Анализ доходов, прибыли и рентабельности предприятия общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 05:49, курсовая работа

Краткое описание

Задачами анализа валового дохода являются:
• Изучение динамических изменений валового дохода и его соотношений:
• с товарооборотом;
• с себестоимостью товаров;
• с издержками товарного обращения.
• Оценка изменений валового дохода по формам приобретения товаров.
• Определение резервов роста валового дохода и эффективности торговли.
Основным показателем, определяющим размер валового дохода, является торговая надбавка к себестоимости товаров. Уровень надбавки устанавливается в зависимости от покупательского спроса, выраженного рыночными ценами на данный товар, себестоимости и издержек обращения этого товара.

Содержание

Введение________________________________________________2
1. Валовой доход, прибыль, рентабельность предприятий общественного питания__________________________________4
1.1. Анализ валового дохода___________________________4
1.2. Анализ прибыли и рентабельности_________________9
2. Анализ дохода, прибыли и рентабельности кафе «Лагуна»_19
2.1. Краткая характеристика кафе «Лагуна»___________19
2.2. Анализ формирования и динамики прибыли на предпри-ятии____________________________________________20
2.3. Анализ распределения прибыли на предприятии____23
2.4. Анализ показателей рентабельности и их динамики
на предприятии____________________________________25
Заключение ______________________________________________30
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 63.54 Кб (Скачать файл)

Первый этап - анализ формирования прибыли и рентабельности на предприятиях торговли и общественного питания. Он включает три стадии. На первой стадии рассматривается динамика суммы и уровня показателей прибыли и рентабельности, определяются отклонения фактически достигнутых в отчетном периоде размеров этих показателей от их значений, предусмотренных планом.

В процессе анализа выявляются тенденции изменения рассматриваемых показателей во временном аспекте (кварталам, месяцам) и оценивается уровень вариабельности показателей прибыли. Анализ размера отклонений отдельных значений этих показателей от средних в отчетном периоде позволяет выявить совокупный уровень риска, связанного с формированием прибыли.

Однако абсолютная сумма  прибыли не позволяет судить о  степени доходности того или иного предприятия, коммерческой сделки. Предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, могут при этом иметь различные объемы продаж и произведенных затрат. Поэтому для определения эффективности деятельности предприятия используется понятие «рентабельность».

Рентабельность представляет собой доходность или прибыльность производственно-торгового процесса. Это один из основных стоимостных  качественных показателей эффективности  деятельности предприятия. Уровень рентабельности представляет собой отношение прибыли к затратам или использованным ресурсам. Поскольку торговое предприятие располагает ресурсами, которые принято подразделять на четыре группы (материальные, нематериальные, трудовые, финансовые), то соответственно этому разделению для оценки эффективности работы прибыль соотносят с объемом товарооборота, с общей суммой основных и оборотных фондов, со среднегодовой стоимостью основного капитала, текущих активов и т.д. Методика расчета показателей представлена в таблице.

Таким образом, рентабельность является наиболее важным показателем  качества работы предприятия. В ней  обобщается состояние доходов, издержек обращения, звенности товародвижения и других качественных показателей торговой деятельности.

Повышение уровня рентабельности в рыночных условиях имеет огромное значение с позиции работников и собственников предприятия, контрагентов, государства.

Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а значит, и увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, на социальную защиту. Для собственников предприятия - это информация о результатах внедрения управленческих решений, о целесообразности изменения тактики управления. С позиций государства повышение уровня рентабельности означает увеличение размера средств, перечисляемых в бюджет. С точки зрения партнеров, инвесторов увеличение рентабельности свидетельствует о повышении рыночной стоимости предприятия, возможности взаимодействия, инвестирования таких предприятий.

Ресурсы, затраты и конечные результаты деятельности предприятия  взаимосвязаны. Для эффективного развития предприятия необходимо выполнение следующего условия:

Iп > Iо > Iи > Iф  > Iч,

Где Iп - индекс роста прибыли;

Iо - индекс роста товарооборота;

Iи - индекс роста издержек  обращения;

Iф - индекс роста фондовооруженности  работников;

Iч - индекс роста численности  работников.

Для оценки эффективности  работы предприятия также используются следующие показатели доходности: отношение  прибыли к издержкам обращения, фонду оплаты труда, показатели прибыли на 1 мторговой площади, на одного среднесписочного работника.

На второй стадии анализа производится изучение факторов, влияющих на формирование прибыли и рентабельности до налогообложения

Образующие факторы представляют собой детерминированную факторную систему в виде алгебраической суммы нескольких факторов, воздействующих на формирование величины прибыли до налогообложения. Их анализ проводят по предприятию в целом и по отдельным видам, сопоставляя фактические данные с базисными по сумме и удельному весу. Подобный анализ позволяет изучить структуру формирования прибыли до налогообложения, найти соотношение между прибылью, полученной в результате реализации товаров, и прочими видами деятельности.

Особое внимание в процессе анализа уделяется изучению взаимовлияющих факторов, формирующих прибыль от реализации товаров. Одни воздействуют на прибыль прямо, другие - косвенно. К факторам прямого воздействия относятся товарооборот, валовой доход и издержки.

Товарооборот является главным  фактором, от которого зависит формирование не только прибыли от продаж валового дохода и издержек. Его рост способствует увеличению прибыли и рентабельности. При этом более высокие темпы роста прибыли имеют те предприятия, которые осуществляют инновации, направленные на реализацию новых товаров, продукции, услуг более высокого качества, освоение нового рынка, новых источников поступления товаров, а также ориентируются на удовлетворение приоритетов потребителей, имеющих множество различных компонентов, начиная от критериев покупки до экономических систем.

Продолжительность притока  прибыли от внедрения инноваций  определяется следующими факторами: ценностью товара, значимостью и постоянством потребителей, удовлетворяемых данным товаром, характером деятельности, патентно-лицензионным законодательством в стране, общей стратегией, проводимой предприятием на рынке, состоянием конкурентной среды.

Получение высоких доходов  и прибыли на предприятиях торговли и общественного питания зависит  не только от объема реализации товаров (продукции), услуг, но и от эффективности  проводимой ценовой политики, направленной на выработку механизма гибкого  ценообразования, а также зависит от выбора поставщиков товаров, сырья. Стремление осуществлять их закупки непосредственно у производителей вознаграждается более высокими доходами и приводит к увеличению прибыли.

На предприятиях, осуществляющих рациональное использование ресурсов (трудовых, материальных, денежных), формируется более низкий уровень издержек. Позволяющий получить больший объем прибыли и уровень рентабельности, упрочить финансовое положение, повысить конкурентоспособность. В этом случае качество образования прибыли оценивается как высокое.

Влияние товарооборота, валовых  доходов и издержек определяется методом разниц. Для того чтобы найти величину изменения прибыли от продаж, полученную за счет товарооборота, нужно базисный уровень рентабельности продаж умножить на отклонение фактического товарооборота от базисного и разделить на 100. Влияние на прибыль от реализации товаров валовых доходов и издержек находят как произведение фактического товарооборота и разницы между фактическим и базисным уровнями (в процентах к товарообороту) и делят полученный результат на 100.

Большое значение при проведении факторного анализа придается изучению того, как влияет изменение цен на реализацию товаров, продукции, услуг. С их ростом величина прибыли повышается, и наоборот.

Проведение подобного  анализа позволяет также охарактеризовать качество получаемой прибыли. Если исследования покажут, что прибыль получена только или большей частью за счет повышения цен, то делается вывод не только о низком качестве ее формирования, но и о потере определенной доли рынка потребительских товаров и части прибыли.

Если в процессе анализа  будет установлено, что вся прибыль  или большая ее часть сформирована за счет роста продаж товаров, продукции, услуг в сопоставимых ценах, то признается, что качество полученной прибыли высокое, а положение предприятия на рынке более устойчивое.

Определить влияние ценового фактора на прибыль от реализации можно путем сопоставления валовых доходов, полученных за счет изменения цен с издержками, находящимися от них в зависимости (методика расчета приведена в соответствующих разделах).

На образование прибыли  от реализации товаров (продукции) оказывает  воздействие состав капитала и связанная  с ним оборачиваемость. Чем выше доля оборотного капитала, а в нем  товарных запасов, соответствующих  спросу потребителей, тем быстрее происходит оборачиваемость, а вследствие этого растут товарооборот, прибыль и рентабельность.

Фондовооруженность - фактор, характеризующий оснащенность работников техническими средствами, необходимыми для осуществления продажи товаров, продукции. Его влияние на прибыль косвенно отражается на производительности труда. Высокая доля активной части основных фондов, участвующих в процессе реализации, приводит к росту производительности труда работников предприятий торговли и общественного питания, способствует увеличению товарооборота, прибыли и рентабельности.

Важным фактором, влияющим на формирование прибыли, является численность  работников. Ее рост сопровождается увеличением  прибыли в том случае, если предприятие  имеет возможность расширить  свою деятельность на рынке потребительских товаров. При наличии высокой конкуренции одним из условий получения прибыли служит сокращение численности и связанных с нею расходов на заработную плату и отчислений на социальные нужны.

Чтобы определить, как влияют на прибыль состав капитала, оборачиваемость, фондовооруженность и численность, нужно сначала рассчитать изменение товарооборота за счет каждого из перечисленных факторов, а затем полученный результат умножить на базовый уровень рентабельности продажи и разделить на 100.

Значительное влияние  на прибыль предприятий торговли и общественного питания оказывают налоги. С их ростом прибыль снижается, поэтому предприятия стремятся минимизировать предстоящие налоговые платежи за счет налоговых льгот, уменьшающих базу налогообложения. Воздействие налогов на прибыль определяется с помощью показателя налогоемкости, рассчитываемого как отношение суммы уплаченного налога на прибыль к прибыли до налогообложения и характеризующего величину налоговых платежей на 1 руб. прибыли до налогообложения. Его изменения свидетельствуют об эффективности налоговой политики на предприятиях торговли и общественного питания. Влияние налога на прибыль на показатель налогоемкости определяется с помощью метода цепных подстановок.

Влияние факторов на формирование показателей рентабельности определяется способом долевого участия. Для этого сначала устанавливают долю каждого фактора в общей сумме их приростов, которую затем умножают на общий прирост результативного показателя.

Особое внимание должно уделяться  анализу рентабельности продажи  по отдельным товарам и товарным группам с использованием данных подтоварного учета валового дохода и издержек. Такой анализ позволит установить высокорентабельные, низкорентабельные и убыточные товары и принять соответствующие управленческие решения по расширению или сокращению закупки (производства) и реализации этих товаров (продукции). Вычитая из сложившегося уровня валового дохода уровень издержкоемкости проданного товара, товарной группы (продукции), получим рентабельность его реализации.

Наличие информации о рентабельности продажи по каждому товару, товарной группе (продукции) позволяет исследовать  влияние структуры товарооборота на рентабельность продаж по предприятию в целом с помощью метода процентных чисел. Для этого сумму процентных чисел делят на 100, получая изменение уровня рентабельности реализации за счет изменения структуры товарооборота. Умножением полученного результата на фактический товарооборот и делением его на 100 определяют влияние структуры товарооборота на сумму прибыли от реализации.

Результаты факторного анализа  помогают выявить резервы роста  прибыли и рентабельности. Резервы роста прибыли - это количественно измеряемые возможности ее дополнительного получения. Они выявляются как на стадии планирования, так и в процессе выполнения планов. Резервы роста прибыли определяют по научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. В процессе этой работы выявляют и количественно оценивают резервы, далее разрабатывают комплекс мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов, а затем реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

Анализ точки безубыточности не обязательно точно указывает  на порог прибыли, а, скорее, дает исходные данные или определяет интервал, в  котором должен лежать порядок величин минимального объема реализации. Этот инструмент при известных ограничениях позволяет также показывать влияние изменений цен и количества реализуемых товаров, продукции, издержек, структуры товарооборота на величину целевой прибыли. Он поможет установить воздействие изменений переменных и постоянных издержек, а также цен на порог прибыли.

Кроме того, этот анализ может  показать, например, в каком объеме повышение цен может привести через экономию издержек к первоначальной точке безубыточности. Можно также оценить, на какую величину необходимо сократить издержки обращения в случае сокращения объема реализации, чтобы предприятие не несло убытки.

На втором этапе анализа прибыли производится изучение ее распределения и использования на предприятиях торговли и общественного питания.

Первая стадия анализа включает в себя изучение направлений распределения прибыли по сравнению с планом и в динамике (горизонтальный анализ) в абсолютных показателях и по темпам их изменения.

Так, более низкие темпы  роста платежей в бюджет и во внебюджетные фонды по сравнению с темпами  роста прибыли до налогообложения  характеризуют действия руководства предприятия торговли и общественного питания, направленные на минимизацию налогов.

Информация о работе Анализ доходов, прибыли и рентабельности предприятия общественного питания