Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение специфики и особенностей разработки и осуществления социальной политики в отношении детей с ограниченными физическими возможностями, проводимой муниципальными органами власти в условиях Вилючинского городского округа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……...3
1 1 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….…….7
1.1 Социальная защита лиц с ограниченными возможностями………………7
1.2Нормативно-правовое регулирование социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации……………….….10
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» ВИЛЮЧИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА…………………..…………………………………...20
2.1 Опыт деятельности Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа по работе с детьми-инвалидами………………………………………………….…20
2.2 Оценка обеспечения социальных прав детей инвалидов на базе Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа……………...30
2.3 Основные направления совершенствования законодательных гарантий обеспечения социальных прав детей-инвалидов………………….………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….52
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………..…………………………………57

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями..docx

— 131.67 Кб (Скачать файл)

Тема: Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……...3

1

1 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ  ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….…….7

1.1 Социальная защита лиц с  ограниченными возможностями………………7

1.2Нормативно-правовое регулирование  социальной защиты лиц с ограниченными  возможностями в Российской Федерации……………….….10

2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ  ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» ВИЛЮЧИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА…………………..…………………………………...20

2.1 Опыт деятельности Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа  по работе с детьми-инвалидами………………………………………………….…20

2.2 Оценка обеспечения  социальных прав детей инвалидов  на базе Муниципального учреждения  «Комплексный центр Социального  обслуживания населения» Вилючинского городского округа……………...30

2.3 Основные направления  совершенствования законодательных  гарантий обеспечения социальных  прав детей-инвалидов………………….………….37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….52

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………..…………………………………57


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. В настоящее время доктрина развития современного российского общества строится на основе проведения «социальной политики» отвечающей задачам социального государства, однако понимание механизмов, методов её проведения, а так же вновь возникающих задач, вызывают в обществе серьёзные разногласия. Согласно определению, данному в Статье 7 Конституции России указанно, что: Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 

Нельзя не отметить, что  социальная ситуация в Российской Федерации, несмотря на успехи последних лет  все ещё содержит ряд негативных элементов, которые сейчас в условиях финансово-экономического кризиса  непременно будут углубляться. Среди них: признаки стагнации и даже деградации отдельных отраслей социальной сферы — образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения; сохранение и даже углубление социальной дифференциации населения, разрыв между богатством и бедностью; прогрессирующая депопуляция населения; значительное ослабление стимулов к труду, ухудшение условий и охраны  труда; развитие и накопление опасных ситуаций в сфере девиантного поведения — суицида, алкоголизма, наркомании. Все эти явления в той или иной мере затрагивают и не могут не затрагивать подрастающее поколение, как в целом, так и его различные группы.

Если в целом социальная политика, проводимая государством, может  характеризоваться положительно, то её отдельные системные направления  особенно с учетом социальной дифференциации, такой оценки не заслуживают. Наиболее остро и болезненно негативные явления в социальной сфере проявляются, конкретизируются и персонифицируются на местном уровне. Именно здесь можно непосредственно и отчетливо отследить и оценить все социальные процессы и явления, где информация о них быстро распространяется, становится достоянием общественности.

Функционирование социальной политики государства на муниципальном  уровне в данном исследовании анализируется  на примере ЗАТО г. Вилючинска. С точки зрения социальной проблематики он не  
является типичным, тем не менее, в нем существуют как свои 
специфические, так и общие с другими малыми городами социальные 
проблемы.

Вторым злободневным фактором, определившим содержание и актуальность данного исследования  является то обстоятельство, что наиболее остро и болезненно негативные явления в социальной сфере, включая проблемы детской инвалидности, проявляются - конкретизируются и персонифицируются — на местном уровне. При этом информация о них распространяется, становится достоянием общественности весьма быстро, так что именно здесь можно отчетливо отследить и оценить все социальные процессы и явления.

Относительно вопросов реализации социальной политики в отношении  детей-инвалидов, именно на муниципальном  уровне, представляется в настоящее  время чрезвычайно высоко значимыми. Количество структур, имеющих отношение  к решению проблем социальной интеграции детей-инвалидов, неоправданно велико: они работают без достаточной  координации своих действий, разрозненно, и это резко отрицательно сказывается  на эффективности реабилитационных процессов.

Степень научной  разработанности проблемы. Настоящее исследование, хотя оно имеет своим объектом небольшое муниципальное образование со своей спецификой, потребовало изучения широкого круга научной литературы, и, прежде всего операционализации понятий и определений. Понятие «социальная политика» раскрывается в исследованиях П. Д. Павленок, В. М. Капицына, В. И. Жукова, И. Г. Зайнышева,  И. Г. Григорьевой, Е. И. Холостовой.

Анализ основных принципов, механизмов реализации социальной 
политики последних лет проведен в работах  
и Л.Н. Кочетковой, А.Б. Докторович,  Н. М. Римашевской.

В целом как показывает анализ литературы, число исследований, монографий, книг, статей, посвященных  проблемам социальной адаптации  и реализации прав детей с ограниченными  физическими возможностями, растет во всем мире. Но среди них, и это  необходимо подчеркнуть, очень мало работ, посвященных муниципальным  аспектам социальной защиты детей-инвалидов  и оптимизации управления этими  процессами.

До настоящего времени  в России так и не создано действенной 
комплексной системы социальной интеграции детей-инвалидов. Нет даже 
механизма формирования предусмотренных законодательством индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, не говоря уже о механизме реализации данных программ.

Практически, ни одним из авторов не была предпринята сколько-нибудь серьезная попытка исследовать  социально-психологический аспект проблемы детской инвалидности в  приложении к формам реализации социальной политики на муниципальном уровне.

Таким образом, актуальность избранной темы исследования определяется не только ее общественной значимостью, но и недостаточной научной разработанностью проблемы.

Целью исследования является изучение специфики и особенностей разработки и осуществления социальной политики в отношении детей с ограниченными физическими возможностями, проводимой муниципальными органами власти в условиях Вилючинского городского округа.

Задачи исследования:

проанализировать проблемы и особенности формирования социальной политики и социального управления на муниципальном уровне в условиях малого города;

выявить состояние и эффективность  российского законодательства по вопросам правовой и социальной защищенности детей-инвалидов;

оценить состояние деятельности по социальной реабилитации детей-инвалидов  на муниципальном уровне;

дать оценку формам  и  методам работы для муниципальных  образований по повышению эффективности  социальной политики применительно  к особой группе населения — детям-инвалидам.

Объектом исследования является муниципальная социальная политика в отношении детей-инвалидов.

Предметом исследования являются процессы формирования и реализации социально-управленческой деятельности органов власти в конкретных условиях муниципального образования ЗАТО г. Знаменск, по реабилитации детей-инвалидов.

Теоретико-методологическую основу составили: нормативный, системный, сравнительный подходы.

Эмпирическая  база исследования представлена официальными документами органов государственной власти, данными социологических исследований, средств массовой информации, интернета. Особую группу эмпирических источников составляют конституционные и иные нормативно-правовые акты.

Практическая значимость: ее выводы, могут быть использованы в работе общественных организаций, в деятельности органов образования, а так же в преподавании различных социально-гуманитарных дисциплин.

Структура работы включает: введение, две главы, заключение, библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 Социальная защита лиц с  ограниченными возможностями

 

Одной из важнейших задач  существующей системы социальной защиты населения является реабилитация лиц  с ограниченными возможностями. Социальная политика в отношении  граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, определяется необходимостью обеспечения  равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальной и правовой защищенности, поддержания  достойного жизненного уровня, создания условий для активной трудовой деятельности.

Качество жизни этой многочисленной социально не защищенной категории  населения является показательным  индикатором социально-экономических  проблем общества и эффективности  государственной системы социальной поддержки и реабилитации. Социальная реабилитация инвалида представляет собой  систему и процесс полного  или частичного восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно бытовой деятельности [1, с. 27]. В неё входят социальная адаптация и социально-средовая ориентация.

Система социальной адаптации  включает в себя производственную, бытовую и досуговую адаптацию. Производственная адаптация — важнейший  фактор социальной адаптации, при котором  в индивиде наряду с профессиональными  умениями и навыками постоянно мобилизуются социально - психологические, биофизиологические стороны развития. Бытовая адаптация решает различные аспекты в формировании определенных навыков, установок, привычек, направленных на восстановление нормальной жизнедеятельности инвалида, и охватывает различные отношения, складывающиеся в его социальном окружении. Досуговая адаптация предполагает формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического совершенства [2, с. 158].

Важное место в системе  социальной работы с инвалидами занимает также социально-средовая ориентация. Это система и процесс определения  структуры наиболее развитых функций  инвалида с целью последующего подбора  на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности [3, с. 176]. Она может быть охарактеризована как выявление и развитие с помощью специальных процедур (психологической диагностики, коррекции и консультирования, социокультурной реабилитации, обучения социальным навыкам и общению) потенциальных внутренних ресурсов инвалида, не используемых должным образом, и как изыскание и привлечение внешних ресурсов, которыми клиент еще не воспользовался. При этом человек рассматривается социальными работниками как комплекс ресурсов, способностей и возможностей, используемых для исполнения жизненных функций и достижения поставленных целей. При подборе мероприятий социально-средовой ориентации необходимо учитывать дифференциацию развития физиологических, психологических и интеллектуальных способностей инвалида, принимать во внимание социальный статус, состояние здоровья, возрастные ресурсы[6, с. 94].

Любой вид социальной реабилитации требует не только определенных способностей индивида, но и хорошо организованной профессиональной деятельности со стороны  органов социальной работы различного профиля, предназначенных для помощи человеку в адаптационном процессе. Поэтому возрастает роль специалистов по социальной работе различных служб  помощи населению, призванных использовать свою профессиональную компетенцию  для содействия в восстановлении позитивных взаимоотношений человека с социальной средой. Важнейшая функция социальной работы заключается в том, чтобы создавать связующие звенья между нуждающимися гражданами и социальными структурами, которые могут быть полезны в решении их проблем, и вовлекать клиентов в социальные связи для активизации внутреннего потенциала.

Необходимо отметить ряд  недостатков действующей в настоящее  время системы учреждений реабилитации граждан с ограниченными возможностями:

– отсутствие в отдельных  регионах реабилитационных

центров соответствующего профиля, труднодоступность реабилитационных учреждений в силу их территориальной  отдаленности и неприспособленности  социальной инфраструктуры к потребностям граждан с ограничениями способности  к передвижению;

– отсутствие квалифицированных  специалистов и услуг по социально-психологической  реабилитации;

– несвоевременное предоставление технических средств реабилитации;

– отсутствие подходящих вакансий для инвалидов в отделениях службы занятости.

Опыт работы специалистов учреждений медико-социальной экспертизы по оценке реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов показывает, что причина неполного или несвоевременного выполнения реабилитационных рекомендаций нередко заключается в недостаточной скоординированности действий реабилитационных учреждений различного профиля, в отсутствии единого координирующего центра, помогающего инвалиду в прохождении всего реабилитационного маршрута. Практика также показывает, что в процессе реабилитации инвалидов недостаточно активно задействованы учреждения культуры, спорта, коммерческие организации и средства массовой информации[9, с. 123]. При этом данные учреждения располагают реальными возможностями содействия реабилитации и интеграции в общество граждан с ограниченными возможностями. Актуальной задачей современной социальной политики является поиск механизмов координации деятельности учреждений, задействованных в процессе социальной реабилитации граждан с ограничениями жизнедеятельности. Нужна эффективная, слаженная система социальной помощи, обеспечивающая реализацию установленных законодательством мероприятий и поиск новых форм организации работы, в том числе социокультурной, социально-психологической, отвечающей потребностям инвалидов и способствующей восстановлению активной жизненной позиции.

Информация о работе Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями