Роль органов казначейства в системе исполнения бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:34, дипломная работа

Краткое описание

История развития казначейской системы России
Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.
Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль органов казначейства в системе исполнения бюджета………………………………………………………7
История развития казначейской системы России…………….7
Основы казначейского исполнения бюджета…………………13
Особенности казначейской системы исполнения бюджета по расходам, роль единого казначейского счета………………………...16
Глава 2. Анализ казначейского исполнения бюджета по расходам (на примере Отделения по Целинному району Управления Федерального казначейства по Курганской области)……………….28
2.1. Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета по расходам Отделения по Целинному району УФК по Курганской области……………………………………………………28
2.2. Кассовое обслуживание областного и местных бюджетов……………………………………………………………….45
Глава 3. Совершенствование казначейской системы исполнения бюджета: аспекты расходования средств…………………………….53
3.1. Применение опыта зарубежных стран в работе казначейства России…………………………………………………..53
3.2. Проблемы организации казначейской системы, пути решения…………………………………………………………………61
Заключение……………………………………………………………..67
Список использованных источников и литературы……………. 69
Приложения……………………………………………………………74

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа(черновик).doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

                    Оглавление

 с.

Введение………………………………………………………………..

3

Глава 1. Роль органов казначейства в системе  исполнения бюджета…………………………………………………………………

 

7

    1. История развития казначейской системы России…………….

7

    1. Основы казначейского исполнения бюджета…………………

13

    1. Особенности казначейской системы исполнения бюджета по расходам, роль единого казначейского счета………………………...

 

16

Глава 2.  Анализ казначейского исполнения бюджета по расходам (на примере Отделения по Целинному району Управления Федерального казначейства по Курганской области)……………….

 

 

28

2.1. Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета по расходам Отделения по Целинному району УФК по Курганской области……………………………………………………

 

 

28

2.2. Кассовое обслуживание областного и местных бюджетов……………………………………………………………….

 

45

Глава 3. Совершенствование  казначейской  системы  исполнения  бюджета: аспекты расходования средств…………………………….

 
53

3.1. Применение  опыта  зарубежных  стран   в  работе  казначейства  России…………………………………………………..

 

53

3.2. Проблемы  организации  казначейской  системы, пути решения…………………………………………………………………

 

61

Заключение……………………………………………………………..

67

Список  использованных источников и литературы……………. 

69

Приложения……………………………………………………………

74


 

 

                                           Введение

 

        В современном мире бюджет – это не только и не столько экономическая основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

Качество бюджетного планирования и эффективность кассового  исполнения государственного бюджета  являются определяющим условием регулирования  рыночной стихии, имеющей не только огромный созидательный, но и разрушительный потенциал. Поэтому исполнение бюджета через казначейскую систему, или проще сказать, кассовое исполнение бюджета, сегодня является настолько важным, что вполне заслуживает отдельного рассмотрения.

Казначейство  прогнозирует свою деятельность с учётом макроэкономических пропорций и тенденций,формирующихся в экономике.

В то же время  казначейская система исполнения федерального бюджета оказывает существенное влияние на основные макроэкономические показатели и их динамику.

Таким образом,актуальность и необходимость глубокого научного исследования роли казначейского исполнения бюджета в системе регулирования государственных финансов в современной России обусловлена особенностями российской экономики, а также положительным опытом существования органов казначейства в зарубежных странах.

Правительству необходима оперативная и достоверная  информация о состоянии государственных  финансовых и материальных ресурсов.

Казначейство  оказывает содействие Правительству  России в оптимальном финансовом управлении государственными ресурсами и контроле за целевым использованием федеральных бюджетных средств.

Актуальность  данного исследования усиливается  ещё и тем, что создание системы  казначейства в России совпало с  коренным реформированием системы  государственного управления и глубокой перестройки экономической системы в целом.  

Казначейская  система исполнения федерального бюджета  в последнее время стремительно развивалась, разработаны и введены  в действие законодательные и  нормативно-правовые акты, определяющие функции, полномочия и сферу ответственности Федерального казначейства. Приняты нормативно-правовые документы, регламентирующие формирование доходной и исполнение расходной частей федерального бюджета. Сегодня, в условиях казначейской системы исполнения федерального бюджета, вся информация о бюджетных средствах и об операциях с ними аккумулируется в органах федерального казначейства, где через них и только с их разрешения осуществляется движение денежных средств в ходе исполнения федерального бюджета. Такая организация исполнения федерального бюджета позволяет лучше контролировать состояние счета по учету средств федерального бюджета и получать оперативную информацию о ходе его исполнения.

Несовершенство  казначейской системы исполнения федерального бюджета обуславливает необходимость ее дальнейшего преобразования, что связано с совершенствованием нормативно-правовой базы, с расширением выполняемых казначейством функций. Особую актуальность приобретает вопрос об эффективности казначейской системы исполнения бюджета, ее критериев и показателей.                                 

Целью данной работы является комплексное исследование процесса функционирования казначейской системы исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а также анализ  казначейского исполнения бюджетов по расходам федерального,областного и местного бюджетов,разработка практических предложений по повышению эффективности организации работы органов Федерального казначейства в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ .

Объектом исследования выступает деятельность Отделения по Целинному району УФК по Курганской области по кассовому исполнению бюджетов.

Предмет исследования-формы и методы казначейского исполнения бюджетов в национальной экономике.

Достижение  поставленной цели предусматривало  решение следующих задач:

- рассмотреть  теоретические аспекты развития  системы казначейства в России  и выявить роль органов Федерального казначейства в системе исполнения бюджета;

- проанализировать  деятельность Федерального казначейства  в процессе кассового обслуживания исполнения бюджетов всех уровней (на примере Отделения по Целинному району УФК по Курганской области);

- исследовать  зарубежный опыт использования  технологий казначейской системы  исполнения бюджета и проанализировать  возможность его применения в России, разработать предложения по совершенствованию процесса исполнения бюджетов бюджетной системы органами Федерального казначейства.

В первой части  данной дипломной работы рассматриваются история развития казначейской системы, роль органов казначейства в системе исполнения бюджета.

Во второй части проводится анализ кассового исполнения бюджета по расходам на примере Отделения по Целинному району УФК по Курганской области.

В третьей части работы приводятся пути совершенствования  казначейской  системы  исполнения  бюджета, применение  опыта  зарубежных  стран  в  работе  казначейства  России.

Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные  акты Российской Федерации, регламентирующие порядок работы органов Федерального казначейства России: Конституция РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты, ведомственные инструкции и приказы Министерства финансов РФ, регулирующие порядок работы системы казначейского исполнения федерального бюджета, а также приказы, инструкции, письма Центрального аппарата Федерального казначейства и Центрального банка РФ.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль органов казначейства в системе исполнения бюджета

    1. История развития казначейской системы России

 

Казначейство  прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского  государства в целом.

Зарождение  казначейской службы произошло еще  во времена Древней Руси, когда  появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были».

Были определены и штаты соответствующих чиновников. В составе каждой губернии выделились такие административные единицы, как  уезды, и впервые была определена должность уездного казначея как основного финансового чиновника низшего звена, который назначался государственным казначеем по представлению губернской казенной палаты на три года и был ей подотчетен. Губернская казенная палата стала центральной частью структуры финансового аппарата на местах.

Сохранение  казны уже в то время стало  делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные  средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в  селе Малыковка (ныне г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.

Следующим этапом развития казначейства стали реформы  Александра I. В 1802 году был подписан манифест “Об учреждении министерств”, в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого определялись изданным 25 июня 1811 года “Особенным учреждением Министерства финансов”. Управление финансами было распределено между тремя ведомствами – Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером. Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года резолюцией императора Александра I «Быть по сему» был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России.

Департаменту  Государственного казначейства было определено ведомственное подчинение центральных и местных финансовых структур: Главного казначейства, губернских, окружных казначейств с состоящими в их ведомстве уездными казначействами, и «вообще Казенные палаты, по делам до приходов и расходов казначейств относящиеся».

Главными направлениями  деятельности Департамента Государственного казначейства с 1821 года (с последующими дополнениями) были:1

- движение казенных  сумм по приходам и расходам  всех казначейств;

- главное счетоводство  приходов и расходов всех казначейств;

- заведование монетной (до основания почти через 40 лет Государственного банка России) и пробирной частями;

- дела по предварительной  проверке финансовых смет всех  министерств;

- дела по составлению  росписи доходов и расходов;

- дела по рассмотрению составляемых Министерством финансов проектов, положений, уставов и других законоположений, следствием введения в действие которых становились новые казенные расходы.

Именно с 1821 года в Российской Империи окончательно сложился и  впоследствии был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального – Департамента Государственного казначейства – до местных - губернских и уездных казначейств.

Во второй половине XIX века, в период великих реформ 60-70 годов, узакониваются и проводятся в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. Государственная роспись доходов и расходов объявляется открытой и подлежит опубликованию. Происходит централизация государственного хозяйства. Вводится единство кассы. Такие экономические перемены требовали реорганизации казначейской службы и увеличения штатов казначейств различных уровней. Это привело к упрочению места казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.

В начале XX века роль казначейства усиливается в  связи с ростом доходов и расходов государства, усложнением финансовой системы. В свет выходят новые  законы и внутренние инструкции, более  четко регламентирующие деятельность казначейств.

Предметами  ведения казначеев в то время  были:

1) прием и  хранение всех принадлежащих  Государственному казначейству  доходов;

2) производство  расходов и высылка сумм из  поступающих в казначейство доходов;

3) продажа всякого  рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов;

Информация о работе Роль органов казначейства в системе исполнения бюджета