Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:33, шпаргалка

Краткое описание

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.

Вложенные файлы: 1 файл

логопедия экзамен.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

1.1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.

Задачи  логопедии:

1) изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах нарушения речи

2) определение  распространенности, симптоматики  и степени проявлений нарушений

3) выявление  динамики спонтанного и направленного  развития детей с нарушениями  речевой деятельности

4) изучение особенностей формирования речи детей с различными отклонениями в развитии

5) разработка  методов педагогической диагностики  речевых расстройств

6) совершенствование  методов профилактики речевых  расстройств

7) разработка  вопросов в организации логопедической помощи

1.2 Методика  обследования звукопроизношения  детей, оформление результатов  обследования. Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произн,    вос-ль    знакомится    с   речью    каждого    ребенка. Обследование проводится осенью (спланир.    работу)    и весной (итоги)

Диагностика и  обследование проводится поэтапно:

1 этап – ориентировочный  (целенаправленный опрос родителей,  изучение спец.документации, проводятся  беседы с ребенком и на основании  полученных данных определяется речевой дефект

2 этап – дифференцировочный (обследование интеллекта, слуха,  с целью ограничения детей  с первичной речевой патологией  от сходных состояний, где ведущим  является нарушение слуха и  интеллекта

3 этап – обследование  неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием

4 этап – тщательно  обследование компонентов языковой  системы, в итоге которой обосновывается  логопедическое заключение

5 этап – заключительный (уточняющий) динамическое наблюдение  за ребенком в условиях спец.обучения  и воспитания

  При   обслед. речи  реб. педагог   обращает  внимание на состояние  звукопроизношения., словаря, фразеологической речи. При форм-ии правильного звукопроизношения,  большую роль играет подражание  речи окружающих взрослых. Поэтому  вос-ль непременно должен знать, как говорят  члены   семьи, чтобы   привлекать  к занятиям  по звукопроиз. с реб. только тех, кто правильно говорит. Сначала вос-ль изучает речь реб. на занятиях, в играх с детьми. Затем проводит индив. обслед, при кот. выявляет особенности речи реб. .Нельзя проверять звукопроиз. прослушивая     прочит.     стихот. (шх)изн.0сит звуки лучше, чем в обыч. речи). Поэтому обслед проводится   с   использ.   спец.   материала   Картинки,   где проверяемый звук в начале, середине, конце. Произношение по подражанию., игры на диффер-ию звука (с 1картинками), чтение коротких   стихов,   потешек,   чистоговорок   на   проверяемый    звук. Обращаем  вним. на общие речевые навыки во время обслед. речевое   дыхание,   темп   и   ритм   речи,   силу   голоса, интонацию(просадическая     сторона     речи).     Отмечаются имеющиеся   дефекты: ращелины  губы,   неба, заикание, тугоухость. В подг. гр. проверяем умение диф-ть, различать звуки, опред их место в слове, результаты обслел. в таблицу.

2.1. Принципы  и методы логопедии как науки

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.

Методы логопедии:

1) ведущим методом  является наблюдение

2) беседа

3) экспериментальные  методы (тестирование

4) игровые методы

5) медицинские  методы (оперирование, протезирование, исправление челюсти и регуляция  зубов, медикаментозное лечение,  физиотерапия, психотерапия, массаж)

6) комплексные  методы

Направление и  содержание исследований речевой патологии  у детей определяются принципами их анализа:

Принцип развития – анализ процесса возникновения  дефекта

Принцип системного подхода – изучение характера  дефекта речи

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития – помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта

2.2 Игры "речь с движением" в коррекционной  работе воспитателя логопедической  группы. Игра в работе позволяет легко и интересно решать коррекционные задачи в работе с детьми страдающими коррекционными нарушениями.

«ЯБЛОНЯ» Югославская  песенка

Координация речи с движением,

работа  над общими речевыми навыками

(вопросительной  интонацией), развитие мелкой моторики

— Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?                 

(Дети   идут   по   кругу,   взявшись   за руки;  в  центре,  подняв  руки  вверх, стоит один ребенок — «яблонька».)

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

(Дети   останавливаются,   на   каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок-«яблонька» отрицательно качает головой.) 

Куда они пропали?

(Разводят  руками,   пожимают  плечами.)

— Не морозил  их мороз,

И не ветер их унес,  

Не спалило  их огнем,

Града не было с  дождем,

Птицы их не поклевали...

(Дети загибают  по одному пальцу на правой  руке.)

Дети оборвали!  

(Дети разбегаются,  «яблонька» бежит за ними, «пятнает».)


 

 «МЯЧИК МОЙ» В. Волина

Координация речи с движением  

Друг веселый, мячик мой,        (4   прыжка   на   носочках,   руки   на                                                      

 поясе.)

Всюду, всюду он со мной.        (По два взмаха левой  и правой рукой, как бы удары по

                                                     мячу.)

Раз, два, три, четыре, пять.       (5   прыжков  на  носочках,   руки  на   поясе.)

Хорошо мячом  играть.              (Вновь по два взмаха — «удара».)

Русская народная закличка с движениями «Солнышко»

Солнышко, солнышко -дети поднимают руки вверх и поворачивают кисти рук вправо-влево

Выгляни в окошечко – приставляют ладонь к глазам

Где твои детки? – вытягивают руки вперед, развернув  ладони вверх, и пожимают плечами

Где малолетки?

Сидят на поветке  – ставят руки полочкой перед грудью

В соломенной клетке – закрывают глаза ладонями, широко раздвинув пальцы

Камушки катают – делают скользящие движения ладоней  друг о друга

Собачкам бросают  – имитируют бросок рукой

Упражнение  на координацию речи и движения «Мы  шагаем»

дети  выполняют движения в соответствии с текстом

Мы шагаем, мы шагаем

выше ноги поднимаем

влево шаг, вправо шаг

шаг вперед –  шаг назад

мы шагаем, мы шагаем

ноги дружно поднимаем

шаг немножко замедляем

постепенно ускоряем

сейчас быстро мы пойдем

затем медленно идем

руки вверх  мы поднимаем 

а потом их опускаем   

Игры нацелены на нормализацию темпа ритма общих движений с  детьми нарушенной координацией. Помогает соотносить слова с темпом и ритмом. Можно проводить как физ.мин.на прогулке в не занятий. Подбираются с учетом лексической темой и тех звуков которые закрепляют.

3.1 Речевые  нарушения у дошкольников, их  причины

У детей дошкольного  возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным  воздействиям. Среди факторов, которые способствуют возникновению речевых нарушений, у детей различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Причины патологии  детской речи:

1) внутриутробная  патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают в период с 4 недели до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствует тяжелый токсикоз беременности, вирусные заболевания, заболевания эндокринной системы, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, краснуха, грипп, гепатит, токсоплазмоз, общение с животными

2) родовая травма и асфиксия, кровоизлияние (гематома)

3) различные заболевания  в первые годы ребенка, особенно  опасны инфекционно-вирусные заболевания,  нейроинфекции (менингит, энцефалит), ранние желудочно-кишечные расстройства, травмы черепа, сотрясения

4) неблагоприятные социально-бытовые  условия приводят к педагогической  запущенности

К внутренним факторам относятся: наследственность, возраст первородящей женщины.

Каждая из причин и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или в мл.классах, их бывает трудно компенсировать, отсюда плохая успеваемость.

3(2) Особен-ти использ-ния разных видов игр в корекц заикания. Игры исп-ся с учетом ряда принципов: 1.П-п деятельности: игра всегда предполагает-выбор темы;-сговор на игру; -распределение ролей;-начало, развитие, завершении;-,оценка поведения(с-ма игр рассматривается как совокупность разных деятельностей, связанных меж собой)

2.   П-пы сист-ти, послед-ти и учёта возраста позволяют распределить игры   с выделением наиб, значимых для кажд. возраста:

 4-5л ведущее место в работе зан-т:игры с пением(хоровод);подвижиые И с правилами; ДИ;И- драматизации;(творческие по предлож лог-да и по замыслу д-й) 5-бл ведущее-и-драматизации стих-го текмта; Иг. с пением-' инсценировки (нормализют речь); ДИ; подвижные Иг. с права

6-1я-ведущ-ДИ: подвижные Иг. с правил

(соревнован:     перевоспит-ся     отношение     к     заикан);Иг.-драматизации (умение быть  в кол-ве);

3.    П-п учёта идивид-х особенностей заик-ся позволяет использовать Иг. т.о. чт нормализовать моторные ф-ции и развивались общительность, подражательн-ть.4. Учёт стр-ры дефекта реализ-ся на первых этапх корр. р-ты. 5.    П-n поэтапности определяет организацию корр-ты. Методика игровой дея-ти применяется на разных этапах различно.6.  Опирается на ( от простых с готов, правил к творческим); ведущая роль взрослого.

Реализация этих п-пов  позволяет последовательно усложнять  речевой м-л, сюжеты и методику проведения Игр.

Упражнение

«ЧАЙНИК» 

 

Развитие  творческого воображения, общих  речевых навыков 

 Я чайник, ворчун, хлопотун,                                                    

(Дети   стоят,   изогнув одну                 

 сумасброд,                                                                    

 руку,   как   носик   чайника,

Я вам напоказ  выставляю живот.             другую держат на поясе;                                                                     

 животик надут.)

Я чай кипячу, клокочу и кричу:            (Топают.)

Упражнение  на развитие слухового внимания

и элементарных математических представлений

У нашего Вовки

На блюде морковка.

У нашей Акульки

Картошка в  кастрюльке.

У нашей Наташки

Смородина в  чашке.

Ну, а у Валерки

Грибочки в  тарелке.

А теперь ты не зевай

И посуду называй.

Н. Нищева

 

4.1 Классификация  речевых нарушений

Существует два  вида классификаций. Клинико-педагогоческая классификация речевых нарушений. В ее основе лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) реч.недостаточности. Это нарушения голоса, нарушения темпа речи, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, нарушение письма и чтения (аграфия и дисграфия, алексия и дислексия). В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы разработаны приемы и методы коррекционно-логопедической работы.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений (разработана Левиной), основана на выделении тех признаков реч.недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода: фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи. Клиническая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи взаимно дополняют друг друга.

4.2 Методика  преодоления тахилалии

Тахилалия –  это патологически ускоренный темп речи. Тахилалия может возникнуть уже в детстве и, если не проводить  специальной коррекционной работы, усилиться в переходном возрасте и остаться на всю жизнь. Чаще всего возникает у детей нервных, возбудимых, порывистых, неуравновешенных; доказана и наследственная природа тахилалии; подражание быстрой речи окружающих и неправильные приемы воспитания ребенка, его речи.

Логопедическая  работа при тахилалии проходит поэтапно:

1 этап – режим  молчания, снимает тревожную возбудимость, успокаивает детей, сосредотачивает  их на задачах и правилах  занятий. На занятиях с логопедом  дети начинают усваивать медленный темп речи на простейшем речевом материале. Используются такие приемы, как сопряженная речь, отраженная и ответы на вопросы.

2 этап – работа  по усвоению медленного темпа.  Каждое занятие начинается с  речевой зарядки, а именно счет  до 30, до 50. Далее работа идет на материале громкого чтения. Дети усваивают медленный темп, им дается образец медленного чтения, используются приемы сопряжено, отраженно, по очереди. Детям предлагается замедлить все движения. Включаются логоритмические занятия – идет медленный темп.

3 этап – работа  над редактированием высказываемых  мыслей. Упражняем детей в произношении  различных редакций одной и  той же фразы. Материалом служат  пересказы.

4 этап – работа  над коллективным рассказом, когда  каждый ребенок включается в  рассказ неожиданно, по сигналу.

Информация о работе Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"