Лекции ро "Налогообложению организации финансового сектора экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:14, курс лекций

Краткое описание

Финансовый сектор экономики входит в состав институциональных секторов экономики. Институциональные секторы экономики это - группы институциональных единиц, т. е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность иоперации с другими единицами, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и источников финансирования затрат. В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы объединяются в пять внутренних секторов. К ним относятся: нефинансовые организации, финансовые организации, государственные учреждения, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ФСЭК.docx

— 160.34 Кб (Скачать файл)

Курс  лекций по дисциплине

«НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

Тема 1. «Финансовый сектор экономики. Его  структура и место в современной  рыночной экономике»

 

Финансовый сектор экономики входит в состав институциональных секторов

экономики.

Институциональные секторы экономики это - группы институциональных

единиц, т. е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть

активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность иоперации с другими единицами, однородных с точки зрения выполняемых ими

функций в экономическом процессе и источников финансирования затрат.

 

     В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы

объединяются в пять внутренних секторов. К ним относятся: нефинансовые организации, финансовые организации, государственные учреждения, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства,  домашние хозяйства.

Имеется также один внешний сектор - "остальной мир".

 

     Сектор финансовых организаций состоит из институциональных единиц, занятых

финансовыми операциями и страхованием на коммерческой основе независимо от

форм собственности.

 

     Структура финансового сектора экономики: Кредитные учреждения; Страховые учреждения; Инвестиционные фонды; Управляющие компании паевых инвестиционных фондов и

пайщики ПИФов (юридические и физические лица).

 

 Профессиональные участники рынка ценных бумаг:

1) Кредитные учреждения включают коммерческие банки, кредитные общества и

ассоциации. Их основными функциями являются выпуск, приобретение, хранение и

распространение денежных средств и предоставление кредитов предприятиям и

домашним хозяйствам и др. Свои издержки эти единицы финансируют главным

образом за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные услуги,

и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

 

2) К страховым учреждениям относят государственные и частные компании,

занимающиеся всеми видами страхования. Их издержки финансируются в основном за

счет страховых премий.

 

3) Инвестиционные фонд - Акционерный инвестиционный фонд - открытое

акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является

инвестирование имущества в ценные бумаги Акционерный инвестиционный фонд не

вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

 

4) ПИФ – Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный

комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление

управляющей компании, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не

является юридическим лицом.

 

     Основные законодательные акты, регулирующие деятельность и определяющие

особенности налогообложения организаций финансового сектора экономики в

Российской Федерации:

 

1. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ Ч.1 И Ч.2.

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ) № 86-ФЗ.

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. №

395-1.

4. ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВИЛАХ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В

КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ

ВЛОЖЕНИЙ № 39-ФЗ.

6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ N 115-ФЗ.

7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДАХ № 156-ФЗ.

8. ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ №4015-1.

9. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ N 39-ФЗ.

10. КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

_______РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА.

 

 

Тема 2. «Банковская  система Российской Федерации»

 

Банковская система государства  включает в себя банковские институты  различных

типов. Как правило, принято выделять

- центральный банк страны;

- коммерческие банки;

- небанковские кредитные учреждения.

Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием  товарно-

денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около

трехсот лет назад (один из первых центральных банков — Шведский Риксбанк

образован в 1668 г.). В XX в. понимание  значения роли центрального банка для

всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная

финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что  «в

странах, где не существует центрального банка, его следует создать».

Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского

учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными

функциями в области организации  денежно-кредитного обращения. Для

центрального банка характерен высокий уровень независимости  от прочих

государственных структур. Большей  частью он подотчетен непосредственно

парламенту или образованной парламентом  специальной комиссии. Руководителя

центрального банка назначает  глава государства или парламент. Правительству

же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада

предоставляется право подбора  кандидатуры на этот высокий пост. Центральный

банк обычно создается в форме  акционерного общества, наделенного  особыми

полномочиями. В большинстве случаев  его капитал принадлежит государству: но

акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.

Степень независимости центральных  банков неодинакова — от максимально

независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в

полной зависимости от правительства.

Первым рассмотрим Банк Англии как  один из старейших в банковских

системах западных стран.

Банк Англии был создан в 1694 году парламентским актом. Необходимость  в

образовании этого банка (созданного в форме акционерной компании с участием

1268 акционеров, торговцев и финансистов,  первоначальный взнос каждого  из

которых составлял 1200 ф.ст.) была вызвана острой нехваткой у государства

денежных средств на ведение  войны с Францией. Банк Англии располагал большим

числом филиалов, поскольку кредитованием  правительства и эмиссионной

деятельностью его функции не исчерпывались. Он, кроме того, занимался

выпуском переводных векселей и  учитывал векселя частных лиц. предоставлял

ссуды под товарное обеспечение  и т.д. Однако именно эмиссия банкнот  послужила

причиной трансформации Банка  Англии в центральный банк, призванный сохранять

стабильность денежного обращения.

В 1946 г. Банк Англии был национализирован путем передачи его акционерного

капитала (который составлял к  тому моменту сумму, равную 14 553 000 ф.ст.)

солиситору казначейства (т.е. в  собственность государства). Все  прежние

владельцы получили компенсацию в  виде государственных ценных бумаг.

Национализация означала законодательное  закрепление за Банком Англии тех

функций центрального банка, которые  он и до этого фактически выполнял. Кроме

того, отныне на Банк Англии были возложены  и новые функции, присущие

центральному банку страны. Он стал определять денежную политику: коренным

образом изменилось его место в  банковской системе.

Банк Англии занимает достаточно своеобразное место в системе государственных

органов. Он призван осуществлять связь между государственными органами и

частным сектором, проводить государственную  политику в области финансов и

кредита специфическими средствами (в  частности, путем варьирования процентных

ставок). С другой стороны, Банк Англии сам находится под контролем

казначейства. Последнее вправе потребовать  от него ведения особых реестров с

данными о держателях определенных акций или облигаций, а также  давать Банку

Англии рекомендации, которые оно  сочтет необходимым в государственных

интересах.

Отношения Банка Англии с центральным  правительством и местными органами

власти отмечены еще одной особенностью. Банк Англии осуществляет их

кредитование в различных формах. Поступление денежных средств на счета

государства происходит как путем  обязательных для Банка Англии отчислений из

полученной им прибыли, так и  путем операций, осуществляемых им с

государственными ценными бумагами. Наконец, Банк Англии управляет

государственным долгом.

Размер собственного капитала Банка  Англии неизменен со времени принятия Акта

Роберта Пиля (1844 г.) и составляет сумму, равную 14 553 млн. ф.ст.

Банк Англии разделяется на два  департамента ¾ Эмиссионный и

Банковский. Первый отражает на своих  счетах лишь операции по выпуску банкнот

и их обеспечению, второй ¾ все остальные  операции, производимые Банком

Англии. Основные статьи баланса Банка  Англии приведены в приложении 1.

Главная контора  банка Англии расположена  в Лондоне. Банк Англии имеет на

территории Великобритании 8 отделений.

 

Банк России в смысле его независимости

занимает в ряду центральных  банков различных государств промежуточное место.

Здесь существенное значение имеет  четкое законодательное разграничение

государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей

правительства пользоваться средствами центрального банка.

Статус, задачи, функции, полномочия и  принципы организации и деятельности

Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации,

Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)"

и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации

главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости

рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)" основными целями деятельности Банка

России являются: укрепление покупательной  способности и курса рубля  по

отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы

России: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы

расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от

органов государственной власти (ст. 75 Конституции Российской Федерации  и ст.

5 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке

России)"). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Принцип независимости - ключевой элемент  статуса Центрального банка

Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк России не

входит в структуру федеральных  органов государственной власти и выступает как

особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и

организации денежного обращения. Независимость статуса Банка  России отражена

в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О  Центральном банке Российской Федерации

(Банке России)". Банк России  является юридическим лицом и  выступает как

субъект публичного права. Уставный капитал  и иное имущество Банка России

являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию  и

распоряжению имуществом Банка  России осуществляются самим Банком России;

изъятие и обременение обязательствами  имущества Банка России без его  согласия

не допускаются. Финансовая независимость  Центрального банка Российской

Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы  за счет

собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и  Банк

России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие

обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О  Центральном

банке Российской Федерации (Банке  России)" федеральные органы государственной

власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации  и органы

местного самоуправления не имеют  права вмешиваться в деятельность Банка

России. В случаях такого вмешательства  Банк России информирует об этом

Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать

свой статус и полномочия в судебном порядке.

Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской

Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности

Председателя Банка России (по представлению  Президента Российской Федерации)

и членов Совета директоров Банка  России, а также назначает аудитора Банка

России и утверждает годовой  отчет Центрального банка Российской Федерации и

аудиторское заключение.

Центральный банк Российской Федерации  представляет собой единую централизованную

систему с вертикальной структурой управления. В систему входят:

центральный аппарат, территориальные  учреждения, расчетно-кассовые

центры, вычислительные центры, полевые  учреждения и учебные заведения,

хранилища, а также другие предприятия, учреждения и органи

зации, в том числе подразделения  безопасности, необходимые для успешной

деятельности банка.

Центральный аппарат Банка России включает департаменты по основным

направлениям деятельности, управления и отделы (например, Департамент

методологии бухучета, Департамент  операций на открытом рынке, Департамент  по

Информация о работе Лекции ро "Налогообложению организации финансового сектора экономики"