Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, дипломная работа
Сегодня Казахстан стремится построить провозглашенное в Конституции Республики Казахстан демократическое правовое государство [1].
В Казахстане предпринимаются важные шаги и достигнуты значительные результаты в области обеспечения прав и свобод человека. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека.
Конституция Республики Казахстан, как Основной закон государства, утверждает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, и относит к основам конституционного строя обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……..……………………………….
3
введение …………………………………………………………………
4
1
правовой институт чрезвычайного положения в республике казахстан
1.1
Правовой институт чрезвычайного положения в Республике Казахстан: понятие и сущность …………………………………….
8
1.2
История развития законодательства о чрезвычайном положении в Республике Казахстан ………………………………………………..
17
2
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
2.1
Условия и основания введения и отмены чрезвычайного положения в Республике Казахстан …………………………………
24
2.
Формы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения …………………………………………...
29
2.3
Основные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения ……………………………….
37
3
гарантии ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В условиях чрезвычайного положения
3.1
Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения …………………………………………..
44
3.2
Ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за нарушение требований режима чрезвычайного положения …………………………………………...
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
61
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА
ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……..………………………………. |
3 | |
введение ………………………………………………………………… |
4 | |
1 |
правовой институт чрезвычайного положения в республике казахстан |
|
1.1 |
Правовой институт чрезвычайного положения в Республике Казахстан: понятие и сущность ……………………………………. |
8 |
1.2 |
История развития законодательства о чрезвычайном положении в Республике Казахстан ……………………………………………….. |
17 |
2 |
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ |
|
2.1 |
Условия и основания введения и отмены чрезвычайного положения в Республике Казахстан ………………………………… |
24 |
2. |
Формы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения …………………………………………... |
29 |
2.3 |
Основные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения ………………………………. |
37 |
3 |
гарантии ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В условиях чрезвычайного положения |
|
3.1 |
Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения ………………………………………….. |
44 |
3.2 |
Ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за нарушение требований режима чрезвычайного положения …………………………………………... |
51 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
59 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. |
61 |
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
ГО – гражданская оборона
КазССР – Казахская Советская Социалистическая Республика
КНБ РК – Комитет национальной безопасности Республики Казахстан
МВД РК – Министерство внутренних дел Республики Казахстан
ООН – Организация Объединенных Наций
РК – Республика Казахстан
РФ – Российская Федерация
СБСЕ – Совет Безопасности Совета Европы
СМИ – средства массовой информации
СНГ – Содружество Независимых Государств
СССР – Союз Советских Социалистических Республик
УК РК – Уголовный кодекс Республики Казахстан
ЧП – чрезвычайное положение
ЧС – чрезвычайная ситуация
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня Казахстан стремится построить провозглашенное в Конституции Республики Казахстан демократическое правовое государство [1].
В Казахстане предпринимаются важные шаги и достигнуты значительные результаты в области обеспечения прав и свобод человека. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека.
Конституция Республики Казахстан, как Основной закон государства, утверждает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, и относит к основам конституционного строя обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
В русле идей о правах и свободах человеках в новых исторических условиях XX века развивалось и укреплялось международное сотрудничество по гуманитарным проблемам, были приняты Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Факультативный протокол к международному пакту о гражданских и политических правах (1966), Заключительный Акт Хельсинского Совещания 1975 года, Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 года и др.
В Казахстане в соответствии с международными правовыми актами Конституция подтверждает легитимность и правовую природу отдельных ограничений прав и свобод, устанавливаемых для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в условиях чрезвычайного положения. В Казахстане в экстремальных ситуациях для обеспечения режима чрезвычайного положения могут создаваться специальные органы государственного управления, т.е. может произойти существенное изменение в функциональной деятельности органов государственной власти, местного государственного управления и самоуправления, осуществляющих свою деятельность согласно действующей Конституции Республики Казахстан в нормальных условиях.
Чрезвычайное положение в период коренных преобразований, при неполном присутствии в стране установившихся демократических традиций, действия принципа разделения властей, абсолютного приоритета прав и свобод человека, не может не отразиться на судьбе человека. Институт чрезвычайного положения, с одной стороны, предотвращает произвольное ограничение прав в экстремальных ситуациях, устанавливая пределы для чрезвычайных мер государственной необходимости, а с другой стороны, - является юридико-управленческим инструментарием, дающим возможность органам исполнительной власти, в том числе органам внутренних дел, устранить возникшую угрозу безопасности. В новых условиях государственному управлению должно соответствовать и конституционное правовое обеспечение на соответствующем уровне.
Главным потребителем демократических ценностей является народ, и он вправе требовать от государственных институтов создания благоприятных политических условий для строительства подлинного гражданского общества, создания равных возможностей на основе межнационального согласия и неуклонного повышения благосостояния всего населения.
Однако Республика Казахстан, как и любое другое государство мира, не застраховано от возможностей возникновения экстремальных ситуаций в виде социальных конфликтов, природных стихийных бедствий, техногенных катастроф и т.п. Об этом предупреждал еще в 1997 году Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своем Послании «Казахстан-2030», говоря о том, что «нам необходимо также понимать, что последовательное включение Казахстана, по мере его экономического роста, в мировую экономику вольно или невольно может увлечь страну в непредсказуемый водоворот различных региональных конфликтов военно-политического, экономического и конфессионального характеров» [2,с.121].
На постсоветском пространстве в ходе проведения социально-экономических и политических реформ возросла политическая активность населения, соответственно, возросла и интенсивность всевозможных конфликтов, противоборств и столкновений. Размах противостояния противоборствующих сторон приводил и к социальным конфликтам на межнациональной почве с жертвами среди мирного населения. Верховным Советом СССР 11 декабря 1988 года был принят Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР», где, кроме военного положения, предусматривалась еще одна мера - объявление чрезвычайного положения [3]. В 1990–1991 годах правовой режим чрезвычайного положения вводился союзными и республиканскими органами СССР не менее двадцати пяти раз. Чрезвычайное положение объявлялось в Кыргызстане, Грузии, Молдове, Азербайджане, Таджикистане. На территории России чрезвычайное положение вводилось Указами Президента Российской Федерации от 7 ноября 1991 года в Чечено-Ингушской АССР, от 2 ноября 1992 года на частной территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, а с 3 по 18 октября 1993 года в городе Москве [4, с.6].
Крупномасштабные экстремальные ситуации социального и природно- техногенного характера, периодически происходящие на территориях соседних государств, и возможность их возникновения на территории Казахстана инициировали создание в правовой системе суверенного Казахстана института чрезвычайного положения. Международная практика применения институтов чрезвычайного положения в различных странах свидетельствует о том, что законодательство большинства зарубежных государств рассматривает этот режим в качестве правового института, регламентирующего чрезвычайный режим в различных ситуациях, когда нормальное функционирование общества и государства становится невозможным. При этом поддерживание чрезвычайного положения неизбежно связано с ограничениями прав и свобод, приобретающими зачастую неоправданно жесткий характер [5, с.12].
В Казахстане для обеспечения органами государственной власти межнационального согласия, единства и стабильности осуществления нормального функционирования общества и государства необходимо дальнейшее совершенствование законодательства и разработка механизмов его исполнения. Если в условиях экстремальных ситуаций общепринятые правовые нормы для поддержания правопорядка будут признаны неэффективными, то может применяться режим чрезвычайного положения. Институт чрезвычайного положения должен использоваться как часть правовых средств, необходимых для прогрессивного демократического развития Республики Казахстан. Институт чрезвычайного положения выделяется рядом принципиальных моментов:
- во-первых, нормы института чрезвычайного
положения не должны
- во-вторых, нормы института чрезвычайного
положения должны
- в-третьих, по условиям, закрепленным в нормативных правовых актах, режим чрезвычайного положения должен вводиться в ситуациях, когда необходимо использование исключительных мер.
Особая актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в Казахстане институт чрезвычайного положения не является всесторонне изученным.
Отдельным правовым проблемам института чрезвычайного положения в Казахстане уделено внимание в работах ученых А.К. Котова, О.К. Копабаева, К.К. Айтхожина, Е.К. Кубеева, М.Б. Кудайбергенова, С.А. Табанова, Г.С. Сапаргалиева, Н.А. Шайкенова, Ж.Н. Баишева, С.З. Зиманова, А.И. Новикова, М.А. Сарсембаева, А. Матюхина, Г.П. Лупарева, А.А. Таранова, Г.А. Жайлина, А.М. Акаева и др. Правовые проблемы института чрезвычайного положения и процедуры их применения также рассмотрены и российскими учеными, такими как А.В. Грязнов, А.Н. Домрин, Б.А. Страшун, И.Л. Петрухин, А.Э. Жалинский, В.Н. Григорьев, С.Д. Хазанов, А.А. Мишин, Н.М. Азаркин, М.В. Баглай и др.
Для исследования и изучения выбранной темы были использованы внутригосударственное законодательство Казахстана и акты действующего международного права.
Целью дипломной работы является изучения и раскрытия условий и событий, которые могут являться основанием для введения режима чрезвычайного положения, а также обобщение практики деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан, направленной на обеспечение режима чрезвычайного положения.
Объект изучения данной работы - совокупность правоотношений, складывающихся в условиях возникновения обстоятельств, которые служат основанием для введения чрезвычайного положения.
Предметом изучения выступают правовые, организационные и иные аспекты деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению режима чрезвычайного положения, а также совокупность действий и мероприятий, предпринимаемых ими для урегулирования отношений, способствующих устранению обстоятельств, послуживших основанием введения чрезвычайного положения.
В работе рассматриваются понятия и принципы института чрезвычайного положения, исторический анализ и современное состояние правовой базы института чрезвычайного положения в Казахстане. Исследуются и закрепленные в нормативных правовых актах виды временных мер и ограничений, применяемых при объявлении чрезвычайного положения; будут рассмотрены особенности содержания и развития чрезвычайных ситуаций социально-политического характера, различные формы их проявлений и виды деятельности органов внутренних дел в этих условиях. Основное внимание при этом уделяется законодательной базе и практике урегулировании различных отношений, возникающих при введении чрезвычайного положения.
Для достижения данной были поставлены следующие исследовательские задачи:
- раскрыть понятие и сущность института чрезвычайного положения как социально-правового явления;
- рассмотреть причины и условия, определяющие основания введения чрезвычайного положения и использование особого режима государственного управления;
- показать двойственный характер института чрезвычайного положения, т.е. возможность использования его как в борьбе за демократию, так и против нее;
- исследовать особенности
- обосновать взаимообусловленность юридических пределов и гарантий осуществления конституционных прав граждан в законодательстве о чрезвычайном положении.
Методологическую основу работы составляют общенаучные и частно -научные методы, в частности, правовой, логический, формально-юридический, анализ и синтез.
Информация о работе Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения