «банд» или «тусовок», и от  мейнстрима (базовой культуры общества).

 

 В создании внешних,  отличительных образов представителей  любой субкультуры существуют  два направления. Одни стараются  перевернуть, извратить общепринятые  ценности так, что даже их  одежда, c точки зрения «нормального»  представителя социума, вызывающа  и аморальна. В западной терминологии  такую тенденцию применительно  к одежде называют Dressing Down, то есть одежда была одним из признаков инаковости - одновременно символом отрицания посторонних и мгновенной идентификации себе подобных. Другое направление (Dressing Up) связано с сознательным улучшением внешнего образа, что тоже было, в какой-то степени, эпатажем.

 

 Западные молодежные  субкультуры обнаруживают наличие  множества элементов, заимствованных  из иных культурных традиций, подчас противоположных западной  культуре – это результат осознанного  поиска некоей новой идентичности, выстраивания нового стиля.

 

 Источником этого стиля  является романтизированный и  идеализированный образ другой  цивилизации или культуры (это  можно назвать «культурным мифом»). Для молодежных субкультур Запада  источниками конструирования «культурных  мифов» были буддистский Восток, Африка, культуры североамериканских  индейцев и др. Это было скорее  именно конструирование, нежели  заимствование: образ чужой культуры  очищался от неприемлемых черт, пополнялся собственными интерпретациями  культурных феноменов.

Подходы западных социологов к выделению причин возникновения  молодежных субкультур различны. «Так Р.Левинталь говорил о том, что старшее поколение все меньше может помочь младшему при выработке нормального поведения, соответствующих новым жизненным проблемам. Стремления молодежи не удовлетворяются ни в прагматично ориентированных семьях, ни в традиционных учреждениях и организациях, которые охраняют устаревшие ценности и нормы. Чаще всего субкультурные проявления молодежи выражаются в разных формах асоциального поведения отдельных групп молодых людей, которые шокируют общество своим внешним видом, манерами, интересами, выбором стиля жизни и пр. Речь идет о так называемом «шок-протесте».

 

По Парсону, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых – это “нетерпение” детей занять место отцов в социальной структуре. Однако дело кончается вхождением нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством.

 

У М. Мид иная точка зрения: молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, прежних позиций в ней нет. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. Результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой.

 

Так или иначе, анализ субкультур западными учеными основывается на опыте деятельности неформальной молодежи в условиях развитой демократии и стабильной экономики, а также  на бихевиористских концепциях (т.е. изучение ведется по линии выявления девиантного поведения)». Как уже говорилось выше, по моему мнению, субкультура это скорее духовная потребность молодежи. В современном мире, выходя во взрослую жизнь, молодежь не может выразить себя, не может утвердиться в этом мире, и единственный выход, который они видят это стать приверженцем какой-либо субкультуры.

Информация о работе Молодежные субкультуры и их роль в жизни современных школьников