Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение специфики и особенностей разработки и осуществления социальной политики в отношении детей с ограниченными физическими возможностями, проводимой муниципальными органами власти в условиях Вилючинского городского округа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……...3
1 1 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….…….7
1.1 Социальная защита лиц с ограниченными возможностями………………7
1.2Нормативно-правовое регулирование социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации……………….….10
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» ВИЛЮЧИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА…………………..…………………………………...20
2.1 Опыт деятельности Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа по работе с детьми-инвалидами………………………………………………….…20
2.2 Оценка обеспечения социальных прав детей инвалидов на базе Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа……………...30
2.3 Основные направления совершенствования законодательных гарантий обеспечения социальных прав детей-инвалидов………………….………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….52
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………..…………………………………57

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями..docx

— 131.67 Кб (Скачать файл)

Целостный подход руководителей  центра к реабилитации и социализации с активным участием родителей детей  позволяет «бесперспективным» воспитанникам  поступать в детские сады, вспомогательные  школы и училища, а также существенно  повысить успеваемость в них.

Отделение реабилитации оказывает  следующие виды услуг:

I.социально-педагогические:

1. Педагогическое консультирование.

2. Диагностика и обследование  личности:

- общее развитие ребенка;

- развитие познавательных  процессов;

3. Педагогическая коррекция  (в т.ч. на дому):

- развивающие занятия,  направленные на преодоление  отклонений в развитии или  поведении ребенка;

- исправление звукопроизношения,  обогащение словарного запаса, развитие  речи;

- развитие творческих  способностей, мелкой моторики рук,  пространственных отношений.

4. Организация профессиональной  ориентации:

- обучение навыкам работы  на компьютере (в т.ч. на дому);

- обучение навыкам работы  на швейном оборудовании (в т.ч. на дому).

5. Анимационные услуги:

- экскурсии

- концерты

- праздники

- кружковая работа.

6. Обучение родителей  основам реабилитации детей в  домашних условиях.

II.социально-психологические:

1. Психологическое консультирование.

2. Психологическая диагностика:

- выявление и анализ  психического состояния и индивидуальных  особенностей личности;

- личностное и профессиональное  самоопределение, профотбор;

- детско-родительские отношения.

3. Психологическая коррекция  (в т.ч. на дому):направлена на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.

4. Проведение занятий  в группах взаимоподдержки, клубах общения.

III.социально-медицинские:

1. Организация лечебно-оздоровительных  мероприятий:

- массаж;

- лечебная физкультура;

- дыхательная гимнастика.

2. Организация квалифицированного  медицинского консультирования.

3. Обучение членов семьи  реабилитационным мероприятиям  в домашних условиях.

4. Содействие в проведении  медикосоциальной экспертизы.

IV. Социально-правовые:

1. Консультирование по  социально-правовым вопросам: гражданское,  семейное, трудовое право, права  детей. Содействие в получении  установленных законодательством  льгот и преимуществ, социальных  выплат.

V. Социально-экономические:

1. Адресная помощь малоимущим  семьям.

2. Содействие в получении  полагающихся льгот, пособий,  компенсаций.

VI. Социально-бытовые:

1. Предоставление специализированного  транспорта.

2. Оказание услуг социальной  парикмахерской (в т. ч. на дому).

3. Сопровождение вне дома, в том числе к врачу.

В отделении реализуются  следующие программы

1. Социально-педагогический  модуль:

«Программа речевой реабилитации и индивидуального восстановительного обучения у детей с тяжелыми и  лёгкими речевыми нарушениями» Программа  направлена на коррекцию речевых  нарушений. На индивидуальных логопедических занятиях осуществляется поэтапное  развитие нарушенных речевых функций  с учетом личностных возможностей каждого  ребенка, а также обучение родителей  приемам коррекции дефектов речи в домашних условиях: развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, укрепление артикуляционного аппарата методом массажа, а также укрепление артикуляционного аппарата с использованием элементов артикуляционной гимнастики.

2. Программа «Я в современном  мире». Программа состоит из  двух блоков

1-й блок-знакомство с  окружающим миром и развитие  социально-бытовх навыков. В данной программе применяются дидактические и сюжетно-ролевые игры, как один из ведущих методов обучения. Дидактическая игра позволит обеспечить нужное количество повторений (на разном материале) при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

2-й блок-сенсорное развитие

Программа позволяет сформировать у ребёнка восприятия отдельных  свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движения. Также учит ребёнка различать такие характеристики времени, как время суток, времена года, измерение времени (часы, минуты, секунды); течение времени.

3. Программа «Войди в  мир» (социальная реабилитация семей,  имеющих детей с тяжелыми нарушениями  опорно-двигательного аппарата –проведение поддерживающих оздоровительных мероприятий, в том числе, на дому: (совместно с родителями): массаж, ЛФК, осмотр врача ЛФК, врача –педиатра, врача-невролога; обучение родителей основам массажа, ЛФК, санитарно-просветительская работа. -проведение индивидуальных занятий, в том числе, на дому: (совместно с родителями) направленные на развитие мелкой моторики, сохранных психических функций;(обучение родителей проведению занятий с ребенком ознакомление с основами педагогики и детской психологии) [8, с. 187].

4. Программа «Найди себя»  направлена на профессиональную  ориентацию подростков, воспитание  необходимых установок поведения,  личностных качеств, что в дальнейшем  будет способствовать их жизнеустройству.  Приняв участие в реализации  данной программы, подростки с  ограниченными возможностями получат  рекомендации врача о выборе  будущей специальности с учетом  заболевания, узнают о своих  личностных особенностях, задатках  и способностях в результате  психодиагностики; получат консультацию  юрисконсульта о льготах, существующих  для них при поступлении в  учебные заведения, познакомятся  с учебными учреждениями среднего  и высшего звена, посетят занятия  по развитию коммуникативных  навыков, творческих способностей.

5. Программа «Творим вместе»  (творческая реабилитация) состоит  из нескольких подпрограмм: «Ступеньки  творчества или развивающие игр»  по Б. Никитину – Занятия  проводятся с кубиками, с серией  конструктивных игр «Мировые  головоломки» Программа направлена  на развитие творческих способностей, конструктивных навыков, математического  мышления, что важно для подготовки  к успешному обучению в школе;  «Учимся лепить» -

6. «Умелые руки» - программа  предусматривает работу с различными  материалами такими как бисер, бумажные салфетки, нити т.д.

7. «Чудесные поделки из  бумаги» - изготовление красочных  поделок из бумаги приемами  многократного складывания и  сгибания.

Социально-психологические:

1. «Поверь в себя» Данная  программа направлена на повышение  эффективности интеллектуальной  деятельности за счет развития  психических процессов и формирования  позитивной мотивации на познавательную  деятельность у ребенка, а также  на умение управлять своим  эмоциональным состоянием. Программа  помогает развить познавательные  мотивы; повысить уровень развития  восприятия, памяти, внимания; развить навыков самоконтроля и регуляции деятельности; смягчить эмоциональный дискомфорт у детей; скорректировать самооценку, сформировать эмоциональную устойчивость.

2. Программа - Родительский  клуб «Я и мой ребенок» направлена  на: создание благоприятного психоэмоционального  климата в семьях, имеющих детей  с отклонениями в развитии; формирование  положительных установок в сознании  родителей, воспитывающих «особого  ребенка» и других членов семей [16 с. 34].

Регулярный мониторинг потребности  лиц с ограниченными возможностями  в социально-правовой помощи, проводимый юристом Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального  обслуживания населения» Вилючинского городского округа, показывают, что около 30% всех социально уязвимых категорий людей нуждаются в правовой помощи, вместе с тем, не более 25% из них могут ее получить. Правовая «слепота» большого числа семей с детьми-инвалидами, делает их незащищенными перед лицом многочисленных трудностей.

К юристу Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа регулярно обращаются нуждающиеся граждане, с различными просьбами об оказании правовой и юридической помощи. Тяжелое материальное положение большого числа семей, подчас, делает неразрешимыми для них даже элементарные бытовые проблемы, не говоря уже о том, что высокая стоимость юридических, ритуальных услуг, отдельных видов медицинского обслуживания и др., делают их, практически, недоступными для семей с детьми-инвалидами. Опыт Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа показывает, что многие правовые проблемы детей-инвалидов имеют свое практическое разрешение.

Итак, в Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа функционирует Отделение реабилитации, предназначенное для подготовки детей и подростков с ограниченными возможностями к самостоятельной и полноценной жизни в семье и обществе. В отделении созданы комфортабельные условия для того, чтобы вернуть ребенку активность, веру в себя и желание бороться с заболеванием. Дети получают различные виды реабилитационной помощи, а их родители – консультации по социальным, психологическим, медицинским и педагогическим вопросам.

В практике своей работы специалисты Центра часто сталкиваются с проблемами детей – инвалидов  и членов их семей в сфере реализации своих прав. Решить многие проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, помогает юрист Центра, который проводит консультирование по социально-правовым вопросам, а также содействует в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат, организует защиту прав детей-инвалидов в административном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Оценка обеспечения  социальных прав детей-инвалидов  на базе Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа

 

Для оценки обеспечения социальных прав детей инвалидов нами было проведено  интервьюирование социальных работников в Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа  по работе с детьми инвалидами в 2011 г., выборка интервью составила 20 респондентов. Структура интервью включала в себя результаты обсуждения следующих проблем: уровень обеспечения социальных прав детей-инвалидов в России; нарушения прав детей-инвалидов (право на образование, на безбарьерную среду и на обеспечение техническими средствами реабилитации, право на социо-культурную реабилитацию и на медицинскую помощь, право на льготы и на проживание в семье); уровень правовой защищенности детей-инвалидов, уровень информированности о проблемах инвалидности.

В результате анализа ответов  респондентов уровень обеспечения  социальных прав детей-инвалидов в  России было отмечено, что подавляющее  большинство социальных работников в Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа  - 95 % (19 чел.) – оценивают его на низком уровне. (см. рисунок 3)

 

Рисунок 3 – уровень обеспечения  социальных прав детей-инвалидов в  России по мнению респондентов, в %.

 

Рисунок 4 - наиболее часто  нарушаемые права детей-инвалидов, в %.

 

По мнению респондентов, наиболее часто в России нарушаются такие права детей-инвалидов как

- право на безбарьерную среду (95%),

- право на обеспечение  техническими средствами реабилитации (80%),

- право на образование  (60%).

Сотрудники указывают  на отсутствие системного механизма  обеспечения прав детей-инвалидов. Так, был приведен пример с Игорем. К. Игорь передвигается на коляске  и учится в обычной общеобразовательной  школе, класс начальной школы  расположен на 1 этаже. Игорь успешно  завершил обучение в начальных классах, и при переводе его в 5 класс  выяснилось, что дальнейшая учеба  будет проходить на 2-м и 3-ем этажах, которые были для него недоступны.

Администрацией образовательного учреждения ему было предложено перейти  на надомное обучение. Юристами Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа было составлено письмо в Департамент образования города с настоятельной просьбой установить в школе подъемник для ребенка-инвалида. В результате подъемник был установлен.

В 2011 г. Н.К. Дмитриева (мать ребенка-инвалида) обратилась в Территориальный отдел Фонда социального страхования г. Знаменска  с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации ребенка-инвалида — Дмитриева А.Э., 2005 г.р., - ортопедическую обувь (две пары) в размере 7970 (Семь тысяч девятьсот семьдесят) рублей в соответствии с приложенным к заявлению кассовыми и товарными чеками.

На заявление от 13.11.2011 года Дмитриева Н.К. получила ответ  ТО ФСС от 15.12.2011 г., в котором утверждалось, что приобретенная ею обувь не является ортопедической и, в связи  с этим, а также в связи с  тем, что Дмитриевой Н.К. не исполняются  назначения индивидуальной программы  реабилитации (далее ИПР) ребенка-инвалида, у ФСС нет возможности выплатить  ей компенсацию.

Согласно ИПР № 878 от 08.05.2008 г. ребенка-инвалида, ему полагается 4 пары ортопедической обуви в год. В соответствии с абз. 2 ст. 11 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 181 ФЗ, индивидуальная программа реабилитация инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Информация о работе Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями