Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:55, дипломная работа
Целью настоящего исследования является формирование предложений повышения эффективности управления финансовыми ресурсами предприятий. Для достижения поставленной цели рассматриваются задачи:
- изучения целей и задач управления финансами предприятий;
- уточнения и обоснования понятия и сущности финансовых ресурсов предприятий;
- классификации источников формирования и пополнения финансовых ресурсов предприятий и направлений их использования;
- оценки потребностей предприятий в инвестициях и финансирования инвестиционных проектов в современных условиях;
- аргументации и разработки комплекса мероприятий по оптимизации состава и структуры финансовых ресурсов предприятий.
Введение 3
1. Теоретические основы формирования финансовых ресурсов 6
1.1. Сущность финансовых ресурсов предприятия 6
1.2. Формирование финансовых ресурсов 11
1.3. Направления использования финансовых ресурсов 21
2. Организация и управление финансовыми ресурсами в ООО «Теплоком 26
2.1. Характеристика организации и состояния финансовых ресурсов 26
2.2. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика предприятия 28
2.3. Анализ состояния финансовых ресурсов ООО «Теплоком» 41
2.4. Пути эффективного использования финансовых ресурсов 53
Заключение 56
Список используемых источников………………………………………………….59
Глоссарий 64
Приложение А "Бухгалтерский баланс на 2010 г"
Приложение Б " Бухгалтерский баланс на 2009 г"
Приложение В " Отчет о прибылях и убытках за 2009г"
Приложение Г " Отчет о прибылях и убытках за 2010 г"
Приложение Д "Основные показатели деятельности ООО Теплоком за 2008-2010г"
Одно из главных отличий коммерческих организаций от некоммерческих состоит в том, что полученная прибыль коммерческих организаций распределяется между собственниками этой организации. Акционерные общества выплачивают дивиденды владельцам простых и привилегированных акций; товарищества, общества с ограниченной ответственностью распределяют прибыль соответственно с долей участия в уставном (складском) капитале. Прибыль унитарных предприятий, если собственником не принято другое решение, может поступать в виде неналоговых доходов в соответствующий бюджет. Размер и регулярность выплат дивидендов по акциям и приравненных к ним платежей наряду с другими факторами определяют инвестиционную привлекательность коммерческой организации.
Финансовые ресурсы коммерческой организации могут быть источником расходов, связанных со стимулированием работников и поддержкой членов их семей. За счет прибыли многие организации в настоящее время не только выплачивают премии работникам, но и оплачивают расходы на образование, здравоохранение, услуги, связанные с оздоровлением (тренажерные залы, санатории-профилактории и пр.), приобретают жилье; осуществляют доплаты к государственным пособиям на детей; заключают договоры добровольного медицинского страхования сотрудников и членов их семей, дополнительного пенсионного обеспечения. Так, среди негосударственных пенсионных фондов наибольший удельный вес по размерам пенсионных резервов и дополнительной пенсии занимают так называемые корпоративные фонды, созданные коммерческой организацией или связанными между собой коммерческими организациями.
Финансовые ресурсы организаций (прибыль, поступления) в настоящее время используются также на благотворительные цели. Средства передаются детским домам, интернатам, учреждениям здравоохранения, непосредственно отдельным гражданам, а также осуществляется поддержка учреждений культуры, искусства, науки и образования. Учитывая основную цель деятельности коммерческих организаций — извлечение максимальной прибыли, такое направление использования финансовых ресурсов не может быть масштабным. Тем не менее многие учреждения социального обслуживания, театры, музеи, учебные заведения получают средства от крупных коммерческих организаций.
ООО «Теплоком» образовано и функционирует со 2 ноября 1998 года. Место нахождения общества: Архангельская область, Ленский район, село Яренск, ул. Октябрьская, дом №18а. В сферу видов деятельности ООО «Теплоком» входят следующие направления деятельности:
- ремонт, содержание, эксплуатация
и обслуживание объектов
- предоставление коммунальных услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения, канализации;
- производство и реализация строительных материалов;
- транспортные услуги и перевозки;
- лесозаготовка;
- предоставление услуг в области лесозаготовок;
- обработка древесины и производство изделий из дерева;
- оптовая и розничная торговля лесоматериалами.
Основным видом деятельности является предоставление коммунальных услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения, канализации. Среднесписочная численность персонала – 35 человек.
Целями общества являются удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах и реализации на основе полученной прибыли, социальных и экономических интересов учредителя и трудового коллектива Общества.
Источником формирования имущества Общества являются:
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляет ревизионная комиссия (ревизор). Она проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов Общества до их утверждения общим собранием участников Общества.
Численность предприятия составляет 35 человек, по этому организационная структура управления является линейной, весь персонал непосредственно подчиняется руководителю. Эта структура имеет ряд преимуществ, что позволяет оперативно и эффективно управлять. Она наиболее простая: имеет один канал связи (по вертикали). Это способствует четкому и оперативному управлению, повышению ответственности руководителя за эффективность работы возглавляемого им предприятия.
Рисунок 2. Структура управления предприятием
Для оперативного управления на предприятии создан финансово-экономический отдел, который возглавляет главный бухгалтер.
Финансовая политика ООО «Теплоком» состоит из следующих элементов (частей):
1. учетная политика;
2. кредитная политика - политика во взаимоотношениях с банками, либо по отношению к кредитам вообще;
3. политика в отношении управления издержками (метод регулирования издержек, классификация издержек, доля постоянных издержек в себестоимости);
4. налоговая политика и налоговое планирование, (необходимо минимизировать налоговые платежи, но не в ущерб другим направлениям, производствам);
5. дивидендная политика;
6. политика управления денежными средствами (в том числе оборотными активами);
Рассмотрим показатели финансовых результатов деятельности ООО «Теплоком» за 2008 – 2010 гг. (таблица 2), характеризующие эффективности выбранной финансовой стратегии на предприятии. Данные, представленные в таблице 10, характеризуют работу ООО «Теплоком» за 2008 – 2010 годы следующим образом:
Судя по показателям выручки от реализации продукции, 2009 год был для предприятия менее удачным, чем 2008 и 2010. Выручка от реализации услуг в 2009 году составила 65,6% от выручки от реализации в 2008 г., то есть 25249 тыс. руб. В 2010 году выручка от реализации увеличивается по сравнению с 2009 годом в 1,29 раза и составляет 32569 тыс. руб.
Аналогично выручке от продажи меняется и себестоимость, то есть себестоимость в 2009 году уменьшается в связи с уменьшением объема реализации и составляет 62,1% от показателя 2008 года, что соответствует величине 25162 тыс. руб. В 2010 году себестоимость увеличивается в связи сростом объема производства и составляет 31549 тыс. руб. или 125,4% от величины 2009 года.;
Таблица 2 - Показатели финансовых результатов деятельности ООО «Теплоком» за 2008 – 2010 гг.
Показатель |
2008 год, тыс. рублей |
2009 год, тыс. рублей |
2010 год, тыс. рублей |
Темп роста | |
2009 к 2008г. |
2010 к 2009г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Выручка от реализации продукции, работ и услуг |
38467 |
25249 |
32569 |
65,6 |
129,0 |
2. Себестоимость реализации товаров, продукции, услуг |
40519 |
25162 |
31549 |
62,1 |
125,4 |
3. Валовая прибыль |
-2052 |
87 |
1020 |
- |
в 11,72 раза |
4. Коммерческие расходы |
-611 |
-944 |
-792 |
154,5 |
83,9 |
5. Прибыль (убыток) от продаж |
-2663 |
-857 |
228 |
х |
х |
6. Результат внерелизационной деятельности |
2994 |
3773 |
1263 |
1,3 |
0,3 |
7. Прибыль (убыток) до налогообложения |
331 |
2916 |
1491 |
881,0 |
51,1 |
8. Чистая прибыль (убыток) от хозяйственной деятельности |
41 |
2228 |
530 |
в 54,3 раза |
23,8 |
Необходимо отметить, что темп роста выручки от реализации продукции опережает темп роста себестоимости продукции и в 2009 (65,6% - темп роста выручки, 62,1% - темп роста себестоимости) и в 2010 годах (129,0% - темп роста выручки, 125,4% - темп роста себестоимости), что является положительным моментом в работе предприятия и привело к тому, что предприятие в 2009 году, не смотря на сокращение объема производства, вместо убытка в 2052 тыс. руб. получило 87 тыс. руб. валовой прибыли. В 2010 году рост валовой прибыли продолжался и этот показатель составил 1020 тыс. руб., что оказалось весьма существенно для предприятия;
Тем не менее, учитывая коммерческие и управленческие расходы, прибыль от продаж стала иметь положительную величину только в 2010 году и составила 228 тыс. руб. В 2008 и в 2009 году наблюдался убыток в размере 2663 тыс. руб. и 857 тыс. руб. соответственно. Такая динамика говорит об улучшении работы предприятия;
Благодаря значительным внереализационным доходам ООО «Теплоком», чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, является положительной величиной и претерпевает довольно сильные изменения: в 2008 году ее величина составляла всего 41 тыс. руб., в 2009 году она возросла в 54,3 раза и составила 2228 тыс. руб., в 2010 году она снизилась до величины 530 тыс. руб., что составляет 23,8% от показателя 2009 года.
Важная роль в системе
экономических показателей
Рост любого показателя рентабельности обусловлен позитивными экономическими явлениями и процессами. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений.
Проанализируем показатели рентабельности ООО «Теплоком» за 2008 – 2010 гг. (таблица 3). По данным, приведенным в таблице можно сказать, что показатели рентабельности ООО «Теплоком» невелики. При этом по большей части показателей наблюдается значительный рост в 2009 году и заметное снижение в 2010 году.
Экономическая рентабельность в 2008 году составляла всего 0,6%, то есть с каждого рубля активов организации она получала только 0,6 коп. прибыли. В 2009 году этот показатель вырос до 5,8%, а затем снизился в 2010 году до 2,8%. Это объясняется большими перепадами прибыли предприятия, так как активы ООО «Теплоком» в исследуемом периоде меняются незначительно.
Таблица 3 - Рентабельность ООО фирмы «Теплоком» за 2008 – 2010 гг. (%)
Показатели |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Отклонение | |
2009г. от 2008г. |
2010г. от 2009г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Рентабельность активов (экономическая рентабельность) |
0,6 |
5,8 |
2,8 |
+5,2 |
-3,0 |
2. Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) |
0,2 |
7,9 |
1,8 |
+7,7 |
-6,1 |
3. Рентабельность заемного капитала |
1,1 |
1,3 |
5,9 |
+0,2 |
+4,6 |
4. Рентабельность основного капитала |
1,1 |
9,7 |
4,7 |
+8,6 |
-5,0 |
5. Рентабельность оборотного капитала |
1,4 |
14,3 |
6,7 |
+12,9 |
-7,6 |
6. Рентабельность продаж |
-6,9 |
-3,4 |
0,7 |
+3,5 |
+4,1 |
7. Рентабельность |
-6,5 |
-3,4 |
0,7 |
+3,1 |
+4,1 |
Финансовая рентабельность в 2008 году составляла лишь 0,2%, что свидетельствует о том, что с каждого рубля собственных средств ООО «Теплоком» получило лишь 0,2 коп. прибыли. В 2009 году этот показатель вырос до 7,9%, а затем снизился в 2010 году до 1,8%, то есть изменения аналогичны изменениям экономической рентабельности.
Так же изменяются показатели рентабельности основного и оборотного капитала (с увеличением в 2009 году и снижением в 2010).
Рентабельность заемного капитала изменяется несколько иначе: наблюдается ее постоянный рост: в 2009 году она выросла на 0,2% и составила 1,3%, в 2010 году рост составил 4,6% со значением показателя 5,9%.