Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 17:25, курсовая работа
Одной из главных задач современной компании является формирование эффективной системы управления, в реали¬зации которой огромную роль играет управление персоналом. В настоящее время в экономике складывается достаточно непростая ситуация, которую можно охарактеризовать как «кадровый голод». Существует острая нехватка высококвалифицированных специалистов во многих отраслях. С каждым годом данная проблема осложняется ухудшающейся демографической ситуацией. В этих условиях качественно выстроенная система мотивации является важным элементом системы управления персоналом, особенно для быстрорастущих и динамично развивающихся компаний.
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования системы мотивации в кризисной организации 5
1.1 Особенности управления персоналом в кризисной организации 5
1.2 Основные виды мотивации персоналом кризисного предприятия 11
1.3 Методы формирования системы мотивации в кризисной организации 16
2. Анализ и оценка системы мотивации в кризисной организации на примере ООО «Авто-Торг-Е» 27
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия 27
2.2 Анализ жизненного цикла ООО «Авто-Торг-Е» 30
2.3 Анализ кризисного состояния ООО «Авто-Торг-Е» 33
2.4 Диагностика эффективности системы мотивации в ООО «Авто-Торг-Е» 42
3 Формирование системы мотивации персоналом в ООО «Авто-Торг-Е» в условиях кризисного состояния 55
3.1 Мероприятия по формированию системы мотивации персоналом в кризисной организации 55
3.2 Источники финансирования и график выполнения предложенных мероприятий 58
3.3. Социально-экономическая оценка эффективности предложенных мероприятий 62
Заключение 65
Список использованных источников 70
Для эффективного мотивирования требуется:
1) разобрать модель основного процесса мотивации: потребность- цель- действие и влияние опыта и ожиданий;
2) знать факторы, влияющие на
мотивацию, - набор потребностей, которые
инициируют движение к целям
и условия, при которых
потребности могут быть
Система мотивации - комплекс мер материального и нематериального стимулирования и мотивации персонала на достижение стратегических и текущих задач компании.
В комплексе антикризисных мероприятий работа по мотивации персонала сосредотачивается вокруг двух основных задач: стабилизация персонала (морального климата в коллективе) и изменение системы материальной мотивации.
Методы формирования системы мотивации трудовой деятельности подсистемы трудовых отношений в организации подразделяются на методы формирования системы прямой материальной мотивации, системы косвенной материальной мотивации и системы нематериальной мотивации.
Торговое предприятие ООО «Авто-Торг-Е» было создано 8 октября 2000 г. в соответствии с действующим на территории России законодательством. В своей деятельности оно руководствуется Уставом и Учредительным договором, а также соответствующими законодательными актами в сфере предпринимательской деятельности.
Участники общества имеют право участвовать в управлении делами общества, занимать в обществе должности, соответствующие их классификации, принимать участие в распределении прибыли, получать информацию о деятельности общества и знакомиться с данными бухгалтерского учёта и отчетности. Уставной капитал общества составляет 20000 рублей, все вклады в уставной капитал являются денежными.
Торговое предприятие ООО «Авто-Торг-Е» осуществят свою торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке г. Красноярска по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчётный счет и иные счета в банках России, круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием, собственный товарный знак предприятия и действует на основе полного хозяйственного расчёта, самофинансирования и самоокупаемости.
Основной целью деятельности ООО «Авто-Торг-Е» являются:
Предприятие осуществляет любые виды деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами РФ, в соответствии с целью своей деятельности, при этом включая, но не ограничиваясь следующими:
В соответствии с Уставом часть чистой прибыли, размер которой определяется Общим собранием, распределяется пропорционально количеству долей, которыми владеют участники. Порядок и сроки выплаты чистой прибыли определяется Общим собранием. Кроме того, необходимо отметить, что прибыль направляется на обновление товарного ассортимента, на цели НИОКР, совершенствование материально-технической базы функционирования деятельности общества и другие затраты возмещаемые за счет прибыли.
Режим работы данного предприятия с 9.00 до 18.00 с перерывом на обед с 14.00 до 15.00, выходной – суббота, воскресенье. Общая площадь ООО «Авто-Торг-Е» 420 м2, в том числе торговая составляет 360 м2.
Структура управления торгового предприятия ООО «Авто-Торг-Е» представлена на рис. 2.1
Рисунок 2.1 - Структура управления торгового предприятия
ООО «Авто-Торг-Е»
Как видно, данная структура относится к линейно-функциональному типу, который характеризуется разделением деятельности линейных и функциональных звеньев и усилением координации и функционирования в процессе осуществления управленческой деятельности. Линейное звено (директор) занимается только разработкой задач, планов и управлением. Начальникам отделов подчиняются люди, работающие в этих отделах. Функциональным звеном является бухгалтерия, потому что фактически она не подчиняется даже руководителю центра, и выполняет исключительно свои функции.
Преимущества данной структуры заключаются в следующем:
- высвобождение линейных
- высокая компетентность
- личная ответственность
- построение связей «
К основным недостаткам можно отнести такие, как:
- возможная заинтересованность каждого звена в достижении своей «узкой» цели, а не целей организации;
- чрезмерно развита система взаимодействий по вертикали;
- трудности поддержания
- удлиняется процедур принятия управленческих решений.
Структура управления представляет собой состав и комбинацию различных звеньев, связанных между собой по функциям и полномочиям.
Определение целей организации является самым ответственным решением в стратегическим управлением организацией, поскольку цели служат ориентирами для всех последующих этапов стратегического управления и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.
Цели анализируемой организации – это повышение конкурентоспособности, завоевание позиции лидера на рынке, более полное удовлетворение запросов потребителей, обеспечение ежегодного прироста прибыли предприятия, увеличение объемов продаж.
Основной целью данного анализа является выявление соответствия принятому стилю руководства организацией и этапу развития, на котором она находится. При проведении исследования необходимо рассмотреть динамику следующих показателей: выручка, себестоимость, чистая прибыль (поквартально) (Таблица А.1 Приложения А). По представленным данным в Таблице А.1 построим жизненный цикл организации (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 - Жизненный цикл организации ООО «Авто-Торг-Е» на основании показателей хозяйственной деятельности предприятия
Свое существование компания начала 8 октября 2000г. За это время она прошла различные стадии жизненного цикла и становление и рост, к 2012 году организация уже достаточно зрелая.
Таким образом, полученные данные являются отражением количественной оценки жизненного цикла организации. При качественном анализе были учтены мнения экспертов – работников ООО «Авто-Торг-Е», им была представлена таблица с перечисленными в ней факторами развития характерными тому или иному типу развития, экспертам предлагалось поставить «+» рядом с теми утверждениями, с которыми они были согласны. Таким образом, были определены этапы, с факторами развития которых согласилось большинство экспертов
Таблица 2.2 - Качественный анализ определения типа развития предприятия ООО «Авто-Торг-Е»
Факторы развития |
1 эксперт |
2 эксперт |
3 эксперт |
4 эксперт |
5 эксперт |
Итого | |
эксплерент |
Наличие лидера |
+ |
+ |
||||
Сплоченность коллектива |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Мобильность орг. структуры и коллектива |
|||||||
Минимальный управленческий аппарат |
|||||||
Простые орг. связи |
|||||||
Считающие, что эксплерент |
0 | ||||||
патиент |
Наличие группы лидеров, работающих в одном направлении |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Несложные орг. связи |
|||||||
Небольшой управленческий аппарат |
+ |
+ |
|||||
Значительная взаимозаменяемость специалистов |
+ |
+ |
+ | ||||
Умение формировать потребности рынка, исходя из своих потребностей |
+ |
+ |
+ | ||||
Считающие, что патиент |
4 | ||||||
виолент |
Высокое качество кадрового состава |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Финансовая устойчивость |
+ |
+ |
+ |
||||
Низкие удельные затраты |
+ |
||||||
Высокая техническая оснащенность |
+ |
+ |
|||||
Сформированная и стабильная номенклатура продукции |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Производственные мощности |
+ |
+ |
|||||
Конкурентоспособность продукции |
+ |
+ |
+ |
||||
Соц. обеспеченность кадров |
|||||||
Считающие, что виолент |
4 | ||||||
коммутант |
Сужение рынка |
||||||
Большие недогруженные мощности |
|||||||
Стабильная номенклатура продукции |
+ |
+ |
+ |
||||
Организация в коллективе оппозиции |
|||||||
Высокие удельные затраты |
+ |
+ | |||||
Зависимость от рыночной конъюнктуры |
+ |
+ |
+ | ||||
Организационная инертность |
|||||||
Большая численность управленческого аппарата |
+ |
||||||
Невозможность вносить усовершенствования в продукцию |
+ |
||||||
Считающие, что коммутант |
1 | ||||||
леталент |
Деструктуризация фирмы |
||||||
Прекращение существования фирмы в прежнем виде |
|||||||
Считающие, что леталент |
0 |
Полученные экспертные оценки показали, что эксперты (4 из 5) отнесли фирму к этапу патиента с переходом на этап виолента (4 из 5). Таким образом, количественный и качественный анализ позволяет заключить, что предприятие находится на динамичном этапе своего развития. ООО «Авто-Торг-Е» как патиент характеризуется следующими особенностями:
С точки зрения фирмы – виолента для предприятия характерны:
Цель данного анализа – определить этап развития кризисности ситуации, на котором находится предприятие (предкризисное, кризисное или послекризисное), что поможет точно в дальнейшем сформировать программу комплексного развития. Для выполнения этой задачи необходимо провести финансовый анализ, основной целью которого является получение объективной оценки платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности предприятия.
Таблица 2.3 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Авто-Торг-Е» за 2013 год, тыс.руб.
Показатели |
01.01.2012 |
01.04.2012 |
01.07.2012 |
01.10.2012 |
1. Совокупные активы (пассивы) |
2245 |
2226 |
2042 |
1817 |
2. Скорректированные |
1344 |
1005 |
801 | |
3. Оборотные активы |
901 |
985 |
1037 |
1016 |
4. Долгосрочная дебиторская задол |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. Ликвидные активы |
131 |
184 |
135 |
142 |
6. Наиболее ликвидные оборотные активы |
120 |
174 |
96 |
132 |
7. Краткосрочная дебиторская |
11 |
10 |
39 |
10 |
8. Потенциальные оборотные |
0 |
0 |
0 |
0 |
9. Собственные средства |
333 |
445 |
621 |
761 |
10. Обязательства должника |
1912 |
1781 |
1421 |
1056 |
11. Долгосрочные обязательства |
0 |
0 |
0 |
0 |
12. Текущие обязательства должника |
1912 |
1781 |
1421 |
1056 |
13. Выручка нетто |
3212 |
2575 |
2841 |
3102 |
14. Среднемесячная выручка |
1070,7 |
858,3 |
947,0 |
1034,0 |
15. Чистая прибыль |
425 |
176 |
140 |
224 |