Финансовый контроль и анализ территриальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Успешное развитие экономики любой страны во многом зависит от достоверности и оперативности получения органами власти сведений о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также от возможности эффективно управлять ими. Правительству РФ для принятия правильных, экономически взвешенных решений нужна достоверная и своевременная информация о финансовых возможностях государства. Кроме того, оно должно жестко контролировать процесс исполнения бюджета и оперативно оценивать его результаты.

Содержание

Введение 3
1. Финансовый внутренний контроль и его организация в Федеральном казначействе 5
1.1. Становление и развитие финансового контроля. Зарубежный опыт осуществления контроля 5
1.2. Финансовый внутренний контроль, его цели и задачи 25
2. Контроль органов Федерального казначейства за исполнением федерального бюджета 37
2.1. Федеральное казначейство и его функции 37
2.2. Кассовое обслуживание исполнения бюджета 47
3. Аудит эффективности финансового контроля в Российской Федерации 51
3.1. Эффективность использования средств федерального бюджета 51
3.2. Совершенствование системы внутреннего финансового контроля в управлении Федерального казначейства 70
Заключение 79
ЛИТЕРАТУРА 81

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 292.69 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Финансовый внутренний  контроль и его организация  в Федеральном казначействе 5

1.1. Становление и развитие  финансового контроля. Зарубежный  опыт осуществления контроля 5

1.2. Финансовый внутренний  контроль, его цели и задачи 25

2. Контроль органов Федерального  казначейства за исполнением  федерального бюджета 37

2.1. Федеральное казначейство  и его функции 37

2.2. Кассовое обслуживание  исполнения бюджета 47

3. Аудит эффективности  финансового контроля в Российской  Федерации 51

3.1. Эффективность использования  средств федерального бюджета 51

3.2. Совершенствование системы  внутреннего финансового контроля  в управлении Федерального казначейства 70

Заключение 79

ЛИТЕРАТУРА 81

Введение

Успешное развитие экономики любой страны во многом зависит от достоверности и оперативности получения органами власти сведений о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также от возможности эффективно управлять ими. Правительству РФ для принятия правильных, экономически взвешенных решений нужна достоверная и своевременная информация о финансовых возможностях государства. Кроме того, оно должно жестко контролировать процесс исполнения бюджета и оперативно оценивать его результаты.

Вопросы организации контроля за общественными финансами играют важное значение в жизни любого государства. А хорошо отлаженная система контроля является неотъемлемым атрибутом эффективно функционирующего демократического общества.

Изменения, происходящие в бюджетном процессе в последние годы, определили актуальность задачи контроля над финансовыми ресурсами. Так, полномасштабное внедрение в бюджетный процесс казначейской системы исполнения бюджетов позволило изменить организацию исполнения бюджетов, установить достаточно жесткий контроль за расходованием бюджетных средств, обеспечить четкое соблюдение бюджетных назначений и их рациональное использование в процессе реализации задач и функций государства. Организация действенного казначейского контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжением государственной собственностью становится одним из главных приоритетов современной экономической политики российского государства.

Таким образом, целью данной выпускной квалификационной (дипломной) работы является изучение вопросов финансового контроля, его организации в Федеральном казначействе и выявление проблем, а также направления совершенствования казначейского контроля.

Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. раскрыть сущность и  значение финансового контроля;

2. изучить зарубежный  опыт осуществления финансового  контроля;

3. изучить функции Федерального  казначейства, а также кассовое  обслуживание исполнения бюджета;

4. выявить проблемы финансового  контроля в Российской Федерации;

5. определить пути повышения  эффективности использования средств  федерального бюджета;

6. определить направления  совершенствования финансового  контроля (в том числе внутреннего) в управлении Федерального казначейства.

Объектом исследования данной работы является: деятельность Федерального казначейства как инструмента финансового контроля.

Предметом исследования является эффективность применяемых методов финансового контроля в деятельности Федерального казначейства.

1. Финансовый внутренний  контроль и его организация  в Федеральном казначействе

1.1. Становление  и развитие финансового контроля. Зарубежный опыт осуществления  контроля

Финансовый контроль является неотъемлемым элементом управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Финансовый контроль прямо и непосредственно вытекает из контрольной функции финансов. Финансовый контроль пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Создание эффективной системы государственного финансового контроля невозможно без научного осмысления исторического опыта российской государственности, на всех этапах развития которой особое место отводилось государственному финансовому контролю.

История финансового контроля в России прошла длительный период становления и развития, связанный с формированием центральных органов управления империей, системы местных органов управления на уровне губерний и уездов, а также с разработкой и оформлением российского финансового законодательства. Функция финансового контроля обрела характер государственной с зарождением древнерусской государственности, которая ведет свое исчисление с IX в.

История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов – Русской Правде (XI в.). Именно в этом документе закреплялось право высшего должностного лица – князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (XII в.) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В частности, устав регламентировал порядок закупок, взимания налогов и уплаты процентов ростовщикам, улучшал правовое положение купечества. В XII-XIII вв. в Древней Руси все важнейшие вопросы, в т.ч. контроль над управлением финансами государства, оставался важнейшей функцией вече. Существование государства обеспечивали финансовые органы, собиравшие подати и наблюдавшие за исполнением повинностей (прямые налоги), взимавшие заставные (при въезде в город) и торговые пошлины.

В правление Ивана III (1462-1505 гг.) для управления государством были созданы 25 учреждений – Приказов, и практически все приказы имели отношение к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и Казну – общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. Наряду с финансовыми, Казна выполняла и дипломатические функции, играла роль великокняжеской канцелярии. Здесь же хранилась и прикладывалась к документам государственная печать.

Система управления на местах еще не была унифицирована. Как и прежде, власть осуществлялась наместниками и волостелями, которые, выполняя свои функции, дублировали органы центральной власти, главными их обязанностями являлись сбор налогов и суд. При этом над наместниками осуществлялся контроль со стороны областных дворецких, дворецкого Государева двора, казначея. Вертикаль многоуровневого контроля замыкалась на Великом князе.

На середину XVI в. приходятся две важные реформы: денежная, унифицировавшая денежную единицу в стране, и губная, положившая начало земской реформе.

Основные преобразования начались с 1550 г. и преследовали задачи наполнения государственной казны и совершенствования системы управления. Контроль за деятельностью наместников и волостелей осуществлялся царскими дьяками, выдававшими "наместникам уставные грамоты, а местному населению доходные списки, т.е. документы, которыми определялись судебные и финансовые прерогативы наместников. Устанавливался единый размер наместничьих судебных пошлин.

Поступающие в приказы деньги, получаемые в качестве доходов государства, не могли не передаваться из одного ведомства в другое без санкции верховной власти. В случае передачи средств из одного приказа в другой оформлялась "подписная память", которая подписывалась дьяком. Памяти склеивались вместе и сворачивались в столбцы. Здесь мы видим своеобразную форму учета и контроля, необходимую в условиях распыления государственных средств между различными приказами.

Сформировавшийся приказной аппарат привел к возникновению таких негативных явлений, как казнокрадство и взяточничество. Размер злоупотреблений впечатлял своими масштабами.

При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649 г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства. Первый орган государственного финансового контроля России – Большая Казна – действовал с конца XV в. для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовый контроль. Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656 г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов. Деньги, взысканные в царскую казну в результате контрольной деятельности Счетного приказа, составляли "особый царский фонд".

Практически все приказы, так или иначе, были связаны с государственными финансами, следовательно, они осуществляли ведомственный финансовый контроль.

Сведения о существовании государственного бюджета в XVII в. отсутствуют. Однако составлялись местные бюджеты и бюджеты отдельных приказов, что позволяло осуществлять необходимый финансовый контроль. Каждый воевода составлял на предстоящий год "окладную роспись" (или "пометный список"), в которой указывались ожидаемые денежные поступления и расходы на местные нужды. Указывались недоимки, незапланированные поступления и т.п. Окладная роспись и сметный список посылались в приказ, в подчинении которого находился город. В приказе составлялась своя приходная окладная книга на год, в которую вносились данные о планируемых поступлениях, и сведения об их выполнении. Данные планировались и учитывались по отдельным статьям и городам. Такая система, конечно, не могла исключить финансовых злоупотреблений, но позволяла минимизировать их.

В правление Федора Алексеевича (1676-1682 гг.) продолжается работа по дальнейшей централизации деятельности приказов. Наиболее важной была попытка объединить все финансовые дела в укрупненном приказе Большой Казны, которому отошли функции Счетного приказа, четвертей и других приказов.

Происходит усиление государственного контроля за приходом и расходом казенных средств. Составлялись бюджеты местные и отдельных приказов. Однако общегосударственной приходной окладной книги не составлялось, что позволяло нечистым на руку приказным залезать в казну. Помимо прямого воровства, существовали и более изощренные способы наживы, как, например, дача казенных денег в рост частным лицам.

Одним из важных этапов становления финансового контроля в России стали государственные преобразования и реформы Петра I. Реформы Петра I, вызвавшие рост производительных сил и увеличение бюджета, образование всероссийского рынка и расширение внешнеторговых связей, настоятельно требовали качественного улучшения контрольной работы, поэтому в ходе реформ Петр I дает основание государственному счетоводству и контролю. Упразднив Думу, Петр I возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям, ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718 г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

В XVIII в. организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие. Лишь в XIX веке при реформах М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанностей было "усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях". Это были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности. Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям.

Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля – осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.

Информация о работе Финансовый контроль и анализ территриальных финансов