Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:53, дипломная работа
Целью исследования является изучение специфики и особенностей разработки и осуществления социальной политики в отношении детей с ограниченными физическими возможностями, проводимой муниципальными органами власти в условиях Вилючинского городского округа.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……...3
1 1 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….…….7
1.1 Социальная защита лиц с ограниченными возможностями………………7
1.2Нормативно-правовое регулирование социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации……………….….10
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» ВИЛЮЧИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА…………………..…………………………………...20
2.1 Опыт деятельности Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа по работе с детьми-инвалидами………………………………………………….…20
2.2 Оценка обеспечения социальных прав детей инвалидов на базе Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа……………...30
2.3 Основные направления совершенствования законодательных гарантий обеспечения социальных прав детей-инвалидов………………….………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….52
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………..…………………………………57
Таким образом, основным направлением социальной защиты и реабилитации людей с ограниченными возможностями становится не выявление и коррекция дефектов и отклонений, а разработка механизмов компенсации и устранение барьеров в окружающей среде, а также максимальный учет потребностей инвалидов в принятии всех решений в жизни общества.
Особое внимание необходимо
уделять защите прав детей с ограниченными
возможностями на образование. Для
реализации их права на получение
среднего профессионального и высшего
профессионального образования
следует обеспечивать возможности
для сдачи ими единого
Целесообразно сделать следующие выводы. Специфика детей-инвалидов как социальной группы заключается в том, что ограниченные возможности таких детей обуславливают комплекс серьезных социальных, экономических и морально-психологических проблем как для самого ребенка, так и для его семьи. Умственные нарушения здоровья, ограничения способности адекватно себя вести, уродующие нарушения и ограничения возможностей самообслуживания детей и подростков зачастую приводят к низкому уровню благосостояния и жилищно-бытовой неустроенности малодетности и нестабильности семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, к прогрессивному росту количества социальных сирот. Основные права детей-инвалидов определены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Декларация российского государства как правового и социального требует определенных усилий по внедрению в российскую правовую систему гуманитарных ценностей, к которым уже пришло в настоящее время мировое сообщество. Законодательство в сфере социальной защиты населения области направлено на обеспечение социальной защиты семьи, материнства и детства, а также отдельных категорий граждан, и определяет отношения, связанные с предоставлением им мер социальной защиты. Выполнение законодательства Камчатского края в сфере социальной защиты населения является обязанностью и основным смыслом деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В практике своей работы специалисты Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа часто сталкиваются с проблемами детей – инвалидов и членов их семей в сфере реализации своих прав. Решить многие проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, помогает юрист Центра, который проводит консультирование по социально-правовым вопросам, а также содействует в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат, организует защиту прав детей-инвалидов в административном порядке. Анализ результатов оценки обеспечения социальных прав детей - инвалидов, проведенного в форме фокусированного интервью социальных работников в Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа по работе с детьми инвалидами в 2011 г., позволил сделать вывод, что уровень обеспечения социальных прав детей-инвалидов в России крайне недостаточен: по мнению респондентов, наиболее часто в России нарушаются такие права детей-инвалидов как право на безбарьерную среду, право на обеспечение техническими средствами реабилитации, право на образование. Сотрудники Центра также указывают на отсутствие системного механизма обеспечения прав детей-инвалидов. Основным направлением социальной защиты и реабилитации людей с ограниченными возможностями становится не выявление и коррекция дефектов и отклонений, а разработка механизмов компенсации и устранение барьеров в окружающей среде, а также максимальный учет потребностей инвалидов в принятии всех решений в жизни общества. Особое внимание необходимо уделять защите прав детей с ограниченными возможностями на образование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие законодательства и государственной политики в области защиты прав инвалидов, существует на международном, федеральном и региональном уровне. В последние два десятилетия, созданы предпосылки для коренного переосмысления традиционных подходов к решению проблем инвалидов. Идеология инвалидности как объекта медицинского лечения, благотворительности и патерналистской социальной политики, оформившаяся в первой половине XX века, постепенно уступает место социальной модели инвалидности, сформированной в соответствии с международными принципами защиты прав человека.
Международные стандарты в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями представляют собой важный опорный пункт для формирования системы обеспечения прав инвалидов на национальном уровне. В свою очередь, национальное законодательство является важнейшим фактором социального развития и социальных преобразований.
Вопросы государственной
социальной политики в отношении
людей с инвалидностью в
Дети с ограниченными
возможностями выделены в особую
социальную группу населения, неоднородную
по своему составу и дифференцированную
по возрасту, полу и социальному
статусу, занимающую значительное место
в социально-демографической
Основными социальными проблемами
детей с ограниченными
В выпускной квалификационной работе было изучено обеспечение социальных прав детей-инвалидов на базе
Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа функционирует Отделение реабилитации, предназначенное для подготовки детей и подростков с ограниченными возможностями к самостоятельной и полноценной жизни в семье и обществе. В отделении созданы комфортабельные условия для того, чтобы вернуть ребенку активность, веру в себя и желание бороться с заболеванием. Дети получают различные виды реабилитационной помощи, а их родители – консультации по социальным, психологическим, медицинским и педагогическим вопросам.
Деятельность отделения направлена на:
- выявление потребностей
детей с ограниченными
- оказание социально-
- создание среды вокруг детей и с участием детей, раскрывающей возможности для вывода детей из состояния изоляции, организацию досуга, творчества в соответствии с возрастом и состоянием здоровья;
- реализацию мероприятий
индивидуальных программ
- обучение навыкам
- социализацию
- работа с родителями
в целях реализации
В работе определен основной круг проблем и наиболее кризисные сферы, относящиеся к обеспечению социальной защиты этой группы населения. К числу этих проблем отнесены: во-первых, организация социальной защиты в рамках неполной адаптации детей с ограниченными возможностями для жизни в обществе, низкий уровень их социальной реабилитации; во-вторых, разноуровневость и несогласованность требований к оценке деятельности в отношении детей-инвалидов государственных и муниципальных органов, отсутствие системных по своему смыслу специальных государственных стандартов; в-третьих, низкая адресность социальной защиты и слабый учет эволюционного характера детской инвалидности по мере взросления и общественной реабилитации; в-четвертых, значительная бессистемность социальной защиты детей-инвалидов как с точки зрения применяемых методов и услуг (материальные, медико-социальные, образовательные, развлекательно-досуговые, профессиональные и психо-социальные), так и в смысле взаимосвязи государственных, муниципальных и общественных образований, с позиции создания соответствующего информационного и социально-психологического климата в обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СХЕМА
интервью с сотрудниками Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа
1. Как бы Вы оценили
уровень обеспечения
Достаточный
Недостаточный
2. По вашему мнению, какие
права детей-инвалидов
Право на образование
Право на безбарьерную среду
Право на обеспечение техническими средствами реабилитации
Право на социо-культурную реабилитацию
Право на медицинскую помощь
Право на льготы
Право на проживание в семье
Другие
3. Соблюдается ли принцип
доступности образования для
детей с ограниченными
Да
Нет
4. Какие проблемы, связанные
с обеспечением среды
5. Как вы оцениваете
уровень обеспеченности детей-
Достаточный
Недостаточный
6. Как вы оцениваете уровень социокультурной реабилитации детей-инвалидов в Знаменске?
Достаточный
Недостаточный
7. Соблюдаются ли права
детей-инвалидов на
Да
Нет
8. На какие льготы имеют право дети-инвалиды?
9. Можете ли Вы указать
примеры нарушения права детей-
10. Как изменилась жизнь
детей-инвалидов после
Улучшилась
Ухудшилась
Никак не изменилась
11. Как вы оцениваете
уровень информированности
Достаточный
Недостаточный
12. Как вы оцениваете уровень правовой защищенности детей-инвалидов?
Достаточный
Недостаточный
13. Какие направления