Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:40, дипломная работа
Главная цель дипломной работы – изучение взаимосвязи маркетинговой отрасли с показателем рентабельности активов, поскольку уровень и динамика показателя рентабельности активов является главным объектом внимания менеджеров организации.
Введение……..…………………………………………………………..
Глава 1 Активы и капитал организации………………………………………
Активы – совокупность имущественных средств хозяйственного субъекта …………………………………………….....
Источники образования активов ………………………………..
Экономическая сущность капитала …………………………….
Глава 2 Анализ рентабельности активов (капитала) организации как показателя эффективности хозяйственной деятельности …………………...
Система показателей рентабельности …………………………….
Факторы, определяющие уровень рентабельности активов……..
Влияние оборачиваемости активов и рентабельности продукции на рентабельность активов …………………………………………
Понятие экономической и финансовой рентабельности (рентабельности собственного капитала) и их зависимости от структуры капитала …………………………………………………
Методы фактического анализа рентабельности собственного капитала ……………………………………………………………..
Рентабельность чистых активов как показатель эффективности использования собственного капитала ……………………………
Глава 3 Практический раздел …………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы………………………
По характеру использования в хозяйственном процессе различают работающий (рабочий) и неработающий капитал. Работающий капитал принимает участие непосредственно в формировании доходов в операционной, инвестиционной и финансовой сферах деятельности. Соответственно неработающий капитал инвестирован в те активы, которые не принимают непосредственного участия в хозяйственной деятельности предприятия и формировании его доходов.
По характеру применения собственниками выделяют потребляемый и накапливаемый (реинвестированный) виды капитала. Потребляемый капитал — изъятие части капитала из внеоборотных и оборотных активов для выплаты дивидендов, процентов, удовлетворения социальных потребностей персонала и др. Накапливаемый капитал характеризует различные формы его прироста в процессе капитализации прибыли.
Глава 2 Анализ рентабельности активов (капитала) организации как показателя эффективности хозяйственной деятельности
2.1 Система показателей рентабельности
Экономический эффект деятельности хозяйствующего субъекта выражается абсолютным показателем прибыли. Экономическая эффективность работы организации характеризуется относительными показателями — системой показателей рентабельности, или прибыльности (доходности) организации.
Показатели рентабельности измеряют прибыльность организации с различных позиций в соответствии с интересами участников функционирования бизнеса. В зарубежной и отечественной литературе рассматривается широкий спектр показателей рентабельности, способ расчета которых различается в зависимости от поставленных аналитических и управленческих задач (табл. 1).
Таблица 1
Основные варианты расчёта показателей рентабельности
Показатели V1, по отношению к которым рассчитывается рентабельность (Р0 - П1/V1) |
Показатели прибыли (П1) | |||
прибыль от продаж |
прибыль до уплаты процентов и налогов (экономическая прибыль) |
прибыль до уплаты налогов |
прибыль после уплаты налога (чистая прибыль) | |
Активы |
||||
Оборотные активы |
||||
Внеоборотные активы |
||||
Перманентный капитал |
||||
Собственный капитал |
||||
Основные производственные фонды |
||||
Производственные фонды |
||||
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, |
||||
Полные затраты на производство и реализацию продукцию |
На практике выделилась следующая группа показателей рентабельности, рассчитываемых на базе финансовой отчетности:
Рассмотренные показатели рентабельности при необходимости могут быть рассчитаны на начало или конец отчетного периода. В таких случаях в знаменателе дроби показываются показатели соответственно на начало или конец периода.
2.2 Факторы, определяющие уровень рентабельности активов
Рентабельность совокупных активов (капитала) рассчитывается по прибыли до налогообложения — это наиболее общий показатель в системе характеристик рентабельности. Он показывает величину прибыли на единицу стоимости капитала (всех финансовых ресурсов организации независимо от источников их финансирования).
Уровень рентабельности капитала должен быть достаточен, чтобы обеспечить ожидаемую рентабельность собственного капитала, выплату процентов за кредит и налоги.
Рентабельность капитала (активов) определяется по формуле:
Rа = = = = Rп Па
формула отражает зависимость рентабельности капитала от рентабельности продаж и оборачиваемости (производительности) активов. Отсюда следует, что значительная доля прибыли в объеме продаж не всегда обеспечивает высокую рентабельность активов. Это становится возможным лишь при большой оборачиваемости активов.
Основными факторами, определяющими уровень и динамику рентабельности активов, являются: оборачиваемость (производительность) активов; уровень рентабельности продукции.
Активы предприятия характеризуют его экономический потенциал по генерированию выручки, следовательно, прибыли. Использование активов показывает, насколько быстро средства, вложенные в ресурсы, переходят в выручку. Тем самым использование активов отражает интенсивность этих процессов.
Наиболее общий показатель использования активов — их производительность (оборачиваемость) — рассчитывается по выражению
П =Д/А
В экономическом анализе широко используется также показатель, обратный производительности активов, характеризующий продолжительность периода, в течение которого финансовые средства, вложенные в активы, совершают полный кругооборот.
Производительность активов существенно различается по отраслям в соответствии с особенностями производственного процесса. Так, фондоёмкие производства с высокой долей основных средств в составе имущества организации характеризуются длительным (более одного года) периодом оборачиваемости всех активов и относительно низким уровнем (менее единицы) производительности активов.
Повышение производительности активов может обеспечить рост прибыли без увеличения ресурсов предприятия и даже при снижении рентабельности производства.
В то же время наращивание активов, не сопровождаемое улучшением их использования, может негативно сказаться на финансовом результате деятельности предприятия и по экономическому содержанию является прямой потерей (упущенной выгодой).
Низкая производительность активов может затруднить реализацию преимуществ организации, достигнутых в области управления рентабельностью производства (путем рационализации ценовой политики, экономии издержек, использования эффекта производственного рычага).
На рис. 2 кривые 1, 2, 3 представляют собой «кривые равной рентабельности активов» (кривые безразличия) при всех возможных комбинациях двух факторов, определяющих ее уровень — рентабельности производства и производительности активов. Так, каждая точка на кривой 2 отражает одно из сочетаний уровней рентабельности производства и производительности активов, которое обеспечивает достижение рентабельности активов в размере β%.
«Кривые равной рентабельности активов» носят нисходящий характер. Это означает, что с ростом производительности активов заданный уровень экономической рентабельности, может быть, достигнут при более низком уровне рентабельности производства.
Идеальная позиция предприятия с точки зрения экономической рентабельности тяготеет к зоне III. Однако в условиях конкурентного рынка обеспечить одновременно высокую рентабельность продукции, работ, услуг и производительность активов достаточно трудно.
Наиболее опасной является IV зона, где низкая рентабельность продукции, сопровождаемая низкой деловой активностью, приводит к резкому падению рентабельности активов. В результате активы перестают выполнять свою экономическую функцию по генерированию прибыли.
Большинство организаций расположено между I и II зонами, где каждая организация располагает определенной свободой манёвра, чтобы управлять рентабельностью производства и производительностью активов с целью обеспечения необходимого уровня экономической рентабельности.
Рис. 2. Рентабельность активов как произведение рентабельности продаж и производительности активов:
1 - Ра = α%, 2 - Ра = β%; 3 - Ра= y%
При низкой рентабельности продукции необходимо стремиться к ускорению оборота активов и его элементов. Наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая производительность (оборачиваемость) активов может быть компенсирована преимущественно повышением рентабельности продаж т. е. снижением затрат на производство продукции, работ, услуг и (или) ростом цен (тарифов).
При анализе и управлении производительностью активов следует учитывать совокупное влияние внешних и внутренних факторов.
Так, на эту характеристику оказывают воздействие экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования предприятий, уровень экономической интеграции, степень устойчивости хозяйственных связей, налогового и таможенного законодательства, уровень инфляции, колебания курсов иностранных валют и уровня процентных ставок и др. внешние по отношению к предприятию факторы.
В то же время производительность активов в значительной степени обусловливается внутренними факторами деятельности предприятия, прежде всего инвестиционной политикой, структурой капитала и уровнем управления оборотным капиталом.
2.3 Влияние оборачиваемости активов и рентабельности продукции на рентабельность активов
Активы имеют сложную структуру, и производительность активов зависит от нее и оборачиваемости каждого вида активов:
Па = = = =
где dt — доля i-ro вида активов в их общей сумме.
Тогда рентабельность активов можно представить следующим образом:
Ra =Rnnа = (1 –S)
Рассмотренная зависимость можно представить в виде так называемой «пирамиды взаимоотношений» рентабельности активов (смотри рис. 3).
Анализируя рентабельность активов, следует учитывать следующее. Рентабельность продаж характеризует эффективность работы организации в отчетном периоде и не отражает вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций. Когда организация инвестирует средства в новые перспективные технологии или новый продукт, экономическая рентабельность может временно снижаться. При правильно выработанной стратегии инвестиции в дальнейшем быстро окупятся, поэтому снижение рентабельности продаж в краткосрочном периоде не всегда является отрицательной характеристикой текущей деятельности.
Рациональная структура активов зависит от отраслевой принадлежности организации и общих экономических условий. Наличие «тяжелых активов* ведет к снижению оборачиваемости активов и прибыли компании, поскольку требует дополнительных источников финансирования по приобретению и содержанию активов. Недостаток отдельных видов активов и несоблюдение пропорций между ними может не только привести к потере прибыли, но и к остановке процесса производства рис.3
Рис. 3 «Пирамида взаимоотношений» рентабельности активов
Способы управления и анализа отдельными видами активов существенно различаются. При анализе объема, структуры и оборачиваемости внеоборотных активов основное внимание должно уделяться структуре основных производственных фондов с целью приведения их в соответствие с рыночными условиями функционирования организации, обновлению и пополнению основных средств, эффективности инвестиционной политики организации.
В последнее время растущую долю в составе внеоборотных активов занимают долгосрочные финансовые вложения, инвестиции в дочерние и зависимые компании. Цель такого процесса — увеличить масштабы контролируемого бизнеса и размера прибыли, получаемой группой взаимосвязанных организаций, повысить управляемость сложными структурами,
В текущей деятельности для обеспечения стабильного функционирования предприятия, достижения необходимой прибыли, рентабельности и платежеспособности особую роль играют текущие активы как наиболее мобильная часть активов
Большая продолжительность текущих активов (их низкая оборачиваемость) является свидетельством слабой деловой активности и отрицательно влияет на эффективность. Следствием этого является необходимость привлечения дополнительных средств для осуществления хозяйственной деятельности.
Наоборот, быстрая оборачиваемость текущих активов позволяет с меньшими финансовыми ресурсами, вложенными в оборотные средства, получить большую выручку и прибыль.
Однако ускорение оборачиваемости оборотных средств оказывает положительное влияние на прибыль только до определенного предела, диктуемого требованиями сохранения ликвидности и платежеспособности предприятия. При недостаточном уровне текущих активов и их чрезмерно высокой оборачиваемости возникает реальный риск потери ликвидности организации, нехватка средств для продолжения операционной деятельности, потеря выручки и прибыли.
Информация о работе Анализ рентабельности активов и капитала организации