Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:53, дипломная работа
Целью исследования является изучение специфики и особенностей разработки и осуществления социальной политики в отношении детей с ограниченными физическими возможностями, проводимой муниципальными органами власти в условиях Вилючинского городского округа.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……...3
1 1 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….…….7
1.1 Социальная защита лиц с ограниченными возможностями………………7
1.2Нормативно-правовое регулирование социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации……………….….10
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» ВИЛЮЧИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА…………………..…………………………………...20
2.1 Опыт деятельности Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа по работе с детьми-инвалидами………………………………………………….…20
2.2 Оценка обеспечения социальных прав детей инвалидов на базе Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа……………...30
2.3 Основные направления совершенствования законодательных гарантий обеспечения социальных прав детей-инвалидов………………….………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….52
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………..…………………………………57
Важно способствовать тому,
чтобы клиенты помогали себе, чтобы
инвалид имел возможность рассмотреть
свою компетенцию и способности,
поверить в собственные силы, научиться
самоконтролю и позитивной самооценке,
управлять собой и своими общественными
ролями. Для этого специалистам реабилитационных
учреждений следует уделять внимание
общению с клиентами
1.2 Нормативно-правовое
регулирование социальной
Согласно статье 7 Конституции РФ «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг и гарантий.
Целью социальной политики
является последовательное повышение
уровня жизни населения и снижение
социального неравенства, обеспечение
всеобщей доступности основных социальных
благ, прежде всего, качественного образования,
медицинского и социального обслуживания.
Социальная политика оказывает влияние
на положение социальных групп, в
частности инвалидов в
В России государственная социальная
политика в отношении инвалидов
имеет многолетнюю историю. Безусловный
приоритет в социальной политике
к 1960-м годам приобрела «
До 1990-х годов социальная политика
в отношении инвалидов носила
преимущественно
В основе современной социальной политики в отношении инвалидов лежат следующие принципы:
при реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности лица или групп лиц, имеющих ту или иную группу инвалидности: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий[12, с. 165].
В настоящее время социальная политика
в отношении инвалидов
К основополагающим документам мирового сообщества, касающимся прав человека в целом (в том числе и инвалидов), относятся Всеобщая декларация прав человека, Декларация социального прогресса и развития и Европейская социальная хартия.
Всеобщая декларация прав человека указывает, что «все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», «каждый имеет право на жизнь без всяких условий и ограничений», «каждый имеет право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности» [11, с. 87].
.
Декларация социального
Европейская социальная хартия содержит положения о праве каждого человека на медицинскую помощь, социальную защиту, профессиональную подготовку, труд, жилье, благосостояние. Распространяясь на всех людей, эти права относятся в равной мере и к инвалидам.
К основополагающим документам мирового сообщества, касающимся непосредственно прав инвалидов относиться Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006г. Официально Конвенция вступила в силу 3 мая 2008г.
Конвенции по правам инвалидов предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для инвалидов, обеспечивает их права на работу, на медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни. Данное обстоятельство накладывает на Россию весьма серьезные обязательства. Россия как ответственный член международного сообщества обязана принимать все возможные меры для ее исполнения[9, с. 37].
В рамках реализации международной Конвенции в декабре 2008 года Дмитрием Медведевым был создан Совет по делам инвалидов, основными задачами которого являются: изучение состояния и перспектив развития государственной социальной политики защиты инвалидов; разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов; разъяснение общественности социально-экономической значимости интеграции инвалидов в общество[84, с. 94].
Права инвалидов являются объектом пристального внимания многих международных организаций: ООН, МОТ (Международная организация труда), ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) и др. Основное направление, которое прослеживается в их деятельности, - это переход от социальной защищенности к гражданскому равенству инвалидов.
Вопросы социального обслуживания и социальной защиты инвалидов прописаны в трех Федеральных законах:
Так же в статье 154 Федерального
закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении
изменений в законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу в связи с
принятием федеральных законов
«О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «Об общих
принципах организации
В законодательство Российской Федерации
о социальном обслуживании и социальной
защите инвалидов входят соответствующие
положения Конституции
Прежде всего, необходимо четко различать понятия «социальное обслуживание» и «социальная защита» инвалидов. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участи в жизни общества. Пенсионное обеспечение инвалидов не входит в систему социальной поддержки инвалидов.
Так же Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены новые правила признания лица инвалидом. При этом утратило силу Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 года 965 «О порядке признания граждан инвалидами». Если в соответствии с данным постановлением признание лица инвалидом осуществлялось учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, то в соответствии с постановлением 95 от 20 февраля 2006 года признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а так же бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах. Изменения так же произошли по порядку переосвидетельствования инвалидов. Так, в соответствии с постановлением 965 от 13 августа 1996 года (п. 29) предусматривалось, что без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет. В постановлении 95 от 20 февраля 2006 года аналогичный пункт отсутствует, т.е. инвалиды-мужчины старше 60 лет и инвалиды-женщины старше 55 лет переосвидетельствование должны проходить в соответствии с общими требованиями. Очевидно, что данное изменение в законодательстве в определенной степени ухудшает положение инвалидов[13, с. 174].
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52884-2007«Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам» распространяется на социальные услуги, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения без образования юридического лица, гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе и детям-инвалидам). Он устанавливает порядок и условия предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых).
Социальные услуги инвалидам (в том числе к детям-инвалидам) должны предоставляться при соблюдении следующих принципов социальной справедливости:
приоритета мер по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов.[14, с. 184].
Социальные услуги предоставляют гражданам пожилого возраста и инвалидам по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности, в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях учреждений) социального обслуживания, профилированных в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением граждан, которые обслуживаются в этих учреждениях (отделениях учреждений).
Полустационарное социальное
обслуживание граждан пожилого возраста
и инвалидов осуществляется в
полустационарных учреждениях (или
отделениях учреждений), которые обеспечивают
предоставление социальных услуг гражданам
в течение определенного
Предоставление социальных услуг на дому является одной из основных форм социального обслуживания и направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде для поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.