Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 12:58, курсовая работа
Целью написания данной дипломной работы является анализ деятельности предприятия и определение путей повышения рентабельности его деятельности.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть сущность и основные понятия эффективности деятельности предприятия;
Определить значение финансовых результатов деятельности предприятия
Содержание
Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. В условиях рыночной экономики результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают от реализации продукции и других видов деятельности. Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получает предприятие. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Непосредственно она представляет собой разность между выручкой за вычетом всех налогов и полной себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. А также одним из главных показателей деятельности предприятия является рентабельность продукции. Она характеризует эффективность затрат предприятия на производство и на реализацию продукции. Рассчитывается рентабельность, как отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к сумме затрат на производство и реализацию продукции, т.е. к себестоимости реализованной продукции.
Объем реализации, величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, другими словами, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции. Все это определяет актуальность выбранной темы.
Целью написания данной дипломной работы является анализ деятельности предприятия и определение путей повышения рентабельности его деятельности.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Предметом исследования в данной работе является определение рентабельности деятельности предприятия.
Объектом практического исследования выступает ООО «-», основным видом деятельности которого является продажа и обслуживание атвомобилей.
Рынок продажи автомобилей является в настоящее время одним из быстрорастущих рынков в нашей стране. Высокие темпы развития данного рынка обусловили значительный приток предприятий в данную отрасль, что вызвало рост конкуренции между предприятиями данной сферы.
Высокая конкуренция привела к необходимости разработки системы показателей, наиболее полно характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, позволяющих оценить не только его текущее положение на рынке, но и определить перспективы его развития в будущем.
Структурно работа состоит из введения основной части и заключения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы анализа рентабельности предприятия, показывается сущность и основные понятия эффективности деятельности предприятия, определяется значение финансовых результатов деятельности предприятия, изучается процесс анализа прибыли и рентабельности.
Во второй главе проводится анализ рентабельности деятельности предприятия ООО «-», дается его краткая характеристика, проводится анализ его финансового состояния и анализ прибыли и рентабельности.
В третьей главе определяются пути повышения рентабельности деятельности ООО «-»
Таким образом, основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, при этом абсолютная величина прибыли не позволяет судить об эффективности деятельности предприятия. Показателем, который характеризует отдачу, вложенных предприятием средств является рентабельность.
Рентабельность – это коэффициент полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована величена балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала и т.д.
Предприятие считается рентабельным, если в результате реализации продукции, работ, услуг оно покрывает все свои издержки и получает прибыль. По этому в широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность, доходность. Но определение рентабельности как прибыльности не достаточно точно раскрывает её экономическое содержание из-за отсутствия тождества между ними, т.к. сумма прибыли и уровень рентабельности, как правило изменяются не в равной пропорции, а зачастую и в разном направлении.
В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов (рисунок 2). Которые можно разделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия.
Рассмотрим сначала факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятие целей и задач, т.е. внутренние факторы. Которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.
Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.
Производственные факторы, из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.
Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся :
Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.
Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов относятся географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д. Конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар. Ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т.д., т.к. изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики. Государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования и т.д.
Источниками для расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии. К сожалению публикуемая бухгалтерская и финансовая отчетность не позволяет точно оценить рентабельность предприятия, т.к. на основе ее нельзя определить структуру выпускаемой (реализуемой) продукции, ее себестоимость и цену реализации, структуру заемных средств и расходы, связанные с возвратом заемных средств по каждому кредиту и займу, состав и структуру основных фондов, величину их износа. Источник для расчета коэффициентов рентабельности служит бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах (форма № 2), приложение к балансу (форма №5).
Факторы, влияющие на уровень рентабельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внутренние |
Внешние | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внепроизводственные |
Производственные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наличие и использование средств труда |
Наличие и использование предметов труда |
Наличие и использование трудовых ресурсов | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Экстенсивные
|
Интенсивные
|
Экстенсивные
|
Интенсивные
|
Экстенсивные
|
Интенсивные
|