Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение формирования бюджетной политики Российской Федерации. Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- дать четкое определение бюджетной политики, рассмотреть ее цели и задачи;
- изучить этапы реформирования бюджетной политики;
- рассмотреть основные направления бюджетной политики;
- рассмотреть бюджетную политики в области доходов и расходов;

Содержание

Введение
Бюджетная политика как основной инструмент экономической политики государства
Сущность, цели и задачи бюджетной политики
Этапы реформирования бюджетной политики
Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
Состояние социально – экономического развития страны как основа формирования целей бюджетной политики
Бюджетная политика в области доходов
Бюджетная политика в области расходов и государственного долга
Межбюджетные отношения
Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа - Формирование бюджетной политики РФ.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  1. Бюджетная политика как основной инструмент экономической политики  государства
    1. Сущность, цели и задачи бюджетной политики
    2. Этапы реформирования бюджетной политики
  2. Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
    1. Состояние социально – экономического развития страны как основа формирования целей бюджетной политики
    2. Бюджетная политика в области доходов
    3. Бюджетная политика в области расходов и государственного долга
    4. Межбюджетные отношения
  3. Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

5

5

11

 

16

 

16

22

26

31

38

 

44

46




                  СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего  года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Отсюда - значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной политики.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Целью данной курсовой работы является изучение формирования бюджетной политики Российской Федерации. Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:

-    дать  четкое определение бюджетной политики, рассмотреть ее цели и задачи;

-    изучить этапы реформирования бюджетной политики;

-    рассмотреть основные направления бюджетной политики;

-    рассмотреть бюджетную политики в области доходов и расходов;

-    исследовать  дальнейшие перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации.

Структура курсовой работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

1    БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

    1.  Сущность бюджетной политики, ее цели и задачи

 

Центральное место  в финансовой системе любого государства  занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1]. В процессе построения такого общества государство сталкивается с необходимостью формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Политика государства в области финансов в целом, и бюджетных отношений в частности, играет важнейшую роль для экономики государства.

Бюджетная политика – это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

В широком смысле политика — это концепция специальной  деятельности по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес интересам других, в узком смысле — совокупность мероприятий, деятельность субъекта по достижению определенных целей. Бюджетная политика осуществляется главным образом именно входе бюджетного процесса, она предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования денежных средств, управления финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово – бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов бюджетной системы России, а также представляет собой  систему бюджетных отношений, комплекс мер и мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в области проводимой финансовой политики, направленных на создание оптимальных условий реализации государством через бюджет его функций[2].

В дальнейшем под  государственной деятельностью  в данном смысле будем понимать государственный  менеджмент, или государственное  управление, задачей которого является реализация государственной политики. Тогда нам следует определить понятие субъекта бюджетной политики. Под субъектом бюджетной политики понимаются органы государственной власти всех уровней, которые непосредственно разрабатывают, утверждают, исполняют, управляют и контролируют исполнение бюджета. Что же касается понятия «объекта бюджетной политики», то здесь будем подразумевать бюджетно-налоговое законодательство, и бюджетную систему, и бюджетный механизм.

Основополагающей  целью формирования бюджетной политики является решение экономических и социальных задач, стоящих перед государством. Однако на каждом этапе развития цель бюджетной политики, ее принципы и задачи конкретизируются под влиянием внутренних и внешних факторов. Так, в настоящее время принцип перехода от управления затратами к управлению результатами стал особо актуальным в связи с переходом к более совершенным формам бюджетных отношений.

Представим  основные цели бюджетной политики в трехлетней перспективе на рисунке 1.1.

Отсюда можно  выделить  основные  задачи бюджетной политики, которыми являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловное выполнение государством своих финансовых обязательств.

Наиболее важными  направлениями бюджетной политики являются:

- сбор бюджетных доходов,

- выполнение бюджетных обязательств,

- управление бюджетным дефицитом и государственным долгом.

 



 


 



 





 

 

 

Рисунок 1.1 - Основные цели бюджетной политики

 

Эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

- уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

- уровень выполнения бюджетных обязательств;

- величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

- уровень монетизации бюджетного дефицита;

- величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

- динамику валового внутреннего продукта;

- уровень безработицы;

- степень выполнения законодательных актов о бюджете.

Любая политика – это отношения минимум двух субъектов по поводу защиты и реализации собственного интереса относительно какого – либо   объекта (материальных, социальных, и других жизненных ценностей). Соответственно политика может быть классифицирована:

- по типу  объекта (социальная, экономическая);

- по виду субъекта (частная, коллективная, государственная).

Политика государства  – это концепция отношений  по поводу и реализации государственных  интересов, устройства, систем общественного  правопорядка. Политика государства  рыночной экономики – это совокупность экономических, политических, военных и правовых мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в целях, прежде всего, сохранения и развития существующего государственного устройства, государственного аппарата, частной собственности и имущих категорий населения.

Поскольку государство  само не производит каких – либо ценностей, то его существование  возможно исключительно за счет отчуждения средств производителей и других имущих экономических субъектов. Главное  звено социально – экономической  политики образует финансовая политика, охватывающая отношения по поводу денежной системы страны, страхования, цен, доходов и расходов государства. В составе финансовой политики государства выделяют бюджетную политику, которая обеспечивает изъятие и целенаправленное использование денежных средств.

Составными  частями бюджетной политики является:

- фискальная, или  налоговая политика;

- инвестиционная  политика.

В фискальной, или  налоговой политики сталкиваются интересы госаппарата, предпринимателей и наемных  работников, что предполагает выбор того или иного  фискального курса, принципов налоговой политики.

Среди последних  наибольшую известность получили:

- максимальное  обложение получаемых и имеющихся  жизненных ценностей субъектов; 

- обложение  согласно платежеспособности экономических субъектов;

Информация о работе Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации