Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетная политика в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ общего состояния государственного бюджета и ближайших перспектив изменения ситуации в этой сфере.
Объектом исследования в курсовой работе является государственный бюджет, дефицит бюджета, внешний и внутренний долг Российской Федерации, и бюджетная политика государства. Предмет исследования - основные понятия и особенности бюджета, и бюджетной системы РФ, история государственного долга в России, и бюджетная политика Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты исследования государственного бюджета и государственного долга
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
1.2 Дефицит бюджета и способы его покрытия
1.3 Государственный долг: понятие и сущность
1.4 Внешний и внутренний долг Российской Федерации
1.5 Бюджетная политика Российской Федерации
2 Анализ государственного бюджета и долга Российской Федерации
2.1 Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2 Анализ государственного долга Российской Федерации
3 Перспективы по формированию государственного бюджета
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Распечатать Курсовая.docx

— 195.72 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский  ядерный университет «МИФИ»

Озерский технологический  институт - филиал НИЯУ МИФИ


 

 

 

 

Кафедра экономики и  управления

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 «Государственный бюджет  и государственный долг. Бюджетная  политика в экономике России.»

по курсу 

«Экономическая теория»

 

 

 

 

Зав. кафедрой

       

С.А. Посохина

 

Преподаватель

       

 

В.С. Конюхова

 

Выполнил 

студент группы

 

 

1М-20Д

 

 

 

 

 

 

К.О. Дубровская

 

(индекс группы)

 

(дата, подпись)

 

(Ф.И.О.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

АННОТАЦИЯ

ФИО студента: Дубровская Кристина Олеговна

Тема  курсовой работы: «Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетная политика в экономике России.»

Озерск: ОТИ МИФИ, 2012, 61 с., 12 ил.

Библиография  литературы - 19 наименований.

Целью курсовой работы является анализ общего состояния государственного бюджета и ближайших перспектив изменения ситуации в этой сфере.

Объектом  исследования в курсовой работе является государственный бюджет, дефицит бюджета, внешний и внутренний долг Российской Федерации, и бюджетная политика государства. Предмет исследования - основные понятия и особенности бюджета, и бюджетной системы РФ, история государственного долга в России, и бюджетная политика Российской Федерации.

В курсовой работе изучены теоретические аспекты  исследования государственного бюджета и государственного долга. Проанализированы доходы и расходы федерального бюджета, долг Российской Федерации и рассмотрены перспективы

Результаты  курсовой работы могут иметь практическую значимость и быть использованы государственными органами власти субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1

Теоретические аспекты исследования государственного бюджета и государственного долга

5

 

1.1 Понятие и особенности бюджета  и бюджетной системы в Российской  Федерации

5

 

1.2 Дефицит бюджета и способы  его покрытия

10

 

1.3 Государственный долг: понятие и  сущность

15

 

1.4 Внешний и внутренний долг  Российской Федерации

17

 

1.5 Бюджетная политика Российской  Федерации

19

2

Анализ государственного бюджета  и долга Российской Федерации

25

 

2.1 Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации

28

 

2.2 Анализ государственного долга Российской Федерации

41

3

Перспективы по формированию государственного бюджета

51

Заключение

58

Список использованных источников и  литературы

59

   

 

 

Введение

Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы и выступает  основным финансовым планом страны. Он представляет собою форму образования  централизованных денежных средств, расходуемых  на обеспечение сбалансированного  развития экономики, решение социальных проблем населения, обеспечение государственных нужд и запросов. За счет средств бюджета финансируется капитальное строительство, осуществляется фундаментальные научные исследования, ведется подготовка и переподготовка квалифицированной рабочей силы.

На современном  этапе проблема бюджетного дефицита в России является одной из главных  проблем экономики Российской Федерации  и сохраняет свою актуальность, поскольку  большинство экономических проблем  ведут именно к ней.

Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую  роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Бюджет является важным рычагом воздействия  на ход общественного воспроизводства  и стимулирования экономического роста. Бюджетный механизм представляет собой  важный инструмент долгосрочной структурной  политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в  интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных  научно-технических перемен в  национальном хозяйстве, подъема отстающих  в экономическом отношении регионов. Возросшая регулирующая роль бюджета  дала основание западным ученым рассматривать  его в качестве плана финансового  устройства, который служит средством  достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного  бюджетного стабилизатора. В соответствии с бюджетным кодексом принимается  Федеральный закон о бюджете  на текущий год, на основании которого страна живет в течение одного года, расходуя ресурсы на хозяйственную  деятельность, проводя внешнюю и  внутреннюю политику государства.

Целью работы является анализ общего состояния государственного бюджета и ближайших перспектив изменения ситуации в этой сфере.

В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:

  • изучить понятие, сущность, структуру и функции государственного бюджета;
  • проанализировать государственный бюджет Российской Федерации и государственный долг;
  • выявить основные проблемы и пути преодоления дефицита бюджета, и погашения государственного долга.

Объектом исследования являются государственный бюджет, дефицит бюджета, внешний и внутренний долг Российской Федерации, и бюджетная политика государства.

Предметом исследования являются основные понятия и особенности бюджета, и бюджетной системы РФ, история  государственного долга в России, и бюджетная политика Российской Федерации.

Для полноценного изучения государственного долга и бюджета необходимо исследовать теоретические аспекты, что представлено в первой и второй частях, в третьей части рассматриваем бюджетную политику Российской Федерации.

В первой части подробно дается описание термина государственный бюджет, рассматриваются особенности бюджета и бюджетная система в РФ. Во второй части представлена история долга России, его классификация, и управление.

Информационной  базой для написания работы послужили  труды ведущих отечественных  и зарубежных экономистов, посвященные  вопросам бюджетной системы, экономики России и ее модернизации, периодическая печать, материалы Госкомстата Российской Федерации, Интернет.

 

 

1 Теоретические аспекты исследования государственного бюджета и государственного долга

1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации

Центральное место в системе  государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий  силу закона финансовый план государства  на текущий финансовый год. Бюджетный  кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с  помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом  политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач  и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном  виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они  обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования  общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и  расходов государства, согласованных  друг с другом, как по объему, так  и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы  государственного управления и взаимоотношений  между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной  собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли  себе и средства предприятий и  организаций, и даже сбережения населения[8].

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные  изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе  денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним  из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало  расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов федерации  и местные бюджеты. Это стало  важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении  действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения  доходов бюджета, отмена монополии  на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности  и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе  Российской Федерации, и её бюджетном устройстве[9].

Бюджетный кодекс РФ дает следующее  определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов. Под бюджетным  устройством принято понимать организацию  бюджетной системы и принципы её построения[1].

Организационное построение бюджетной  системы всецело зависит от формы  государственного устройства. Бюджетная  система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный  бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих  уровней не входят в бюджеты вышестоящих  уровней.

Таким образом, бюджетная система  России, как федеративного государства  состоит из трёх уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (83 бюджета - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней  образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и  свод бюджетов находящихся на его  территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - это  федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют  получить полное представление обо  всех доходах и расходах региона  или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и  статистических целей[15].

Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной  системы Российской Федерации:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы  означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, ведения бухгалтерского учета  средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетная политика в экономике России