Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение специфики и особенностей разработки и осуществления социальной политики в отношении детей с ограниченными физическими возможностями, проводимой муниципальными органами власти в условиях Вилючинского городского округа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……...3
1 1 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….…….7
1.1 Социальная защита лиц с ограниченными возможностями………………7
1.2Нормативно-правовое регулирование социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации……………….….10
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» ВИЛЮЧИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА…………………..…………………………………...20
2.1 Опыт деятельности Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа по работе с детьми-инвалидами………………………………………………….…20
2.2 Оценка обеспечения социальных прав детей инвалидов на базе Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа……………...30
2.3 Основные направления совершенствования законодательных гарантий обеспечения социальных прав детей-инвалидов………………….………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….52
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………..…………………………………57

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями..docx

— 131.67 Кб (Скачать файл)

Отказ филиала № 1 ТО ФСС г. Знаменска по выплате Дмитриевой компенсации за самостоятельно приобретенную ортопедическую обувь является незаконным и нарушающим ее и права ее ребенка-инвалида по следующим основаниям:

- в соответствии со  ст. 11 ФЗ РФ «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации» - инвалид вправе самостоятельно  решить вопрос об обеспечении  себя конкретным техническим  средством реабилитации или видом  реабилитации, включая кресла-коляски,  протезно-ортопедические изделия...

Если предусмотренное  индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены  инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил  услугу за собственный счет, то ему  выплачивается компенсация в  размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые  должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с п. 7 Постановления  Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 "О  порядке обеспечения инвалидов  техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан  из числа ветеранов протезами (кроме  зубных протезов), протезно-ортопедическими  изделиями" - в случае если предусмотренное  программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может  быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).

Решение о выплате компенсации  принимается уполномоченным органом  на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы  реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы.

В базу доказательств по делу были также положены экспертные заключения №№ 1663, 1664 ГУП СК «Бюро  товарных экспертиз», в соответствии с которыми ботинки детские, фирмы  smallmen/minimen размер 28, по цене 4300 и 3670 руб. по технологии изготовления и применяемых материалов относятся к ортопедической обуви.

Таким образом, своими действиями Филиал №1 Знаменского отделения Фонда социального страхования причиняет нравственные страдания Дмитриевой и ее ребенку. Принимая решение об отказе в предоставлении компенсации, ТО ФСС нарушает права ребенка на защиту со стороны государства. В течение последнего времени Макарова и ее семья находятся в тяжелом психологическом со стоянии. Так как ТО ФСС отказывается в добровольном порядке удовлетворить ее законные требования, Дмитриева вынуждена затрачивать свое время и средства для защиты нарушенных прав моего ребенка.

Нина Дмитриева считала, что своими действиями СРО ФСС  наносит ей и ее ребенку нравственные страдания, то есть моральный вред, на возмещение которого они имеют  право в соответствии со ст. 151 ГК РФ, так как нарушаются личные неимущественные  права на социальное обеспечение, установленные  Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка и ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 181 ФЗ. Моральный вред, нанесенный ребенку, оценивает в сумме 5000 (Пять тысяч) рублей.

В индивидуальной программе  реабилитации ребенка-инвалида было предусмотрено  обеспечение его инвалидной коляской. Поскольку колясок такого типа у  организаций-поставщиков, отобранных ФСС, не было в наличии, родители самостоятельно приобрели ее за 30000 руб., однако фондом социального страхования была выплачена  компенсация лишь в размере 11300 руб. Это было вызвано разночтением норм законодательства в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Правовая позиция юриста имеет место нарушение прав, поскольку  в законодательстве нет правила  о том, что размер компенсации  за самостоятельно приобретенные инвалидом  технические средства реабилитации определяется исходя из стоимости изделий, закупаемых региональным отделением фонда  Социального страхования в соответствии с заключенными Государственными контрактами  на их поставку. Напротив, согласно п.6 «Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» в том случае, «если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а протез, протезно-ортопедическое изделие - ветерану или если эти лица самостоятельно обеспечили себя соответствующим средством (изделием) путем приобретения за собственный счет, им выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, которое должно было быть предоставлено инвалиду, ветерану по индивидуальной программе реабилитации». (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 877)

Это означало, что матери как законному представителю  ребенка с инвалидностью стоимость  приобретенной коляски должна была быть компенсирована полностью. Оба  вышеописанных случая затрагивают  права детей-инвалидов на обеспечение  их средствами реабилитации.

В ходе интервью было выявлено, что 35 % респондентов отмечают нарушения  прав ребенка-инвалида на проживание в  семье. Практика помещения детей  с ограниченными возможностями  в специализированные учреждения остается распространенной в РФ. Это связано  с тем, что в сегодняшней ситуации родители часто не в состоянии  предоставлять нормальный уход детям  с ограниченными возможностями. Это отсутствие ресурсов относится  ко всему, начиная от предвзятого отношения и заканчивая бедностью семьи. Дети, направляемые в специализированные учреждения, страдают от разного рода расстройств – как физических, так и психических; кроме того, дети со «слабыми расстройствами» также часто попадают в интернаты, потому что их семьи очень бедны. По свидетельству родителей, они могут отдать своего ребенка в специализированное учреждение, поскольку они не в состоянии оплачивать расходы на медицинское обслуживание и обучение.

 

Рисунок 5 – Оценка респондентами  уровня информированности родителей  детей с ограниченными возможностями  о своих правах и уровня правовой защищенности детей-инвалидов, в %

 

Большинство респондентов (85%) считают, что значительная часть  родителей детей-инвалидов слабо  информирована о правах ребенка. Знания родителей просто отражают ту информацию, которую они получают от местных медицинских работников, оценивающих ограниченные возможности  их детей. Специалистов-медиков очень  мало, а ввиду того, что родители не проходят соответствующего обучения, вероятность того, что они смогут выявить признаки ограниченных возможностей у своих детей на раннем этапе, не высока.

Также 80% респондентов крайне низко оценивают уровень правовой защищенности детей-инвалидов в  РФ. Кроме того, к проблемам обеспечения  социальных прав-детей-инвалидов, по мнению респондентов, относятся:

- неодинаковое материальное  положение инвалидов в различных  типах семей, а вследствие этого  – социальная несправедливость;

- возрастающий уровень  расходов на медицинские услуги  в семьях детей-инвалидов (от 10 до 40% семейного бюджета);

- неудовлетворенность в  реализации образовательной мотивации  инвалидов;

- несоответствие между  будущими трудовыми ориентациями  детей-инвалидов и реальными условиями  рынка труда;

- преобладание у детей-инвалидов  индивидуализированных и «специфических»  (вызванных осознанием собственной  ущербности) форм проведения досуга;

- стремление инвалидов  в большей степени к социальным  льготам при трудоустройстве,  т.е. к обеспечению государством  стартовых условий для нормальной  жизни и работы, а не к положению  «постоянного иждивенца».

Итак, анализ результатов  оценки обеспечения социальных прав детей- инвалидов, проведенного в форме фокусированного интервью социальных работников  Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа  по работе с детьми инвалидами в 2011 г., позволил сделать вывод, что уровень обеспечения социальных прав детей-инвалидов в России крайне недостаточен: по мнению респондентов, наиболее часто в России нарушаются такие права детей-инвалидов как право на безбарьерную среду, право на обеспечение техническими средствами реабилитации, право на образование. Сотрудники Центра также указывают на отсутствие системного механизма обеспечения прав детей-инвалидов.

 

2.3 Основные направления  совершенствования законодательных гарантий обеспечения социальных прав детей-инвалидов

 

Социальная защита и реабилитация детей с ограниченными возможностями  на современном этапе должна представлять собой не отдельное направление  общественной деятельности, а неотъемлемую часть общепризнанных ценностей  и норм, формирующих основы общества. Поэтому именно эти ценности и  нормы и должны определять концептуальные основы политики в отношении инвалидов.

Основным направлением социальной защиты и реабилитации людей с  ограниченными возможностями становится не выявление и коррекция дефектов и отклонений, а разработка механизмов компенсации и устранение барьеров в окружающей среде, а также максимальный учет потребностей инвалидов в принятии всех решений в жизни общества.

В связи с этим формирование доступной среды и ликвидация физических и социальных барьеров в  настоящее время представляет собой  важнейший приоритет в сфере  социальной защиты и реабилитации детей  с ограниченными возможностями.

Модернизация существующей системы социальной защиты детей- инвалидов в Российской Федерации должна основываться на следующих базовых принципах:

- изменить существующие  правила установления инвалидности. Ввести следующие социальные  категории при установлении инвалидности: «ребенок-инвалид»,«инвалид» и «пенсионер-инвалид».

-осуществлять установление  инвалидности лицам в возрасте  от 0 до 17 лет (категория «ребенок-инвалид»), мужчинам – в возрасте от 18 до 60 лет (категория «инвалид»), женщинам - в возрасте от 18 до 55 лет (категория  «инвалид»). Мужчинам и женщинам, достигшим пенсионного возраста  и имеющим статус «инвалида» (мужчины  - от 60 лет и старше, женщины - от 55 лет и старше), устанавливать  социальную категорию «пенсионер-инвалид».

- пересмотреть классификации  и критерии, используемые при  медико-социальной экспертизе граждан с учетом положений МКФ. Установить для детей-инвалидов и взрослых инвалидов две группы степени тяжести инвалидности: 1-я группа (полная инвалидность) и II-я группа (частичная инвалидность). Лицам, испытывающим ограничения жизнедеятельности вследствие травм, заболеваний или в результате возрастных изменений, и не имеющим группы инвалидности, на основании специальных критериев устанавливать в учреждениях здравоохранения статус «лица с ограниченными возможностями здоровья» и предоставлять им бесплатно медицинскую помощь, реабилитационные услуги, социальную поддержку, социальную помощь и социальное обеспечение в законодательно установленных объеме и порядке.

- модернизировать систему  социального обеспечения инвалидов  с целью повышения ее адресности  и поощрения трудовой занятости  инвалидов. Ликвидировать институт  социальных пенсий по инвалидности  лицам, имеющим статус «ребенка-инвалида»  или «инвалида», и перейти на  систему выплаты пособий по  инвалидности. Пособие по инвалидности  может состоять из трех компонентов  (базовый компонент, компонент  для поддержания качества жизни  и реабилитационный компонент). Инвалидам  и пенсионерам-инвалидам, получающим  трудовую пенсию по инвалидности, предоставить право на получение  пособия по инвалидности в  составе второго и третьего  компонентов пособия по инвалидности. Лицам (женщинам старше 55 лет,  мужчинам старше 60 лет, не имеющим  социального статуса «пенсионер-инвалид») сохранить существующую систему  пенсионного обеспечения. Компенсацию  расходов на поддержание уровня  и качества жизни осуществлять  в установленном действующим  законодательством порядке через  механизм индексации пенсий и  социальной поддержки пенсионеров;

- законодательно очертить  систему комплексной реабилитации  инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья в Российской  Федерации: урегулировать принципы  и содержание реабилитации и  профилактики инвалидности, ресурсное,  научно-методическое, информационное  и кадровое обеспечение реабилитации; установить правовой статус реабилитационного  учреждения, основные направления,  порядок и условия его функционирования; установить права, обязанности,  полномочия, ответственность и правовое  регулирование отношений физических  и юридических лиц в области  реабилитации инвалидов и лиц  с ограничениями здоровья; разграничить  компетенцию в области реабилитации  между органами исполнительной  власти различного уровня и  ведомственной принадлежности; определить условия и механизмы межведомственного и межсекторного взаимодействия в сфере реабилитации инвалидов;

- ввести новый порядок  разработки и реализации индивидуальной  программы реабилитации (ИПР) инвалида (ребенка-инвалида, пенсионера-инвалида), обеспечивающий максимальное удовлетворение  потребностей инвалидов в комплексной  реабилитации на основе интеграции  федеральных и региональных реабилитационных  ресурсов. Установить следующую  структуру ИПР: федеральный перечень  мероприятий ИПР (минимальный  стандарт), региональный перечень  мероприятий ИПР (оптимальный  стандарт);

Информация о работе Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями