Соотношение мер Административной и уголовной ответственности за нарушение экологического закнодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 07:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В неофициальном рейтинге стран по числу экологических правонарушений Россия занимает одно из первых мест. В нашей стране данные правонарушения носят скрытый (латентный) характер, по данным многочисленных исследований процент латентности составляет от 95 % до 99 %. Кроме того в нашем законодательстве зачастую отсутствуют реальные механизмы для привлечения к экологической ответственности за мелуие правонарушения. В Европе, США, ряде стран Азии даже за выброшенный на улицу мусор нарушитель по крайней мере заплатит внушительный штраф, размер которого может составить несколько тысяч долларов. Не говоря уже о предприятиях, нарушающих природоохранное законодательство – работают они, как правило, до первого визита представителей контрольно-надзорного ведомства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 3
1.1. Ответственность за нарушение экологического законодательства: понятие и цели 3
1.2. Виды ответственности за нарушение экологического законодательства 3
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ 3
2.1. Основание административной ответственности за нарушение экологического законодательства 3
2.2. Основание уголовной ответственности за нарушение экологического законодательства и ее отличие от административной 3
2.3. Вопросы эффективности применения административной и уголовной ответственности за нарушение экологического законодательства 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 3
ПРИЛОЖЕНИЕ А Ошибка! Закладка не определена.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Ошибка! Закладка не определена.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 102.01 Кб (Скачать файл)

Соотношение мер административной и уголовной ответственности  за нарушение экологического законодательства

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 3

1.1. Ответственность за нарушение  экологического законодательства: понятие и цели 3

1.2. Виды ответственности за нарушение  экологического законодательства 3

ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ 3

2.1. Основание административной ответственности  за нарушение экологического  законодательства 3

2.2. Основание уголовной ответственности  за нарушение экологического  законодательства и ее отличие  от административной 3

2.3. Вопросы эффективности применения  административной и уголовной  ответственности за нарушение  экологического     законодательства 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 3

ПРИЛОЖЕНИЕ  А Ошибка! Закладка не определена.

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б Ошибка! Закладка не определена.

 

 

ВВЕДЕНИЕ  

Актуальность исследования. В неофициальном рейтинге стран  по числу экологических правонарушений  Россия  занимает одно из первых мест. В нашей стране данные правонарушения носят скрытый (латентный) характер, по данным многочисленных исследований процент латентности составляет от 95 % до 99  %. Кроме того в нашем  законодательстве зачастую отсутствуют  реальные механизмы для привлечения  к экологической ответственности  за мелуие правонарушения.  В Европе, США, ряде стран Азии даже за выброшенный  на улицу мусор нарушитель по крайней  мере заплатит внушительный штраф, размер которого может составить несколько  тысяч долларов. Не говоря уже о  предприятиях, нарушающих природоохранное  законодательство – работают они, как  правило, до первого визита представителей контрольно-надзорного ведомства.

На сегодняшний день перед  нами остро встает проблема  рационального  использования природных ресурсов и экологической безопасности, решением которой на наш взгляд,  является строгое соблюдение всего российского  законодательства об охране окружающей среды. В связи с чем, при рассмотрении дел о нарушении экологического законодательства, следует обеспечивать полное и всестороннее исследование всех обстоятельств противоправного  деяния, и не допускать необоснованного  освобождения виновного от ответственности.  Стоит отметить, на сегодняшний день за нарушение экологического законодательства предусмотрены меры административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.  Однако именно с помощью мер административной и уголовной ответственности возможно более эффективно воздействовать на правонарушителя и соответственно тем самым предотвращая появление новых экологических правонарушений.

Объектом исследования общественные отношения, возникающие в связи  с применением  мер административной и уголовной ответственности  за нарушение экологического законодательства.

Предметом исследования являются нормы права регламентирующие порядок  применения мер административной и  уголовной ответственности за нарушение  экологического законодательства.

Целью исследования является выявление особенностей соотношения мер административной и уголовной ответственности за нарушение экологического законодательства.

Задачами исследования являются:

- дать понятие и определить  цели установления ответственности  за нарушение экологического  законодательства;

- классифицировать меры  ответственности за нарушение  экологического законодательства  на виды;

- проанализировать особенности  административной ответственности  за нарушение экологического  законодательства, оснований ее  применения;

- проанализировать особенности  уголовной ответственности за  нарушение экологического законодательства , оснований ее применения и  отличие от административной;

-  сформулировать предложения  по повышению эффективности применения  административной и уголовной  ответственности за нарушение  экологического законодательства.

Теоретической основой исследования выступили труды следующих ученых: А.Б.  Агапова,  А.П. Анисимова, М.М. Бринчука, А.Ф. Вишневского, Н.А. Горбатока, В.А. Кунчинского, О.С.  Кулаковой, Д.А. Липинского,   В.В.  Петрова, Р.Л. Хачатурова и других.

Методологической основой  исследования является системный подход, а также базирующиеся на нем общие, частные (формально-юридический, сравнительно-правовой).

Структура работы состоит  из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.1. Ответственность  за нарушение экологического  законодательства: понятие и цели 

Отношения в сфере оздоровления, охраны и улучшения окружающей природной  среды, устранения и предупреждения вредных последствий воздействия  на хозяйственную или другую сферу, которые регулируются нормами экологических  и смежных отраслей права, называют экологическими правоотношениями.

Правоотношения в экологической  сфере могут классифицировать по основаниям разного плана: по объектам, по субъектам - участникам, по степени правовой охраны и т.д. Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» 1 различают следующие правовые отношения: земельные, водные и лесные, отношения естественных экологических систем, отношения по поводу использования и охраны атмосферного воздуха, отношения в сфере озонового слоя атмосферы, отношения в области микроорганизмов, животного мира, природных ландшафтов, а также отношения в сфере особо охраняемых природных объектов и иные.2

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды  устанавливается соответствующая экологическая ответственность.

Экологическая ответственность — это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде. Выполняет стимулирующую, компенсационную, превентивную функции.

Экологическая ответственность  имеет эколого-экономическую и юридическую формы и рассматривается как вид юридической ответственности.

На сегодняшний день юридическая  ответственность рассматривается  как гарантированная государственным  принуждением, убеждением или поощрением и обеспеченная нормами права, реализующаяся  в правомерном поведении субъектов  юридическая обязанность лица по соблюдению, исполнению требований данных норм, в случае же их нарушения- обязанность  лица понести неблагоприятные последствия (лишений) личного или личного имущественного характера. 3 

В данном смысле юридическая  ответственность реализует в  правовой системе   охранительную, воспитательную, правовосстановительную и карательную функции.

Другими словами юридическая  ответственность воспринимается как  особая субъективная обязанность правонарушителя (связанная с правонарушением) претерпеть предусмотренные законодательством  неблагоприятные, карающие его последствия  совершенного им виновного противоправного  деяния.4

Можно выделить следующие признаки юридической ответственности: 

во-первых, юридическая ответственность наступает в случае нарушения лицом установленных государством правил поведения (правовых норм);

во-вторых, сама юридическая ответственность регулируется правовыми нормами;

в-третьих, негативная реакция  на нарушение норм права заключается  в применении к правонарушителю  установленных мер принуждения, предусмотренных санкциями норм права, применение которых регулируется нормами процессуального права. Применение государственных мер принуждения осуществляется компетентными органами в строго определенной законом процессуальной форме и могут носить личный (лишение свободы), имущественный (штраф), организационный (лишение специального права, например,  охоты) и другой характер. При этом нужно помнить, что может быть добровольная форма реализации юридической ответственности.5

Эколого-экономическая функция  состоит в том, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных компонентов, природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Применительно к природной  среде причиненный вред может  быть представлен в виде реальных и предполагаемых потерь в природной среде. Эти потери обычно выражаются в форме нанесенного ущерба - реальных потерь в природной среде (уничтожение лесов, животного мира, истощение вод и т. п.) и в форме убытков - расходов на восстановление нарушенного состояния природной среды.

Экологический вред посягает на интересы человека и его право на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, материально выражающуюся в качестве природной среды. По своим проявлениям экологический вред может иметь растянутый во времени и пространстве характер и быть восполнимым, трудновосполнимым и невосполнимым (в отличие от экономического - всегда восстановимого - вреда).

Ответственность, предусмотренная  действующим законодательством  за экологические правонарушения, преследует цели защиты общественных интересов  и интересов граждан и является одной из форм государственного принуждения. Поэтому она применяется только государственными, специально на то уполномоченными  органами (должностными лицами) и в  соответствии  с законодательством  РФ, регламентирующим правила применения той или иной экологической ответственности.6

Таким образом, экологическая  ответственность — это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде, выражающейся в  нарушении правовых норм, негативной реакции на нарушение,  применении к правонарушителю установленных мер принуждения со стороны государственных органов и должностных лиц в пределах их компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

1.2. Виды  ответственности за нарушение  экологического законодательства 

Виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства ответственности можно классифицировать по различным основаниям: по времени ее наступления,  по субъектам, возлагающим юридическую ответственность,  по отраслям права, однако основным крупным делением юридической ответственности, которое достаточно полно и четко охватывает все ее виды, следует признать ее разделение на два крупных вида: компенсационную (правовосстановительную) и репрессивную (карательную).

Компенсационная ответственность  за нарушение экологического законодательства предусматривает возложение на правонарушителя обязанности возместить причинённый вред окружающей природной среды и по – другому называется «платной».

 Платная юридическая ответственности за нарушение экологического законодательства  возникает с момента правонарушения, имеет конкретный, адресный характер и может быть выполнена добровольно.

Репрессивная (карательная) юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства имеет иную природу, она применяется за преступления либо административные проступки и напрямую связана с деятельностью уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц. Она возникает с момента вступления в силу правоприменительного акта, например, решение суда, приговор суда.

На сегодняшний день существуют следующие основные виды репрессивной ответственности за нарушение экологического законодательства: 

- конституционная, 

- уголовная, 

- административная,

- дисциплинарная.7

Так, конституционная  ответственность наступает за нарушение основного закона страны высшими должностными лицами государства или органами государственной власти. Для страны и народа очень опасна безответственность высших должностных лиц, высших органов. Так, согласно п. «б» ст. 84 Конституции РФ8 Президент РФ может распустить Государственную Думу РФ или в соответствии со ст. 93 Конституции РФ предусматривается порядок отрешения от должности Президента РФ на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, например экологического экоцида.

Санкциями конституционной  ответственности являются: запрет занимать определенную должность в сфере  государственного управления природными ресурсами, причем,  многие санкции  конституционных норм содержатся в  уголовном и административном законодательстве.

Уголовная ответственность – это меры принудительного характера, устанавливаемые только законом за такие общественно опасные деяния, как преступления. Это реализация санкций уголовно-правовых норм. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Уголовное правоотношение возникает с момента совершения лицом преступления. Субъектом уголовной ответственности за нарушение экологического законодательства по УК РФ может быть лицо, достигшее 16 лет9.

Уголовная ответственность  является наиболее суровым видом  юридической ответственности и  воздействует непосредственно и  прямо на личность преступника. Уголовным  законом предусмотрены обстоятельства, исключающие преступность деяния. Например, не является преступлением причинение вреда окружающей природной среде  в случае крайней необходимости, если конечно не было превышение ее пределов. В научной литературе уже  высказываются идеи о том, чтобы  был установлен предельный (верхний) возрастной порог уголовной ответственности  за бездействие и бездеятельность.10

Информация о работе Соотношение мер Административной и уголовной ответственности за нарушение экологического закнодательства