Сущность, особенности функционирования, тенденции развития розничной торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

Развитие торговли, прежде всего, показывает способность общества решать важнейшие социально-экономические проблемы. Торговля в условиях рыночных отношений превращается в сложную динамичную систему, функционирующую в рамках чрезвычайно крупномасштабной, быстроменяющейся социально-экономической рыночной среды. Весь спектр сложных позитивных и негативных процессов, происходящих в экономической и социальной жизни, как страны, так и регионов, находит отражение и в торговле.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 140.49 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие торговли, прежде всего, показывает способность общества решать важнейшие социально-экономические проблемы. Торговля в условиях рыночных отношений превращается в сложную динамичную систему, функционирующую в рамках чрезвычайно крупномасштабной, быстроменяющейся социально-экономической рыночной среды. Весь спектр сложных позитивных и негативных процессов, происходящих в экономической и социальной жизни, как страны, так и регионов, находит отражение и в торговле.

Характеризуя место торговли в экономике страны, следует отметить, что торговля – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Основную часть своих доходов население расходует на приобретение предметов потребления в розничной торговой сети.

В торговле непрерывно происходит процесс обращения товаров, который предполагает наличие определенных средств труда: торговых и складских зданий, оборудования, торговых автоматов, контейнеров, транспортных средств, инвентаря.

Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой.

Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса (вне зависимости от ведомственной принадлежности, срока службы и стоимости).

Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.

Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торговой организации, которая осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые организации в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговли и сферы услуг.

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.

Объектом исследования выступает Ушачское райпо, предметом розничная торговая сеть.

Целью данной работы является на основе анализа разработка направлений повышения и эффективности использования розничной торговой сети.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить сущность, особенности функционирования, тенденции развития розничной торговой сети, а именно:

- розничную торговую сеть: сущность, особенности функционирования и тенденции развития

- методику анализа состояния  и эффективность использования рознично торговой сети

2. Произвести экономический анализ состояния и эффективности использования розничной торговой сети Ушачского райпо, а именно:

- экономическую характеристику зоны и объёмов деятельности Ушачского райпо

- анализ розничного товарооборота  по общему объёму и основным  товарным группам

- анализ состояния и  эффективности использования розничной  торговой сети

- оценить основные финансовые  показатели деятельности организации

3. Разработать направления  развития и повышения эффективности  использования розничной торговой  сети Ушачского райпо

Информация про организацию розничной торговой сети хорошо представленна в Петухова, Н.Г. Эффективность коммерческой деятельности в условиях развития рыночных отношений: Текст лекций.

На официальном сайте Министерства статистики и анализа Республики Беларусь представлены статистические данные, которые были мной использованы в своей работе.

В отраслевой программе развития потребительской кооперации на 2011-2015 годы перечислены основные направления развития и повышения эффективности использования розничной торговой сети потребительской кооперации.

Объем курсовой работы составляет 43 страницы печатного текста.

При написании работы использовалось 16 источников.

 

 

1 Сущность, особенности  функционирования, тенденции развития  розничной торговой сети

 

1.1 Розничная торговая  сеть: сущность, особенности функционирования  и тенденции развития

 

 

Материально-техническая база торговли играет важную роль  в повышении эффективности деятельности розничной торговой сети любой страны в том числе и Республики Беларусь, а именно:

  • способствует выполнению не только производственных функций, но и функций, связанных с непосредственной реализацией товаров конечному потребителю;
  • создает необходимые условия для сохранности товарно-материальных ценностей;
  • создает определенные условия для труда работников торговли;
  • способствует росту основных экономических и финансовых показателей торговли (производительности труда, розничного товарооборота, прибыли и рентабельности), снижению расходов на реализацию товаров;
  • обеспечивает экономию затрат времени покупателей на приобретение товаров;
  • улучшает качество обслуживания покупателей;
  • обеспечивает повышение культуры обслуживания покупателей;
  • способствует улучшению материальных, культурных и бытовых условий жизни обслуживаемого населения;
  • направлена на предоставление различного рода торговых и неторговых услуг.

Торговая сеть – совокупность торговых организаций, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.

Розничная торговая сеть – совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории [1, c. 2].

Розничная торговая сеть выполняет следующие функции:

  • закупка, транспортировка,
  • хранение, подсортировка,
  • подработка, приведение к товарному виду,
  • продажа товаров, принятие риска,
  • финансовая деятельность, информирование рынка,
  • получение информации о рынке и другое.

Организации розничной торговли осуществляет куплю-продажу товаров с оказанием необходимых услуг покупателям.

Организации розничной торговой сети – магазины, в том числе мелкорозничной – павильоны, киоски и палатки могут объединяться:

  • в торговое добровольное договорное объединение с сохранением хозяйственной самостоятельности и прав юридического лица каждой организации для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов;
  • торговый комплекс, реализующий универсальный ассортимент товаров и оказывающий широкий набор услуг, а также централизующий функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности;
  • торговый центр, реализующий универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенный на определенной территории, спланированный, построенный и управляемый как единое целое и предоставляющий в границах своей территории стоянку для автомашин;
  • торговый дом многопрофильное торговой организации, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы[11, c. 38].

Вся розничная сеть классифицируется по определенным признакам. Для каждого формата прописаны стандарты по ассортименту, дизайну, оборудованию, что облегчает их тиражирование. Стандартизация размещения ассортимента в торговом зале, например, упростила переговоры с поставщиками и разработку логистики поставок. Оптимизирован и управленческий ресурс. Введена должность менеджеров форматов, которые отслеживают соблюдение стандартов. Внутри форматов несколько магазинов объединены в куст по территориальному признаку. Это дает возможность учитывать особенности района, сократить издержки на подбор и поддержание ассортимента, подготовку кадров [9, c. 2].

По товарно-ассортиментному профилю розничную сеть можно подразделить на:

  • универсальную, представленную в основном универмагами, гипермаркетами, супермаркетами, гастрономами, универсамами, где реализуются товары всех групп, входящих в номенклатуру продовольственных и непродовольственных товаров;
  • специализированную на торговле товарной группой, товарами одной подгруппы, товарами, сгруппированными в потребительские комплексы.
  • смешанную, где в основном реализуются товары повседневного спроса продовольственного и непродовольственного ассортимента.[11, c. 42].

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание и последовательность их выполнения зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.

Универсальный магазин представляет собой организацию розничной торговли, реализующую универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров.

Специализированный магазин представляет собой организацию розничной торговли, реализующую одну группу товаров или ее часть.

Магазин с комбинированным ассортиментом товаров представляет собой организацию розничной торговли, реализующую несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.

Магазин со смешанным ассортиментом товаров представляет собой организацию розничной торговли, реализующую отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.[4, c. 132].

Типы магазинов постоянно изменяются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом и в Беларуси получили гипермаркеты – магазины самообслуживания с торговой площадью не менее 5000 м2. В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров в гипермаркетах делает их доступными по цене.

Кроме того, в зарубежной торговле существует развитая сеть магазинов – дискаунтеров, основная задача которых - продажа товаров по более низким ценам.

Снижение цен в магазинах – дискаунтерах достигается за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров. Этому способствует:

  • сокращение числа посредников (поставки товаров в магазины сети осуществляются из единого распределительного центра);
  • преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью (преимущественно продовольственных); применение самообслуживания; использование специальных стеллажей с небольшим количеством расположенных по высоте полок, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре; оптимизация численности персонала.[10, c. 70].

К основным торговым функциям организации розничной торговли следует отнести:

  • изучение покупательского спроса на товары;
  • формирование ассортимента товаров;
  • составление заявок на завоз товаров;
  • оказание торговых услуг покупателям;
  • рекламирование товаров и услуг.

Основными технологическими функциями являются:

  • приемка поступивших товаров по количеству и качеству;
  • хранение товаров;
  • выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);
  • внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;
  • продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);
  • выполнение расчетов с покупателями.

Наряду с перечисленными, розничные торговые организации выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг [13, c. 7].

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торговой организации, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.

Развитие розничной торговой сети определяется состоянием производства товаров, материальным и культурным уровнем жизни населения.

В республике определились основные тенденции развития розничной торговой сети.

Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети является постепенное возрастание обеспеченности населения торговой площадью в расчете на 1000 жителей.

Информация о работе Сущность, особенности функционирования, тенденции развития розничной торговой сети