Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:09, курсовая работа
Данная работа посвящена разработке предложений по совершенствованию деятельности компании и оценке их эффективности на примере ОАО «Са¬ранский телевизионный завод». Целью курсовой работы является проверка и оценка приобретенных в процессе обучения теоретических знаний и практических навыков получения и интерпретации результатов комплексного экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, использование полученных результатов для обоснования выбора оптимального управленческого решения и оценки эффективности от внедрения предложенных мероприятий.
Введение ………………………………………………………………… 4
Глава 1. Аналитический отчет по результатам анализа бухгалтерской финансовой отчетности ……………………………….. 5
1. Предварительный анализ бухгалтерской отчетности ………. 5
1.1 Анализ качества информационного обеспечения анализа ……………………………………………………… 5
1.2 Экспресс-анализ организации ………………………… 6
1.3 Анализ агрегированного баланса и отчета о прибылях и убытках ……………………………………….. 9
2. Анализ финансовой устойчивости организации …………….. 13
2.1 Анализ ликвидности баланса …………………………. 13
2.2 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости … 15
2.3 Анализ типов финансовой устойчивости ……………. 17
2.4 Анализ собственного капитала и чистых активов организации ………………………………………………... 18
2.5 Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей 21
3. Анализ финансовых результатов и деловой активности ……. 25
3.1 Анализ структуры и динамики финансовых результатов ………………………………………………… 25
3.2 Факторный анализ прибыли от продаж ……………… 26
3.3 Анализ показателей рентабельности …………………. 30
3.4 Анализ движения денежных средств ………………… 30
3.5 Анализ налоговой нагрузки …………………………... 35
3.6 Анализ деловой активности …………………………... 36
3.7 Анализ рентабельности собственного капитала по методике «Du Pont» ………………………………………... 37
4. Анализ ресурсов организации ………………………………… 37
4.1 Анализ основных средств ……………………………... 37
4.2 Анализ критического объема продаж ……………….. 40
4.3 Анализ длительности операционного и финансового циклов ………………………………………………………. 41
5. Комплексные методики анализа организации ……………… 42
5.1 Анализ вероятности банкротства организации ……… 42
5.2 Анализ кредитоспособности организации …………… 43
Глава 2. Рекомендации по результатам экономического анализа …... 45
Глава 3. Оценка эффективности реализации предложенных управленче¬ских решений ………………………………………………. 50
Заключение ……………………………………………………………… 54
Список использованной литературы ………………………………….. 56
Из показателей анализа табл. 36-37 видно, что наибольшую долю основных средств занимает их активная часть и эта доля увеличивается в отчетном году, что говорит об увеличении производственной мощности предприятия. В структуре основную долю в обоих годах занимают машины и оборудование, что характерно для предприятия, которое эффективно использует оборудование в производстве. Общий рост основных средств сильно опережает прирост выручки, что приводит к снижению эффективности их использования.
Таблица 38
Анализ показателей состояния основных средств
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Средняя норма амортизации, % |
8,9 |
11,5 |
Коэффициент ввода, % |
24,8 |
51,4 |
Коэффициент выбытия, % |
3,0 |
1,8 |
Коэффициент годности, % |
78,1 |
80,6 |
Коэффициент износа, % |
21,9 |
19,4 |
Средний срок полезного использования основных средств, лет |
11,2 |
8,7 |
Средний фактический срок полезного использования основных средств, лет |
2,8 |
2,3 |
Средний остаточный срок полезного использования основных средств, лет |
9,8 |
9,4 |
Средний срок полного обновления, лет |
3,6 |
1,5 |
Средний срок полного выбытия, лет |
38,0 |
82,9 |
Табл. 38 в целом положительно характеризует основные средства анализируемой организации. Превышение коэффициента ввода над коэффици-
ентом выбытия говорит о расширении производства, цели владельцев не получить краткосрочную прибыль в данный момент, а развивать предприятие в долгосрочной перспективе. Коэффициент годности основных средств высок и соответствует средним значениям для производственных отраслей, равным 70-80 %, что говорит об эффективном менеджменте предприятия. Сильное превышение среднего срока полного выбытия над сроком полезного использования основных средств говорит о том, что организация испытывает затруднения и использует основные средства гораздо дольше нормативного срока их использования, что приводит к эксплуатации полностью самортизированных основных средств.
4.2 Анализ критического объема продаж
Анализ критического объема продаж позволяет оценить устойчивость организации к снижению спроса и объема продаж. За постоянные затраты условно примем коммерческие и управленческие, а за переменные – себестоимость продаж. Расчеты представлены в табл. 39.
Таблица 39
Анализ критического объема продаж
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Критический объем продаж, тыс. руб. |
45132 |
54917 |
Запас коммерческой надежности, % |
95,8 |
96,2 |
Уровень операционного рычага |
1,3 |
1,2 |
Увеличение критического объема продаж в отчетном году говорит о том, что организация для выхода на безубыточный объем производства должна продавать больше продукции, чем в предыдущем году. Однако запас коммерческой надежности более чем достаточен и только увеличивается в динамике. Увеличение же уровня операционного рычага свидетельствует о росте рискованности организации. Таким образом, нельзя сделать однозначный вывод по результатам анализа критического объема продаж, тем более что по данным бухгалтерской отчетности просто невозможно адекватно подразделить расходы на постоянные и переменные, поэтому все расчеты будут условными.
4.3 Анализ длительности операционного и финансового циклов
Результаты анализа циклов представлены в табл. 40-41.
Таблица 40
Расчет длительности операционного и финансового циклов
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Длительность пребывания сырья и материалов на складе, дни |
18 |
31 |
Коэффициент нарастания затрат, % |
87,1 |
81,2 |
Длительность |
63 |
57 |
Длительность пребывания запасов готовой продукции на складе, дни |
2 |
1 |
Длительность дебиторской |
140 |
94 |
Длительность кредиторской задолженности, дни |
160 |
152 |
Длительность операционного цикла, дни |
83 |
89 |
Длительность финансового цикла, дни |
63 |
31 |
Таблица 41
Установление типа финансового цикла
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, тыс. руб. |
284033 |
218584 |
Полученные авансы, тыс. руб. |
85836 |
639636 |
Сальдо, тыс. руб. |
198197 |
(421052) |
Кредиторская задолженность |
188438 |
59114 |
Выданные авансы, тыс. руб. |
45902 |
164189 |
Сальдо, тыс. руб. |
142536 |
(105075) |
Тип финансового цикла |
Классический |
Обратный |
Анализируя операционный
и финансовый циклы, можно сказать,
что превышение длительности операционного
цикла над длительностью финанс
Сокращение же финансового цикла почти в два раза, в свою очередь произошло из-за снижения длительностей дебиторской и кредиторской задолженностей. Типы финансового цикла можно определить как классический в предыдущем и обратный в отчетном году. Данные типы циклов не оказывают влияния на финансовую устойчивость организации, так как дебиторская задолженность уравновешивается кредиторской. Однако в случае с классическим циклом организация имеет небольшой выигрыш во времени за счет большей длительности дебиторской задолженности, а в случае с обратным циклом наоборот, имеет небольшие потери и отрицательное влияние на прибыль из-за смещения цикла в сторону выданных авансов.
5. Комплексные методики анализа организации
5.1 Анализ вероятности банкротства организации
Для начала рассчитаем коэффициенты, представленные в табл. 42.
Таблица 42
Коэффициенты, характеризующие вероятность банкротства
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,99 |
1,11 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
(0,33) |
(0,18) |
Коэффициент восстановления платежеспособности |
0,74 |
0,83 |
Показатель обеспеченности обязательств организации ее активами |
1,17 |
1,19 |
Показатель обеспеченности обязательств организации ее оборотными активами |
0,74 |
0,85 |
Показатель обеспеченности краткосрочных обязательств оборотными активами |
0,97 |
1,1 |
Поскольку коэффициенты
текущей ликвидности и
Далее для оценки степени вероятности банкротства воспользуемся авторской моделью Сайфулина-Кадыкова. Она предполагает для оценки вероятности банкротства определение рейтингового числа P, равного:
P = 2*К1 + 0,1*К2 + 0,08*К3 + 0,45*К4 + 1*К5, где
К1 – отношение собственных оборотных средств к оборотным активам;
К2 – отношение оборотных
активов к краткосрочным
К3 – отношение выручки к стоимости активов;
К4 – отношение чистой прибыли к выручке;
К5 – отношение чистой прибыли к собственному капиталу.
Если P>1, то банкротство маловероятно, а если меньше, то вероятность банкротства существенна. Результаты оценки приведены в табл. 43.
Таблица 43
Оценка вероятности банкротства
Показатель |
2010 год |
2011 год |
К1 |
(0,30) |
(0,20) |
К2 |
1,00 |
1,10 |
К3 |
1,10 |
1,20 |
К4 |
0,05 |
0,06 |
К5 |
0,35 |
0,43 |
P |
(0,04) |
0,26 |
Вероятность банкротства |
Существенная |
Существенная |
Авторские модели, конечно же, дают субъективные и противоречивые оценки, но использование данной модели было выбрано как относительно достоверной. По результатам видим, что в обоих периодах вероятность банкротства ОАО «Саранский телевизионный завод» существенна. Таким образом, использованные модели дают одинаковый результат и говорят о большой вероятности банкротства предприятия и отсутствии признаков фиктивного банкротства.
5.2 Анализ кредитоспособности организации
Для оценки кредитоспособности, то есть способности полностью и в срок расплатиться по своим обязательствам, используем методику Сберегательного банка России, расчеты изображены в табл. 44.
Таблица 44
Анализ кредитоспособности организации
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,04 |
0,23 |
Промежуточный коэффициент покрытия |
0,59 |
0,74 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,0 |
1,10 |
Соотношение собственных и заемных средств |
0,18 |
0,18 |
Рентабельность продаж |
0,10 |
0,10 |
Итоговый балл |
2,21 |
2,10 |
Класс заемщика |
Второй |
Второй |
Результаты табл. 44 показывают, что организация принадлежит к второклассным заемщикам, это значит, что ее кредитование требует дополнительной проверки и в отношении нее нельзя сделать однозначный вывод. В этом заключается недостаток этой методики, то, что нельзя однозначно оценить кредитоспособность организаций, которые попали во вторую группу.
Глава 2. Рекомендации по результатам экономического анализа
Обобщая результаты анализа ОАО «Саранский телевизионный завод», можно сделать вывод о допущении уместности непрерывности деятельности организации, об ее эффективности, хорошей управляемости, заинтересованности собственников в развитии данного бизнеса, пользующейся методами налоговой оптимизации. Организацию можно отнести к развивающейся, постепенно избавляющейся от негативных последствий, полученных от работы в предыдущих периодах деятельности и как следствие при этом все же имеющей пока некоторые проблемы. Общество занимает устойчивое положение на рынке, поскольку является исполнителем Гособоронзаказа и является лидером в области изготовления радиоэлектронных комплексов. Это подтверждают достаточный рост объема продаж в отчетном году, высокая оборачиваемость готовой продукции, большое количество привлекаемых авансов под производимую продукцию, исключительно денежные формы расчетов.