Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:53, дипломная работа
Целью исследования является изучение специфики и особенностей разработки и осуществления социальной политики в отношении детей с ограниченными физическими возможностями, проводимой муниципальными органами власти в условиях Вилючинского городского округа.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……...3
1 1 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….…….7
1.1 Социальная защита лиц с ограниченными возможностями………………7
1.2Нормативно-правовое регулирование социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации……………….….10
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» ВИЛЮЧИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА…………………..…………………………………...20
2.1 Опыт деятельности Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа по работе с детьми-инвалидами………………………………………………….…20
2.2 Оценка обеспечения социальных прав детей инвалидов на базе Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа……………...30
2.3 Основные направления совершенствования законодательных гарантий обеспечения социальных прав детей-инвалидов………………….………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….52
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………..…………………………………57
Целостный подход руководителей центра к реабилитации и социализации с активным участием родителей детей позволяет «бесперспективным» воспитанникам поступать в детские сады, вспомогательные школы и училища, а также существенно повысить успеваемость в них.
Отделение реабилитации оказывает следующие виды услуг:
I.социально-педагогические:
1. Педагогическое
2. Диагностика и обследование личности:
- общее развитие ребенка;
- развитие познавательных процессов;
3. Педагогическая коррекция (в т.ч. на дому):
- развивающие занятия, направленные на преодоление отклонений в развитии или поведении ребенка;
- исправление звукопроизношения,
- развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственных отношений.
4. Организация профессиональной ориентации:
- обучение навыкам работы на компьютере (в т.ч. на дому);
- обучение навыкам работы на швейном оборудовании (в т.ч. на дому).
5. Анимационные услуги:
- экскурсии
- концерты
- праздники
- кружковая работа.
6. Обучение родителей основам реабилитации детей в домашних условиях.
II.социально-психологические:
1. Психологическое
2. Психологическая диагностика:
- выявление и анализ
психического состояния и
- личностное и профессиональное самоопределение, профотбор;
- детско-родительские отношения.
3. Психологическая коррекция (в т.ч. на дому):направлена на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.
4. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
III.социально-медицинские:
1. Организация лечебно-
- массаж;
- лечебная физкультура;
- дыхательная гимнастика.
2. Организация
3. Обучение членов семьи реабилитационным мероприятиям в домашних условиях.
4. Содействие в проведении медикосоциальной экспертизы.
IV. Социально-правовые:
1. Консультирование по
социально-правовым вопросам: гражданское,
семейное, трудовое право, права
детей. Содействие в получении
установленных
V. Социально-экономические:
1. Адресная помощь малоимущим семьям.
2. Содействие в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций.
VI. Социально-бытовые:
1. Предоставление
2. Оказание услуг социальной парикмахерской (в т. ч. на дому).
3. Сопровождение вне дома, в том числе к врачу.
В отделении реализуются следующие программы
1. Социально-педагогический модуль:
«Программа речевой
2. Программа «Я в современном мире». Программа состоит из двух блоков
1-й блок-знакомство с окружающим миром и развитие социально-бытовх навыков. В данной программе применяются дидактические и сюжетно-ролевые игры, как один из ведущих методов обучения. Дидактическая игра позволит обеспечить нужное количество повторений (на разном материале) при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.
2-й блок-сенсорное развитие
Программа позволяет сформировать у ребёнка восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движения. Также учит ребёнка различать такие характеристики времени, как время суток, времена года, измерение времени (часы, минуты, секунды); течение времени.
3. Программа «Войди в
мир» (социальная реабилитация
4. Программа «Найди себя»
направлена на
5. Программа «Творим вместе»
(творческая реабилитация) состоит
из нескольких подпрограмм: «
6. «Умелые руки» - программа
предусматривает работу с
7. «Чудесные поделки из бумаги» - изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания.
Социально-психологические:
1. «Поверь в себя» Данная
программа направлена на
2. Программа - Родительский
клуб «Я и мой ребенок»
Регулярный мониторинг потребности
лиц с ограниченными
К юристу Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа регулярно обращаются нуждающиеся граждане, с различными просьбами об оказании правовой и юридической помощи. Тяжелое материальное положение большого числа семей, подчас, делает неразрешимыми для них даже элементарные бытовые проблемы, не говоря уже о том, что высокая стоимость юридических, ритуальных услуг, отдельных видов медицинского обслуживания и др., делают их, практически, недоступными для семей с детьми-инвалидами. Опыт Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа показывает, что многие правовые проблемы детей-инвалидов имеют свое практическое разрешение.
Итак, в Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа функционирует Отделение реабилитации, предназначенное для подготовки детей и подростков с ограниченными возможностями к самостоятельной и полноценной жизни в семье и обществе. В отделении созданы комфортабельные условия для того, чтобы вернуть ребенку активность, веру в себя и желание бороться с заболеванием. Дети получают различные виды реабилитационной помощи, а их родители – консультации по социальным, психологическим, медицинским и педагогическим вопросам.
В практике своей работы специалисты Центра часто сталкиваются с проблемами детей – инвалидов и членов их семей в сфере реализации своих прав. Решить многие проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, помогает юрист Центра, который проводит консультирование по социально-правовым вопросам, а также содействует в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат, организует защиту прав детей-инвалидов в административном порядке.
2.2 Оценка обеспечения
социальных прав детей-
Для оценки обеспечения социальных прав детей инвалидов нами было проведено интервьюирование социальных работников в Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа по работе с детьми инвалидами в 2011 г., выборка интервью составила 20 респондентов. Структура интервью включала в себя результаты обсуждения следующих проблем: уровень обеспечения социальных прав детей-инвалидов в России; нарушения прав детей-инвалидов (право на образование, на безбарьерную среду и на обеспечение техническими средствами реабилитации, право на социо-культурную реабилитацию и на медицинскую помощь, право на льготы и на проживание в семье); уровень правовой защищенности детей-инвалидов, уровень информированности о проблемах инвалидности.
В результате анализа ответов респондентов уровень обеспечения социальных прав детей-инвалидов в России было отмечено, что подавляющее большинство социальных работников в Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа - 95 % (19 чел.) – оценивают его на низком уровне. (см. рисунок 3)
Рисунок 3 – уровень обеспечения социальных прав детей-инвалидов в России по мнению респондентов, в %.
Рисунок 4 - наиболее часто нарушаемые права детей-инвалидов, в %.
По мнению респондентов,
наиболее часто в России нарушаются
такие права детей-инвалидов
- право на безбарьерную среду (95%),
- право на обеспечение
техническими средствами
- право на образование (60%).
Сотрудники указывают на отсутствие системного механизма обеспечения прав детей-инвалидов. Так, был приведен пример с Игорем. К. Игорь передвигается на коляске и учится в обычной общеобразовательной школе, класс начальной школы расположен на 1 этаже. Игорь успешно завершил обучение в начальных классах, и при переводе его в 5 класс выяснилось, что дальнейшая учеба будет проходить на 2-м и 3-ем этажах, которые были для него недоступны.
Администрацией
В 2011 г. Н.К. Дмитриева (мать ребенка-инвалида) обратилась в Территориальный отдел Фонда социального страхования г. Знаменска с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации ребенка-инвалида — Дмитриева А.Э., 2005 г.р., - ортопедическую обувь (две пары) в размере 7970 (Семь тысяч девятьсот семьдесят) рублей в соответствии с приложенным к заявлению кассовыми и товарными чеками.
На заявление от 13.11.2011
года Дмитриева Н.К. получила ответ
ТО ФСС от 15.12.2011 г., в котором утверждалось,
что приобретенная ею обувь не
является ортопедической и, в связи
с этим, а также в связи с
тем, что Дмитриевой Н.К. не исполняются
назначения индивидуальной программы
реабилитации (далее ИПР) ребенка-инвалида,
у ФСС нет возможности
Согласно ИПР № 878 от 08.05.2008 г. ребенка-инвалида, ему полагается 4 пары ортопедической обуви в год. В соответствии с абз. 2 ст. 11 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 181 ФЗ, индивидуальная программа реабилитация инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.