- привести действующее
законодательство в соответствие
с Конвенцией ООН о правах
инвалидов;
- активизировать деятельность
СМИ в направлении сокращения
«социальной дистанции» между
обществом и инвалидами, формирования
идеологии общества равных возможностей.
Мониторинг российского
законодательства показал, что многие
ключевые положения Конвенции в
области образования, трудоустройства,
создания безбарьерной среды в большей
или меньшей степени отражены в федеральном
законодательстве. Но, к примеру, в области
реализации правоспособности, ограничения
или лишения дееспособности, наше законодательство
не соответствует международному документу
и требует внесения существенных изменений.
Необходимо иметь в
виду, что большинство декларируемых
положений российского законодательства
не выполняются, ввиду отсутствия четкого
механизма реализации норм на уровне
подзаконных нормативных актов,
неурегулированности межведомственного
взаимодействия, низкой эффективности
уголовной, гражданской, административной
ответственности за нарушение прав лиц
с ограниченными возможностями здоровья
и ряда других системных причин.
К примеру, нормы ст. 15 ФЗ
«О социальной защите инвалидов в
РФ» о создании доступной среды,
либо ст. 52 Закона «Об образовании»,
дающие родителям право выбора образовательного
учреждения для своего ребенка - носят
декларативный и разрозненный характер
и не могут быть напрямую использованы
для того, чтобы обязывать создавать доступную
среду для инвалидов, либо создавать условия
в образовательных учреждениях для обучения
детей с инвалидностью.
Именно из-за отсутствия
продуманного механизма реализации
федеральных норм в сфере социальной
защиты и реабилитации лиц с инвалидностью,
из-за разночтения некоторых положений
этих норм, из-за практически безнаказанного
бездействия чиновников - правоприменительная
практика исполнительных органов власти
на местах сводит на «нет» положения
норм федерального законодательства.
Ратификация Конвенции приведет
к необходимости выработки совершенно
иной государственной политики в
отношении лиц с инвалидностью
и совершенствования федерального
и регионального законодательства.
Дискриминация в отношении
лиц с ограниченными возможностями
продолжается в таких жизненно важных
областях, как обеспечение жильем,
пользование общественными зданиями
и услугами, образование, транспорт,
связь, отдых, здравоохранение, голосование
на выборах, реализация правоспособности.
Положения действующего российского
законодательства в области создания
доступной среды для инвалидов
носят декларативный характер и
не могут быть напрямую использованы
для того, чтобы обязывать государственные
и муниципальные органы, юридические
лица, предпринимателей создавать доступную
среду для инвалидов. Статья 15 Федерального
закона «О социальной защите инвалидов
в РФ» содержит положения о
необходимости создания условий
доступа инвалидов к объектам
социальной инфраструктуры, а также
беспрепятственного пользования транспортом,
однако формулировка указанного положения
позволяет сделать вывод о
его декларативном характере; эта
же статья ФЗ «О социальной защите инвалидов
в РФ» запрещает планировку и
застройку городов, населенных пунктов,
разработку разрешений на новое строительство
и реконструкцию зданий и сооружений
без приспособления указанных объектов
для доступа к ним инвалидов.
Ни 181 Закон, ни какой-либо другой нормативно-правовой
акт, в том числе и Ставропольский
краевой закон, не предусматривает
механизма реализации мер по адаптации
объектов социальной инфраструктуры,
и в частности жилых помещений, принадлежащих
инвалидам на праве собственности, для
беспрепятственного доступа.
По этой причине - отсутствие
четкого механизма реализации указанных
положений ст. 15 ФЗ РФ № 181 «О социальной
защите инвалидов» позволяет лицам,
ответственным за создание безбарьерной
среды, уклонятся от выполнения мероприятий
по ее созданию.
Постановление Правительства
РФ от 07.12.1996 N 1449 «О мерах по обеспечению
беспрепятственного доступа инвалидов
к информации и объектам социальной
инфраструктуры» не привносит ясности
в эту проблему, рекомендуя лишь
правительствам субъектов уполномочивать
территориальные УТСЗН осуществлять
координацию мероприятий по обеспечению
беспрепятственного доступа инвалидов
к информации и объектам социальной
инфраструктуры, а также контролем
за выполнением нормативных требований
в части обеспечения доступа
инвалидов к средствам общественного
пассажирского транспорта, связи и информации,
строящимся и реконструируемым объектам
социальной инфраструктуры, и, на мой взгляд,
в части осуществления контроля за строящимися
и реконструируемыми объектами социальной
инфраструктуры, вступает в противоречие
со ст. 53 Градостроительного кодекса РФ:
Строительный контроль проводится
лицом, осуществляющим строительство.
В случае осуществления строительства,
реконструкции, капитального ремонта
на основании договора строительный
контроль проводится также застройщиком
или заказчиком. Застройщик или заказчик
по своей инициативе может привлекать
лицо, осуществляющее подготовку проектной
документации, для проверки соответствия
выполняемых работ проектной
документации.
В связи с вышеуказанным
предлагается:
1. Внести соответствующие
изменения в Градостроительный
кодекс Российской Федерации,
касающиеся государственной экспертизы
строящихся объектов, реконструирующихся
объектов любой площади и этажности,
за исключением объектов индивидуального
жилищного строительства. Законодательно
закрепить полномочия органов социальной
защиты населения по осуществлению контроля
при приемке строящихся объектов, объектов
после проведения работ по реконструкции,
по выдаче последними соответствующих
заключений о доступности построенного
или реконструированного объекта недвижимого
имущества.
2. Разработать на уровне
Правительства РФ четкий механизм
реализации положений ст. 15 ФЗ
РФ № 181 «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»
в части адаптации жилья к
потребностям инвалида.
3. Внести поправки в
ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
(ред. от 09.11.2009) в части увеличения административного
наказания в виде штрафа с должностных
лиц, при этом, наказание должно соответствовать
размеру материальных затрат необходимых
для проведения мероприятий по обеспечению
доступности.
4. Расширить федеральный
перечень реабилитационных мероприятий,
технических средств реабилитации
и услуг, предоставляемых инвалиду
бесплатно, включив в него услугу
по адаптации жилья для потребностей
инвалида в соответствии с
ИПР.
5. Необходимо регламентировать
процесс согласования проектно-сметной
документации для строительства
объектов. Порядок согласования
должен определяется администрацией
конкретного населенного пункта.
6. Сделать согласительные
комиссии, с законодательным определением
полномочий этих комиссий.
7. Ввести пункт, позволяющий
участвовать общественным организациям
на всех этапах работы согласительных
комиссий и дальше при приемке
в эксплуатацию объектов.
На фоне того, что законодательный
фундамент защиты прав детей-инвалидов
в России уже построен, правовая
база приведена в соответствие с
международным законодательством
в этой сфере, необходимо, чтобы Правительство
приняло нормативные акты, регулирующие
выполнение норм, связанных с выплатой
компенсаций - Постановления, прямо предусмотренные
или вытекающие из Законов «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»
и «Об образовании»: о Федеральной базовой
программе реабилитации детей-инвалидов
(Федеральном гарантированном перечне
технических средств и услуг, предоставляемых
ребенку-инвалиду бесплатно) и порядке
ее реализации и о Федеральном нормативе
затрат на образование ребенка на соответствующем
этапе образования в государственном
или муниципальном образовательном учреждении.
Это существенно облегчит практическую
реализацию компенсационных норм законов.
Однако разработка указанных
нормативных актов должна стать
предметом пристального внимания экспертов.
Например, разработка «Федерального
гарантированного перечня технических
средств и услуг, предоставляемых
ребенку-инвалиду бесплатно» должна базироваться
на тщательно выверенных, составленных
специалистами в области реабилитации
детей-инвалидов рекомендациях по
необходимому минимуму реабилитационно-образовательных
услуг, жизненно необходимых для
эффективной реабилитации различных
категорий детей-инвалидов с учетом
как вида, так и тяжести имеющихся у них
нарушений. Это серьезная экспертная работа,
которая должна быть основана на современной
международной классификации в этой области.
Такая работа может быть выполнена только
при интеграции усилий специалистов негосударственных
организаций и государства, поскольку
в российской государственной системе
сегодня практически отсутствуют представления
о наборе и объемах услуг, необходимых
для эффективной реабилитации детей с
серьезными нарушениями развития. Создание
и утверждение такого Перечня изменит
ситуацию только в том случае, если при
его составлении будут максимально учтены
потребности всех категорий детей-инвалидов
и его содержание будет согласовано с
экспертами в реабилитации и образовании
таких детей и экспертами-экономистами.
То же можно сказать и о «Федеральном нормативе
затрат на образование ребенка» с различными
нарушениями развития.
Обязательно должен быть решен
вопрос — где родителям взять
средства на первую оплату альтернативных
услуг. Поскольку сегодня компенсация
предоставляется только по факту выполненных
услуг, родители должны где-то найти средства,
которые будут возвращены только через
несколько месяцев. Этот вопрос обязательно
необходимо решить одним из известных
способов: льготным кредитованием такого
рода услуг, заключением государственным
заказчиком прямых договоров с негосударственными
организациями и т. п.
Особое внимание необходимо
уделять защите прав детей с ограниченными
возможностями на образование. Реализация
прав детей с ограниченными возможностями
здоровья на образование рассматривается
как одна из важнейших задач государственной
политики в области образования.
Получение такими детьми качественного
общего и профессионального образования
является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия
в жизни общества, эффективной
самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности.
В соответствии с обозначенными
приоритетами государственной политики
в рассматриваемой сфере обеспечивается
совершенствование нормативно-правовой
базы, регламентирующей вопросы образования
детей-инвалидов. Одним из основных
условий социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья
является обеспечение в дальнейшем
их общественно полезной занятости,
что обусловливает необходимость
получения ими конкурентоспособных
профессий.
Для реализации их права
на получение среднего профессионального
и высшего профессионального
образования следует обеспечивать
возможности для сдачи ими
единого государственного экзамена
в условиях, соответствующих особенностям
физического развития и состоянию
здоровья таких выпускников. Итоговая
аттестация лиц этой категории может
проводиться по их желанию в традиционной
форме (государственный выпускной
экзамен) или в форме единого
государственного экзамена. Соответственно
и поступать в высшее или среднее
специальное учебное заведение
такие абитуриенты будут по своему
желанию: по результатам ЕГЭ или
по результатам вступительных испытаний,
форму которых ВУЗЫ И ССУЗЫ будут
определять самостоятельно исходя из
особенностей развития и состояния здоровья
поступающих.
Еще одно важное направление
деятельности связано с совершенствованием
системы требований к содержанию
образования детей с ограниченными
возможностями. В настоящее время
по заказу Минобрнауки России в рамках
Федеральной целевой программы развития
образования осуществляется разработка
специального образовательного стандарта,
образовательных программ и учебных планов
для обучения различных категорий детей
с ограниченными возможностями здоровья.
В 2013 г. предполагается организовать разработку
учебно-методических комплектов для таких
обучающихся.
Во многих субъектах Российской
Федерации (Республика Карелия, Республика
Саха (Якутия), Красноярский край, Ленинградская,
Самарская, Ярославская области, Москва
и др.) разработаны документы концептуального
характера, посвященные вопросам развития
образования детей с ограниченными
возможностями здоровья. Мероприятия,
направленные на создание условий для
получения образования детьми этой
категории, реализуются в рамках
региональных целевых программ развития
образования или специально принятых
для решения данных вопросов самостоятельных
целевых программ.
В решении вопросов образования
детей с ограниченными возможностями
здоровья чрезвычайно важно организовать
взаимодействие органов и учреждений
системы образования, социальной защиты
населения, здравоохранения, федеральной
службы медико-социальной экспертизы.
Во многих отношениях наиболее
существенным препятствием, мешающим
осуществлению прав детей с ограниченными
возможностями, является отношение
общества к таким детям. Преобладающая
точка зрения весьма ограничена. К
детям с ограниченными возможностями
относятся совсем не так, как к
здоровым детям; это касается и элементарного
уважения и принятия их обществом. Детей
с ограниченными возможностями
часто считаются людьми, несущими
на себе проклятие, людьми второго сорта
или рассматриваются в качестве
объекта благотворительности. Их могут
сторониться; их могут изолировать
и жестоко с ними обращаться. Даже
те, кто их принимает, часто рассматривают
таких детей скорее с точки
зрения их ограниченности, но не потенциала.
Изоляция является общепринятой практикой,
иногда являющейся результатом активных
действий, а иногда и просто пренебрежения.
Для того, чтобы изменить отношение людей
к этой проблеме, необходимо развеять
предрассудки об ограниченных возможностях,
с тем чтобы люди воспринимали их как неотъемлемый
элемент человеческого разнообразия,
каковым они на самом деле и являются.
Искоренение предрассудков должно начинаться
с распространения знаний и понимания
сути ограниченных возможностей; пропаганды
таких концепций как равноправие и права
человека; а также выявления дискриминации
и принятия мер, чтобы ей противодействовать
и предотвращать ее.