Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:34, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является потенциал инновационного развития Республики Беларусь и других ведущих стран СНГ.
Предметом – научный, научно-технический, инновационный и промышленный потенциал в системе государственного управления экономикой.
Цель данной курсовой работы – изучить развитие потенциалов Республики Беларусь и других ведущих стран СНГ и сделать предложения по формированию инновационной национальной экономики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить понятие и структуру научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов государства;
Проанализировать состояние научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов ведущих стран СНГ;
Предложить пути инновационного развития стран СНГ.
Введение
1. Потенциалы, их сущность и показатели.
1.1. Научный потенциал
1.2. Научно-технический потенциал
1.3. Инновационный потенциал
1.4. Промышленный потенциал
2. Состояние научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов стран СНГ (Беларусь, Россия, Украина, Казахстан).
3. Перспективы инновационного развития стран СНГ.
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе
развития экономики на смену прежней
экономической системе, невосприимчивой
к новым технологиям, отличающейся
ресурсоемкостью, должна прийти новая,
более устойчивая. Перспективы развития
экономики в настоящее время
принято связывать с освоением
новых технологий, производственных,
информационных, социальных и т.п., а
также с изменением общей концепции
экономического развития на новой методологической
основе, способной обеспечить проведение
политики по изменению траектории развития,
направленной на формирование и усиление
позитивной динамики, становление инновационной
экономики. Благодаря научно-техническому
прогрессу в XX веке экономический
рост в промышленно развитых странах
превратился в устойчивую тенденцию,
что создало условия для
Актуальность темы курсовой
работы заключается в том, что
сегодня в условиях второго этапа
научно-технического развития решающее
значение в обеспечении
Вопросы инновационного развития изучались в работах таких известных ученых, как: Ф. Котлер, Й. Шумпетер, Ф. Янсен, а также в работах экономистов А.В. Васильева, В.В. Горшкова, П.Н. Завлина, Е.А. Кретовой, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой, А.И. Татаркина, В.И. Тимофеева, Э.А. Уткина, Р.А. Фатхутдинова и многих других.
Вопросам формирования и реализации инновационного потенциала экономики посвящены работы ученых-экономистов Л.И. Абалкина, А.И. Анчишкина, Е.Ф. Борисова, И.В.Войтова, А.Герасименко, В.П.Горегляда, В.Г.Гусакова, Е.Давыденко, Н.Давыдова, В.С.Дригуна, О.Елисеевой, В.А.Колотухина, В.А.Лободы, В.Е. Матюшкова, Ю.Ничепуренко, А.Н.Фоломьева и других.
Исследованию проблем формирования и поддержки инновационного потенциала предприятий в условиях переходной экономики посвящены работы Г.И. Жица и Д.И. Кокурина. Формированию и использованию инновационного потенциала в условиях глобальной информатизации общества и становления «информационной экономики» посвящены работы С. Дятлова, Р. Нижегородцева, С. Никитина.
Значительный вклад в разработку проблем постиндустриального общества и инновационной экономики внесли зарубежные ученые: Д. Белл, П. Друкер, Д. Кларк, Г. Менш, Р. Портер, Б. Санто, Р. Солоу, Й. Шумпетер и др.
Анализ конкурентоспособности представлен в работах таких известных зарубежных ученых, как: М. Альберт, П. Друкер, М. Мескон, М. Портер, Ф. Хедоури и др. В тоже время вне научных исследований до сих пор остается такой вопрос как инновационная конкурентоспособность, хотя в экономической практике это понятие употребляется все более широко.
Объектом исследования курсовой работы является потенциал инновационного развития Республики Беларусь и других ведущих стран СНГ.
Предметом – научный, научно-технический, инновационный и промышленный потенциал в системе государственного управления экономикой.
Цель данной курсовой работы – изучить развитие потенциалов Республики Беларусь и других ведущих стран СНГ и сделать предложения по формированию инновационной национальной экономики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить понятие и структуру научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов государства;
Проанализировать состояние научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов ведущих стран СНГ;
Предложить пути инновационного развития стран СНГ.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области современных теорий инноваций, теорий конкуренции, теории глобализации, микроэкономики, инновационного и стратегического менеджмента, а также в области управления инновационными процессами в рамках различных экономических субъектов. Методологическую основу работы составляет единство системного, логического и исторического подходов, предполагающее целостное исследование процессов и явлений в условиях конкретной национальной институциональной среды.
Решение отдельных задач
осуществлялось с помощью методов
структурного, факторного, сравнительного
анализа, методов обработки
Информационной базой исследования явились официальные материалы Республики Беларусь, других стран Содружества независимых государств и межгосударственные нормативно-правовые документы; материалы статистической отчетности Республики Беларусь и стран Содружества независимых государств.
Курсовая работа состоит из трех разделов (глав). Общий объем курсовой работы 32 страницы.
В первом разделе освещены
теоретические подходы к
Во втором разделе на основе
статистического материала
В третьем разделе намечены перспективы инновационного развития стран СНГ.
1. Потенциалы, их сущность и показатели
Научный потенциал - реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной практике. Попытки определить различные показатели, характеризующие научно-исследовательский потенциал, были предприняты в 60-е гг. в документах Организации европейского экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и в материалах ЮНЕСКО с целью учета научных ресурсов стран и их международных сопоставлений. Считается, что методика, принятая на конференции экспертов ОЭСР в г. Фраскати (Италия) в 1963 г., - отправной пункт в систематическом сборе данных о научном потенциале [4].
Одно из первых определений научного потенциала приводится в материалах ЮНЕСКО конца 60-х гг., в которых под национальным научно-исследовательским потенциалом понимается совокупность ресурсов, которыми суверенно располагает страна для научных открытий, изобретений и технических новшеств, а также для решения национальных и межнациональных проблем, которые выдвигают наука и применение ее результатов. Такое определение отражает так называемый "ресурсный" подход к научному потенциалу. Однако ни в этих, ни в более поздних работах ОЭСР и ЮНЕСКО не ставилась задача собственно научной разработки проблемы научного потенциала, по существу их содержание не выходило за рамки статистических материалов. Проблема научного потенциала осознается в в связи с решением практических задач государственного планирования и управления наукой, повышения эффективности научных исследований и связи науки с производством. Поэтому на первый план выступала задача количественной оценки научного потенциала и его "составляющих", т.е. структурных компонентов. Значительный опыт изучения научного потенциала был накоплен в рамках одной из науковедческих дисциплин - экономики науки. Ею был собран конкретный эмпирический материал, являющийся результатом количественного измерения отдельных параметров научного потенциала. Это было оправдано, т. к. принятие решений в области государственной научной политики необходимо должно было основываться на конкретных данных о численности научных кадров, о размерах финансирования фундаментальных и прикладных исследований, о стоимости приборов и оборудования и т. п.
Вместе с тем, не все составляющие научного потенциала могут быть выражены количественно: накопленное научное знание, научный задел, организационные факторы науки не поддаются количественному измерению. К тому же научный потенциал, как сложная система не есть простая сумма количественно измеренных его составляющих, а обладает новым качеством, возникающим именно в результате их взаимодействия. Только количественный анализ основных структурных компонентов явно недостаточен для оценки научного потенциала, ибо прямыми подсчетами и экстраполяциями может быть охарактеризован только низший, простейший уровень науки; параметры высших, специфичных именно для науки уровней организации характеризуется гораздо более сложными, в основном качественными, закономерностями развития. Вследствие этого можно утверждать, что получить адекватную характеристику научного потенциала можно только на основе единства качественного и количественного его анализа. Всякое конкретное, количественное исследование научного потенциала, в том числе наукометрическое, экономическое должно основываться на теоретических, методологических предпосылках, содержать качественные, социально-философские критерии. А научная политика, направленная на развитие научного потенциала и его эффективное использование в социальной практике, должна опираться не только на количественные данные о его отдельных составляющих, но и на теоретически обоснованную концепцию научного потенциала, которая может быть создана на основе социально-философского его анализа. Кроме того, проблема научного потенциала возникает как следствие самопознания науки, осознания ею своей социальной значимости, для чего требуется определить социальные предпосылки и возможности ее развития, что как раз и характеризует научный потенциал.
В последнее десятилетие
наблюдается чрезвычайно
• рост затрат на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), которые в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) возросли с 416 до 552 млрд долл. в 1994-2000 гг., или с 2,04 до 2,24% ВВП;
• усиление внимания государства к стимулированию развития инновационной среды, значительное возрастание роли государственного управления с целью создания условий для будущих прорывов в области технологии;
• стремление к улучшению
системы образования и
• повышение роли проблем, относящихся к охране интеллектуальной собственности, и возрастание сложности их решения из-за неоднозначности влияния на развитие науки и высоких технологий;
• повышение сложности государственного управления из-за необходимости концентрации усилий в большей степени на стимулировании распространения новых технологий, конкуренции в области телекоммуникаций, создания новых методов управления на основе «электронного правительства» и т.д.
В современных условиях развития
общественного производства, повышение
его эффективности все в
Роль и значение научного потенциала в условиях перехода к рыночной экономике обусловлены следующими обстоятельствами [5]:
во-первых, необходимостью научного обеспечения процесса перехода к рыночным отношениям;
во-вторых, коренной структурной перестройкой производства, без которой немыслима цивилизованная рыночная экономика;
в-третьих, возможностью выживания предприятий за счет эффективного использования научного потенциала;
в-четвертых, большим его масштабом и многопрофильностью.
Все это по-новому ставит проблему научного потенциала и эффективного его использования в интересах общества. Необходимость нового подхода к проблеме использования научного потенциала продиктована, кроме того, рядом изменений в общественно-политической и социально-экономической жизни, а также в структуре научного потенциала. К ним следует отнести: суверенизацию, образование новых научных организационных структур; изменение форм собственности в научно-технических организациях и их статуса; создание новых научно-технических организаций; достаточно сильный заводской сектор науки. Новый подход к этой проблеме предполагает проведение комплекса мероприятий основанных на следующих предпосылках:
Информация о работе Научный, научно-технический, инновационный и промышленный потенциалы стран СНГ