Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:42, дипломная работа
Целью исследования является разработка теоретических основ корпоративного конфликта.
Исходя из вышеуказанной цели, был определён круг задач, решение которых легло в основу настоящего исследования, а именно:
-- определить критерии корпоративного конфликта;
-- дать определение понятия «корпоративный конфликт»;
-- исследовать динамику корпоративных конфликтов;
-- установить и проанализировать причины возникновения корпоративных конфликтов;
-- предложить критерии классификации корпоративных конфликтов;
-- рассмотреть способы разрешения корпоративных конфликтов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1.Понятие, участники, типы корпоративных конфликтов 6
1.2. Причины и логика корпоративных конфликтов 14
1.3. Классификация корпоративных конфликтов 22
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ 32
2.1. Положительная дивидендная политика 32
2.2. Защита от агрессивной скупки компании 36
2.3. Кодекс корпоративного поведения 46
2.4. Реорганизация компании 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Актуальность темы дипломной работы обусловлена теоретической и практической значимостью проблемы регламентации института корпорации в российском праве, а также проблемы корпоративных конфликтов, определением форм и методов их предупреждения и разрешения. В условиях глобализации мирового хозяйства создается единое экономическое пространство, где основными хозяйствующими субъектами становятся корпорации. В связи с этим вопросы управления корпорациями, особенно вопросы разрешения корпоративных конфликтов, требуют самого пристального внимания.
В современной России
корпоративные конфликты
Лавинообразное нарастание количества корпоративных конфликтов в России в последние годы заставляет серьезно задуматься о причинах их возникновения и способах преодоления. Научное исследование сущности и содержания корпоративного конфликта дает возможность не только понять предпосылки и условия его возникновения, но и предположить, к каким последствиям конфликт может привести, а также определить пути и способы предотвращения и наиболее эффективного разрешения корпоративных конфликтов.
Оценивая значимость корпоративного конфликта для процесса развития корпорации, следует отметить, что данный институт может практически одновременно выполнять как конструктивные, так и деструктивные функции. В первом случае конфликт выступает в роли «катализатора», ускоряющего корпоративные правоотношения и социальный прогресс в целом, во втором несет в себе разрушительные деструктивные тенденции, оказывающие негативное влияние на целостность корпорации и стабильность ее деятельности.
Многие значимые вопросы, касающиеся понятия корпорации, понятия корпоративного конфликта, характеристики процесса зарождения и динамики развития корпоративного конфликта, типологии корпоративных конфликтов, а также форм и методов их предотвращения и разрешения, остаются недостаточно исследованными, что обусловливает необходимость их изучения, в том числе в рамках самостоятельного исследования.
Вышеуказанные обстоятельства и определили выбор темы дипломной работы. Объектом исследования являются как теоретические, так и практические аспекты корпорации и корпоративного конфликта, причины возникновения корпоративного конфликта и его развитие, предупреждение, разрешение корпоративного конфликта, а также взаимодействие субъектов корпоративных правоотношений в процессе корпоративного конфликта.
Предметом исследования выступают российское законодательство, регламентирующие сферу корпоративного предпринимательства, судебная и административная практика по его применению. Исследуется категориальный аппарат, при помощи которого осуществляется характеристика корпорации и корпоративного конфликта, как самостоятельного вида правового поведения. Определяется функциональная направленность корпоративного конфликта, исследуется динамика возникновения, развития, разрешения корпоративного конфликта. Кроме того, предмет исследования включает в себя совокупность правовых отношений, возникающих в процессе корпоративного конфликта.
Целью исследования является разработка теоретических основ корпоративного конфликта.
Исходя из вышеуказанной цели, был определён круг задач, решение которых легло в основу настоящего исследования, а именно:
-- определить критерии корпоративного конфликта;
-- дать определение
понятия «корпоративный конфлик
-- исследовать динамику корпоративных конфликтов;
-- установить и проанализировать
причины возникновения
-- предложить критерии
классификации корпоративных
-- рассмотреть способы
разрешения корпоративных конфл
Методологическая основа настоящего исследования сформировалась в результате изучения и использования теоретического и практического материала, законодательных и иных правовых актов, официальных документов, литературных источников и публикаций.
В процессе работы также были использованы данные правоприменительной практики, статьи в периодических изданиях, материалы парламентских слушаний, информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет.
Термин "корпоративные
конфликты" получает в
Мировой опыт показывает, что корпоративные конфликты являются неизбежным злом. Однако лавинообразное нарастание их количества в России в последние годы заставляет серьезно задуматься о причинах их возникновения и способах преодоления.
Что же такое корпоративные конфликты? В чем причина их возникновения? В каких формах они проявляются? Как не допускать возникновения конфликтов, а если таковой случился, то как максимально безболезненно для акционерного общества и его акционеров такой конфликт погасить? Итак, что же такое "корпоративный конфликт"? А что такое "конфликт" вообще? Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой дает следующее определение конфликта: "столкновение, серьезное разногласие, спор"; корпоративный "узкогрупповой, замкнутый пределами корпорации".
Ныне под данным термином, как нам представляется, следует понимать разногласия и споры, возникающие между акционерами общества, акционерами и менеджментом общества, инвестором (потенциальным акционером) и обществом, которые приводят или могут привести к одному из следующих последствий:
- нарушение норм действующего законодательства, устава или внутренних документов общества, прав акционера или группы акционеров;
- иски к обществу, его
органам управления или по
существу принимаемых ими
- досрочное прекращение
полномочий действующих
- существенные изменения в составе акционеров.1
Таким образом, участниками корпоративного конфликта (или по крайней мере одной из сторон конфликта) всегда являются акционеры, менеджмент или само акционерное общество как юридическое лицо. Внешние инвесторы, как правило, вступают в корпоративный конфликт, становясь акционерами. В отдельных случаях участником конфликта становится государство или территориальные властные структуры.
В основе подавляющей массы корпоративных конфликтов лежат экономические интересы его участников. Ряд конфликтов с участием государства (например, по поводу доли участия иностранного капитала в российских компаниях – монополистах или предприятиях оборонного профиля) связан с проблемами экономической безопасности страны. Причиной некоторых конфликтов являются противоречия действующего законодательства.
Анализ сущности, содержания и скрытых
целей корпоративных конфликтов
последних лет позволяет
Поглощения. Конфликты, возникающие в процессе попытки группы акционеров (стороннего инвестора) установить контроль над предприятием. В статистическом отношении данный тип конфликтов является лидирующим. Более подробно об этом типе конфликтов речь пойдет ниже, в параграфах, посвященных проблемам поглощений и банкротств.
Конфликты по поводу дивидендов. Конфликты между крупными и мелкими акционерами по поводу использования прибыли предприятия. Российская действительность такова, что крупный акционер часто извлекает доход от подконтрольного предприятия не через дивиденд, а через участие в финансовых потоках. Классический пример из практики. Группа крупных акционеров обеспечивает принятие решения о назначении подконтрольного им генерального директора предприятия, производящего пользующуюся спросом пищевую продукцию, и одновременно учреждает новое юридическое лицо: торговый дом. Предприятие всю выпускаемую продукцию продает торговому дому по ценам, близким к себестоимости. Торговый дом, в свою очередь, продает продукцию магазинам по реальным оптовым ценам, существенно превышающим себестоимость ее производства. Вся прибыль остается в торговом доме (т.е. в распоряжении мажоритарных акционеров). Акционерное общество работает с убыточным балансом. В связи с отсутствием прибыли дивиденд акционерам не выплачивается. Дивидендная политика акционерных обществ также будет рассмотрена ниже.
Конфликты с менеджерами. Конфликты между акционерами и менеджерами акционерного общества по поводу эффективности управления компанией и добросовестности действий менеджеров. Данный тип конфликтов часто встречается на Западе и в США, а в России редко. Правда, здесь следует отметить, что менеджеры российских предприятий, как правило, являются и их крупными акционерами, а существо конфликтов сводится к рассмотренным выше случаям.
Конкуренция. Конфликты, направленные на подрыв финансового состояния и конкурентоспособности акционерного общества. В настоящее время в практике встречаются довольно редко. Чаще всего выражаются в попытке поглощения акционерного общества или возбуждения в отношении него процедуры банкротства.
Корпоративный шантаж. Конфликты с участием миноритарных акционеров, направленные на побуждение акционерного общества или его крупных акционеров выкупить у миноритариев принадлежащие им пакеты акций по цене, превышающей их рыночную стоимость, или выплатить отступного для прекращения конфликта. Данный тип конфликтов становится все более распространенным. В его основе лежат разнообразные схемы корпоративного шантажа. Тема корпоративного шантажа (сейчас стало модным использовать иностранный термин "greenmail") часто поднимается на страницах российской деловой периодики2. Пресса описывает различные приемы, используемые шантажистами: от публичной критики менеджмента компании до возбуждении судебного преследования ее руководителей с обвинениями в мошеннических действиях или нарушении законов. Распространенным стало проведение альтернативных собраний акционеров с формированием второго совета директоров, второго генерального директора. Двоевластие открывает широкие перспективы для корпоративного шантажа.
В ходе корпоративного конфликта его
участники достаточно часто прибегают
к использованию методов
В первом полугодии 2002 г. в региональное отделение ФКЦБ России в Центральном административном округе поступили жалобы и заявления, содержащие информацию о 190 случаях нарушения норм и требований действующего законодательства. Проведенные проверки подтвердили обоснованность жалоб в 119 случаях, что составляет 63% от общего количества обращений.
Соотношение заявленных и подтвержденных проверками нарушений, а также наблюдаемая тенденция увеличения разрыва между ними в последние годы позволяет прийти к нехитрому выводу. Жалобы в ФКЦБ сами по себе уже являются способом борьбы в корпоративных конфликтах. К сожалению, действующее законодательство не позволяет применять какие-либо санкции к авторам необоснованных жалоб. А проверки по таким жалобам занимают много времени и отвлекают ресурсы, которые могли бы быть использованы в том числе в целях предотвращения корпоративных конфликтов. Введение в Кодекс РФ "Об административных правонарушениях" штрафных санкций за необоснованные жалобы с предоставлением заведомо не достоверной, не полной или тенденциозно подобранной информации способствовало бы снижению количества таких обращений.
В этих же целях региональное отделение
изучает возможность
Рисунок 1. Анализ количества нарушений норм корпоративного права3
Как видно из диаграммы, наибольшее количество правонарушений связано с деятельностью по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг и с раскрытием информации. Среди нарушений при ведении реестра наиболее часто встречаются следующие: отсутствие реестра вообще; несоблюдение технологии ведения реестра, установленной нормативными актами ФКЦБ РФ. Было выявлено 8 случаев необоснованного отказа или уклонения реестродержателя от внесения записей в реестр, что является грубейшим нарушением прав акционеров. В двух случаях у реестродержателя не оказалось документов, являющихся основаниями для проведения операций в реестре. Имел место отказ в выдаче акционеру выписки из реестра.
Информация о работе Корпоративные конфликты в современных условиях