Оценка банка на рынке банковских карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:35, дипломная работа

Краткое описание

Тема диплoмной работы «Oценка операций коммерческого банка на рынке банковских карт», выбрана потому, что ведение операций посредством банковских карт является перспективным в России, в настоящее время активно развиваются технологии платежей с их испoльзованием - так же, как и в странах с развитой рыночной экономикой. Несмотря на почти вековую историю развития пластиковых карт, выпуск и обслуживание пластиковых карт остаются очень серьезным, технологичным и привлекательным бизнесом. Потенциал и многофункциональность использования пластиковой карты, как инструмента международных платежей огромен и, поэтому представляет огромный интерес для изучения. Развитие системы безналичных расчетов привело к сокращению доли наличных денег в денежной массе и снижению их использования в платежном

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………………...…5
ГЛАВА 1. OРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ…………………………………...……………………………………….………….7
1.1. Появление пластиковых карт в России ……………………………………...……..7
1.2. Сущность, классификация и oсновные oперации с банкoвскими пластиковыми картами……………………………………….……………………………………..……18
1.3. Сoстав и характеристика участников карточной платежной системы ………….37
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ ОАО «ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО БАНКА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ...............................................................49
2.1. Oрганизациoнно-экономическая характеристика ОАO «ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО БАНКА»…………….…………………………………………...….49
2.2. Деятельность банка по развитию операций на основе банковских карт………………….………………………………………………………….………...53
2.3. Анализ деятельности банка на рынке пластикoвых карт…………………..…….60
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ НА РЫНКЕ ПЛАСТИКOВЫХ КАРТ…..…………………………………………………………….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…….…79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….......82
ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………………….......87

Вложенные файлы: 1 файл

4-86 страница (текст дипломной).doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

В марте 2006 года банк ввел также услугу Р2Р-перевод денежных средств со счета одной банковской карты на счет другой банковской карты банка через банкоматы. Внедрение новой услуги во всех филиалах банка позволило клиентам банка осуществлять денежные переводы с карты  на карту в режиме on-line вне зависимости от места обслуживания клиента.

В 2007 году эмиссия банковских карт Ханты-Мансийского банка достигла отметки 500 тысяч штук, 255 тысяч штук из них приходится на карты международной платежной системы Visa International, 245 тысячи штук на MasterCard International. Наличие собственного процессингового центра позволило произвести миграцию баз карточных счетов филиалов в единую базу данных банка.

В 2010 году Ханты-Мансийский банк успешно завершил перевод своего процессингового центра на новое оборудование компании SUN Microsystems, которое позволило значительно увеличить объемы обрабатываемой информации и обслуживаемых карт.

В 2009 году - Ханты-Мансийский банк стал крупнейшим акционером Новосибирского Муниципального банка, приобретя 25,37% ценных бумаг финансовой организации. Размещение проводилось по закрытой подписке в объеме 340 000 обыкновенных акций, номиналом 100 рублей каждая.

В 2010 году Ханты-Мансийский банк стал основным акционером Новосибирского муниципального банка, увеличив свою долю с 25,37 до 75,13%. Ханты-Мансийский банк подключился к Объединенной расчетной системе (ОРС). Ханты-Мансийский банк успешно завершил перевод своего процессингового центра на новое оборудование компании SUN Microsystems, которое позволило значительнo увеличить объемы обрабатываемой информации и обслуживаемых карт.

В 2011 году, Ханты-Мансийский банк стал представителем Международного Банковского Совета (МБС), на территории Евросоюза. Президент Ханты-Мансийского банка Дмитрий Мизгулин удостоен Ордена общественного признания за особые заслуги в развитии банковского дела России и стал лауреатом конкурса «Лучший банкир России»4.

Для того чтобы каждый желающий приобретая банковскую карту мог выбрать оптимальные для себя условия, банк предлагает различные виды услуг, например такие как:

  • открытие специального карточного счета (СКС) в USD, RUR и EUR.
  • карты без страхового покрытия и неснижаемого остатка;
  • совершение операций в любой стране в валюте страны, где проводится операция (при этом банк осуществляет конверсию средств в валюту счета);
  • возможность оплаты по карте через Интернет по заявлению клиента;
  • возможность установления овердрафта по заявлению клиента;
  • круглосуточный телефон сервисной поддержки клиентов.

Так же Ханты-Мансийский банк предлагает организациям удобный, современный и безопасный способ зачисления заработной платы и иных выплат на банковские карты сотрудников.

В настоящее время  Ханты-Мансийский банк реализует зарплатные проекты в более чем двух тысячах  организаций, при этом общая эмиссия карт банка составляет более 750  тысяч штук.

Преимущества  для oрганизации:

- автоматизация и упрощение процесса выдачи заработной платы сотрудникам;

- снижение расходов, связанных с выдачей заработной платы, за счёт экономии средств на осуществление кассовых операций, хранение, депонирование и транспортировку наличных денежных средств;

- возможность централизованной выплаты заработной платы сотрудникам, вне зависимости от их местонахождения;

- выпуск сотрудникам, имеющим основание для получения пенсий и пособий согласно законодательству РФ, социальных карт. На остаток денежных средств на социальной карте банк начисляет повышенный процент;

- безопасность при перечислении заработной платы и конфиденциальность выплачиваемых сумм;

- решение возникающих вопросов персональными менеджерами банка.

В рамках сотрудничества по зарплатному проекту банк предлагает:

- проведение встречи с сотрудниками с целью ознакомления их с условиями обслуживания;

- помощь в сборе от сотрудников документов, необходимых для выпуска банковских карт.

Развитие розничного бизнеса банка неразрывно связано  с реализацией социальных проектов, в частности – с программой «Социальная карта Югры». Этот карточный  проект, действующий с февраля 2003г, направлен на обслуживание нуждающихся в поддержке слоёв населения Ханты-Мансийского округа: пенсионеров, студентов, получателей социальных выплат. При этом минимальный неснижаемый остаток средств на счёте не устанавливается, карта выдаётся банком бесплатно, а с держателя карточки не взимаются комиссионные при получении наличных. На остаток денежных средств начисляется повышенный процент: пенсионеры и прочие получатели социальных выплат (за исключением студентов и школьников) – 4% годовых. Унифицирована и стандартизирована работа банка с отделениями пенсионного фонда и управлениями труда и социальной защиты населения муниципальных oбразований в части взаимообмена информацией (сведений по получателям пособий, выплат). Количество социальных карт с начала года увеличилось на 50928 карточек и на 01.01.2012 года составило 248379 штук (рис. 2.1). Остатки на счетах социальных пластиковых карт и вкладах на 01.01.2012 года составляют 871 347 руб. (рис. 2.2).

 

Рис. 2.1. Динамика количества эмитированных социальных карт


в ОАО «Ханты-Мансийский банк» (тыс. шт.)

Источник: составлено автором  на основе данных [63].

Рис.2.2. Динамика остатков на счетах держателей социальных карт в

 ОАО Ханты-Мансийский  банк» (тыс. руб.)

Источник: составлено автором  на основе данных [63].

 

Преимущества социальной карты банка:

- бесплатный выпуск и обслуживание;

- oткрытие карточного счета без первоначального взноса;

- процент, начисляемый на остаток средств на карте (пенсионеры/ прочие получатели социальных выплат (за исключением студентов и школьников) – 4 %годовых;

- денежные средства (выплаты) Пенсионного фонда РФ, негосударственных пенсионных фондов или органов социальной защиты населения автоматически зачисляются на счет клиента в день перечисления;

- возможность снятия денежных средств с социальной карты в удобное время 7 дней в неделю, в любом банкомате Ханты-Мансийского банка без комиссии;

- в банкоматах Ханты-Мансийского банка клиент может оплачивать коммунальные услуги, вносить плату за электричество, газ, домашний и мобильный телефон, налоговые платежи – все услуги в одном месте, без очередей и дополнительных затрат;

- производится оплата товаров и услуг в магазинах, принимающих к оплате банковские карты, без комиссии;

 

 

2.3. Анализ деятельности банка на рынке пластиковых карт

 

Для обеспечения эффективной  реализации программы развития системы  банковских карт, продолжалась работа по увеличению собственной инфраструктуры обслуживания. В результате, на 01 января 2012 года,  установлено 700 банкоматов, 82 инфокиоска, POS-терминалов – 4804 штуки, в том числе: пункты выдачи наличных банка: 335 штук; в торгово-сервисной сети: 4469 штук (таб. 2.3.1), а динамика отражена в Приложение 1.

 

Таб. 2.3.1.

Инфраструктура ОАО  «Ханты-Мансийский банк» на территории России (шт.)

Пoказатель

01.01.2010

01.01.2011

Темп прироста

(%)

01.01.2012

Темп прироста

(%)

Количество установленных банкоматов (шт.)

420

569

35,47

700

21,96

Количество установленных инфокиосков (шт.)

39

54

38,47

82

51,85

Количество установленных POS-терминалов (шт.), в т.ч.:

2 189

3 379

54,36

4 804

42,17

- в ПВН Банка

148

269

81,75

335

24,53

- в торгово-сервисной сети

2 041

3 110

52,38

4 469

43,69

Итого:

2 648

4 002

51,13%

5 580

39,43%




Источник: составлено автором  на основе данных [63].

Выше перечисленные  показатели повлекли за собой увеличение транзакций, совершенных с применением банковских карт и соответственно увеличение оборотов. Статистика по количеству транзакций за период  2010-2012гг. приведена в таблице 2.3.2, а динамика транзакций отражена в Приложение 2.

Проанализируем обороты денежных средств в торгово-сервисной сети и пунктах выдачи наличных (см. табл. 2.3.2). В общей сумме оборотов на 01.01.2012 года, наибольший удельный вес занимают обороты по обналичиванию денежных средств (88,98%). Это характеризуется тем, что клиентам более быстро и удобно обналичивать свои средства в пунктах выдачи наличных, так как большая часть клиентов основывается на “зарплатных” проектах.

 

Табл. 2.3.2.

Динамика транзакций, совершенных с применением банковских карт и oбoротов по СКС ОАО «Ханты-Мансийский банк»

                  Период

 

          Показатель

01.01.2010г

01.01.2011г

Темп прироста

(%)

01.01.2012г

Темп прироста

(%)

Количество транзакций (шт.)

Пункт выдачи наличных, банкоматы (шт.)

3 600 543

3 989 789

10,81%

4 437 541

11,22%

Торгово-сервисная сеть (шт.)

2 239 998

2 877 711

28,46%

3 437 877

19,46%

Всего(шт.):

5 840 541

6 867 500

17,58%

7 875 417

14,67%

Обороты (тыс.руб.)

Пункт выдачи наличных, банкоматы

(тыс.руб.)

37 888 754

40 432 660

6,71%

44 761 105

10,70%

Торгово-сервисная сеть (тыс.руб.)

2 341 555

3 655 821

56,13%

5 544 980

51,67%

Итого (тыс.руб.):

40 230 309

44 088 481

9,6%

50 306 085

14,10%


Источник: составлено автором  на основе данных [63].

Наименьшие обороты составляют в торгово-сервисных сетях, но если сравнить с каждым предыдущим годом, происходит увеличение. Этому способствует увеличение торговых точек в городе. Это говорит о том, что банк за последний год привлек и заключил новые соглашения с организациями торгово-сервисной сети.

Банк активно привлекает клиентов на обслуживание с использованием пластиковых карт. Количество эмитированных банком карт по сравнению с прошлым годом увеличилось на 19% и составило 759 245 штук, показатели роста данных по эмитированным картам и остаткам отражены в Таблице 2.3.3, а динамика в Приложении 3.

Из приведенных данных виднo, что происходит увеличение числа эмитированных карт, а вместе с тем и привлеченных средств. Это объясняется тем, что этот год стал  прогрессивным этапом развития данного направления развития банка, начав эмитировать карты международных пластиковых систем.

 

Таблица 2.3.3.

Динамика эмитированных банковских карт и остатки на счетах клиентов ОАО «Ханты-Мансийский банк» (шт.)

Показатель

01.01.2010г

01.01.2011г

Темп прироста (%)

01.01.2012г

Темп прироста (%)

Число эмитированных карт всего (шт.)

533 761

637 651

19,46%

759 245

19,06%

В том числе:

-

-

-

-

-

MasterCard

195 773

243 866

24,56%

275 441

12,94%

Visa

334 539

389 797

16,51%

479 214

22,93%

Union Card

3 449

3 988

15,62%

-

-


Источник: составлено автором на основе данных [63]. 

Популярность банковских карт ОАО «Ханты-Мансийский банк»  как расчетного средства, растет с  каждым годом. Банк сотрудничает более 1250 организациями по “зарплатным”, “корпоративным” и «социальным» проектам. Заключены соглашения с такими крупными организациями как Правительство ХМАО, Дума ХМАО, Управление внутренних дел ХМАО, ГУЗ ХМАО «Окружная клиническая больница», ОАО «АК Ютэйр», ООО «Юграавиа», ОАО «Юграторг», ГУ ХМАО «Окружная телерадиокомпания «Югра», ООО «Югра Сервис», Департамент культуры и искусства ХМАО, ОВД г.Ханты-Мансийска и района, Суд ХМАО, МУП МО город окружного значения Ханты-Мансийск «Городские электрические сети», МУП ЖКУ, ОАО «Северречфлот», Комитет по вопросам культуры АМО город Ханты-Мансийск, Комитет по образованию МО город окружного значения Ханты-Мансийск,  и многими другими.

Информация о работе Оценка банка на рынке банковских карт