Инновационная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:43, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: инновационная система Республики Беларусь её структура, основные проблемы и тенденции развития.
Предмет исследования: является создание инновационной системы, её инфраструктуры.
Цель исследования: рассмотрение понятие инновационная система, иссле-дование методов оценки эффективности инновационных проектов,

Содержание

Введение
1. Инновационная политика Республики Беларусь
1.1 Основные проблемы инновационного развития
1.2 Развитие малого и среднего предпринимательства
1.3 Создание мотивационного механизма инновационной деятельности
1.4 Процесс формирования законодательной базы по инновационной деятельности.
2. Тенденции и анализ развития научно-инновационной сферы
2.1. Международные методы оценки эффективности инновационных проектов
3. Характеристика предприятия разрабатывающего
инновационный проект
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дмплом по инновациям.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Дипломная работа   64 стр., рис. 8, табл. 12, источников 30, приложений 6.

Ключевые слова: новшества,  инновация, эффективность, инновационные системы, инновационная политика. 

Объект  исследования: инновационная система Республики Беларусь её структура, основные проблемы и тенденции развития.

Предмет исследования:   является  создание инновационной системы, её инфраструктуры.

Цель исследования: рассмотрение понятие инновационная система, исследование методов оценки эффективности инновационных проектов,

Задачи исследования: рассмотреть стратегию инновационного развития Республики Беларусь, систематизировать основные тенденции, характеризующие инновационное развитие  национальной и мировой экономик в сфере инновационной деятельности;   определить  основные проблемы, требующие  практического решения, охарактеризовать понятие эффективность.

 Первая  глава является  теоретической в ней  рассматривается   инновационная политика, ее сущность,  основные проблемы и тенденции развития;

Во второй главе анализируется развитие инновационного потенциала Республике Беларусь;

В третьей главе  рассмотрен процесс создания инновационного участка  на РУП «Институт мясо-молочной промышленности».

При выполнении работы использованы методы: дипломная работа  выполнена  на основе применения общенаучных методов познания, прежде всего системного подхода, анализа и синтеза, дедукции и индукции. В работе использованы методы сравнительного, статистического, абстрактно – логического и графического анализа.   

Экономическая, социальная, правовая значимость исследования:

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                               Подпись студента_________

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

Введение

4

1. Инновационная политика  Республики Беларусь

7

1.1 Основные проблемы  инновационного развития

10

1.2 Развитие малого  и среднего предпринимательства

13

1.3 Создание мотивационного  механизма инновационной деятельности

16

1.4 Процесс формирования законодательной базы  по  инновационной деятельности.

17

   

2. Тенденции и анализ  развития научно-инновационной сферы

21

2.1. Международные методы оценки эффективности инновационных проектов

33

   

3.  Характеристика  предприятия разрабатывающего

инновационный проект

37

   

Заключение

62

   

Список литературы

64

   

Приложение 1

66

Приложение 2

68

Приложение 3

69

Приложение 4

71

Приложение 5

72

Приложение 6

78


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это своего рода единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации.

 В современных условиях инновации являются  важнейшим  элементом повышения эффективности деятельности организаций. Внедрение  научных достижений и изобретений  в организации  обеспечивает постоянное обновление и улучшение выпускаемой ею продукции (оказываемых услуг, работ), применяемых технологий

 Инновация представляет  собой материализованный результат,  полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

Процесс создания, освоения и распространения инноваций  называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

Результат инновационной  деятельности можно назвать также  инновационным продуктом.

С термином «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, созданные человеком.

Важно отметить, что на сегодняшний день в экономической  литературе  не существует единого  понимания сущности инноваций.

Впервые термин «инновация»  появился в научных исследованиях  культурологов еще в 19 веке и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Инновация (англ. innovation) -  это процесс нововведений, результат творческой деятельности, получивший воплощение  в виде нового или усовершенствованного технологического процесса или в виде нового продукта. [6].

Согласно определению  международного стандарта «инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [4].

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

Законом Республики Беларусь от 19 января 1993г. N 2105-XII «Об основах  государственной научно-технической политики» были определены следующие понятия:

- инновационная деятельность - деятельность, обеспечивающая создание  и реализацию инноваций;

- инновации (нововведения) - создаваемые (осваиваемые) новые  или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, продукции и услуг на рынок;

- научно-техническая  деятельность - деятельность, включающая проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. К научно-технической деятельности относятся также работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространения и применения результатов. Сложилась такая ситуация, что научно-техническая и другие сферы экономики оказались неподготовленными к работе в новых экономических условиях. Уровень многих разработок не позволяет им стать продуктом, готовым  для производства и реализации.  Тем самым возникает опасная тенденция для  экономики  Беларуси  -  потеря  рынков  и вытеснение отечественных производителей  товаров  и  услуг.  Темпы  обновления продукции в республике крайне низки.  В странах  Европейского  союза ежегодно  обновляется  до  30 процентов продукции,  в то время как в Беларуси - 3 процента.  Для того    чтобы   предотвратить   складывающиеся   негативные тенденции, необходима выработка национальной инновационной стратегии как  центрального  звена  государственной  социально-экономической и научно-технической  политики.  Стратегия  должна   базироваться   на  долгосрочных  прогнозах,  позволяющих выявить перспективные рыночные ниши и оценить интеллектуальные и  производственные  ресурсы  для  их заполнения.

Таким образом, актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется, прежде всего, существующей на сегодняшний день потребностью  белоруской экономики в природных ресурсах, особенно энергетических, разрывом между нашим уровнем развития науки и зарубежным, при достаточно большом объеме научного потенциала, что способствует повышению интенсивности инновационной деятельности на уровне  всех хозяйствующих субъектов.

Целью исследования является рассмотрение теоретических вопросов   инноваций деятельности  и эффективность их  использования.

Для достижения указанной  цели в работе последовательно поставлены и решены следующие задачи:

- уточнены основные  понятия теории инноваций: «инновация»,  «инновационная деятельность», «инновационная политика»,  «инновационная система» в контексте поставленной цели дипломной работы;

- исследованы  природа и сущность инноваций, дана их классификация и выявлены особенности   инноваций;

- проведены исследования  в области особенностей   и  развития  инновационной  системы в Республике Беларусь, с выявлением состава внутренних и внешних факторов, влияющих на её развитие;

- проведена оценка экономической  эффективности  инноваций на  примере инновационного проекта   РУП «Институт мясо-молочной промышленности».

 

1. Инновационная политика Республики Беларусь

 

 

Инновационная политика представляет собой ряд конкретных мер и  мероприятий законодательного характера, которые находят свое отражение в нормативных документах.  Она направлена на развитие научно-технического  потенциала, обновление существующих и создание новых технологий и методов работы в различных отраслях экономики.

Проведение инновационной политики в Республике Беларусь является одним из наиболее приоритетных   путей дальнейшего развития.  Это объясняется многими причинами:

1. Экономика страны  является экспортоориентированной  и импортозависимой.

2. Природные ресурсы  в первую очередь топливо-энергетические  и природно-климатические - ограничены.

3. В экономике преобладает  крупное машинное производство, наблюдается технологический  и региональный монополизм.

4. Незначительна доля  мелкого и среднего производства, особенно в реальном секторе экономики.

5. Тяжелые последствия   имеет авария на Чернобыльской  атомной электростанции.

6. Главным фактором  производства в республике не  является  интеллектуальный труд, основанный на достижениях науки и инновационного предпринимательства;

7. Большой износ (более  80%) всех основных факторов производства;

8. Невысокая инновационная  культура общества (т.е. инертность., консерватизм, косность, нежелание переучиваться)

К социальным особенностям  экономики  следует отнести неразвитость  индивидуальных стимулов к труду и предпринимательской   деятельности с преобладанием  коллективной психологии.

Особенность  нашего государства  заключается в том, что мы имеем  достаточно  мощный   научно-технический  потенциал, значительные  достижения в различных отраслях науки и техники, заделы в фундаментальных  исследованиях. Однако ориентация этого потенциала  на реализацию научно-технических разработок в производстве крайне слаба [13].

Субъектами инновационной  политики выступают властные структуры (министерства, ведомства и т.д.), объектом  выступают не сами инновации, а новаторы (это ученые, изобретатели, технологии).

С учетом сегодняшнего состояния  экономики инновационная политика государства  должна способствовать:

  •   формированию  нормативно правовой базы инновационной деятельности;
  •   более эффективному использованию научно-технического потенциала;
  •   гибкой кредитной, налоговой и таможенной политике в отношении инновационной деятельности;
  •   формированию и содействию развития инновационной инфраструктуры;
  •   подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность;
  •   финансовой поддержке инновационной деятельности, созданию условий для сохранения и  умножения инновационного потенциала  нашей республики и т.д.

Основными инструментами  государственной инновационной политики могут быть:

1. Директивные мероприятия  (например, издание патентного законодательства);

2. Оказание услуг в  области инфраструктуры (поощрение  организаций занимающихся сбором и хранением информации и др.);

3. Стимулирование контрактных   коллективных исследований (более  тесное сотрудничество между институтами со схожей тематикой);

4. Косвенное стимулирование (освобождение от налогов и  другие виды преференций);

5. Предоставление государственных  гарантий в рискованных проектах для привлечения зарубежного инвестора [11,13].

Основными принципами     инновационной политики Республики Беларусь  являются:

- государственное регулирование  инновационных процессов преимущественно экономическими методами, стимулирование деловой активности в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности через совершенствование политики заработной платы, системы налоговых, кредитных и других экономических льгот;

- ориентация инновационной  деятельности на социально-экономические и научно-технические приоритеты в целях насыщения внутреннего  рынка  отечественными  конкурентоспособными товарами, импортозамещения и выхода  с наукоемкой продукцией на мировые рынки;

- развитие и расширение  рынка инновационных услуг, поддержка деятельности по внедрению инноваций в производственную и социальную сферу;

- эффективное использование   научно-технического  потенциала  и обеспечение  правовой охраны объектов интеллектуальной собственности.  

Для их реализации  потребуется  проведение комплексных мер, направленных на повышение  уровня  научных исследований  и разработок в целом, роли науки в инновационном развитии экономики.

 

 

 

 

 

 

1.1 Основные проблемы инновационного развития

 

 

В целом, можно выделить следующие основные проблемы существующей инновационной среды республики, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного инновационного потенциала:

Информация о работе Инновационная система Республики Беларусь