Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:33, шпаргалка
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.
5 этап – свободный неподготовленный рассказ.
Помимо речевых занятий, с детьми проводят упражнения на развитие дыхания, голоса, регуляцию мышечного тонуса (аутотренинг, релаксация), упражнения и игры для улучшения двигательной координации, моторной памяти, упражнения на воспитание внимания, воспитание чувства ритма, счетные упражнения в замедленном темпе, речевые задания на координацию слова и движения, спец.распевки, мелодекламация, игры-драматизации.
5.1 Дислалия – это стойкое нарушение произношения одного или нескольких звуков речи. Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.
Механической (органической)
дислалией называют такой вид
неправильного звукопроизношени
- укороченная уздечка языка (подъязычная связка).,
- дефекты строения челюстей
- неправильное строение нёба
- толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа
Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Иными словами, нет никакой органической основы.
Причины функциональной дислалии
- неправильное воспитание речи ребенка в семье.
- по подражанию.
- двуязычие в семье.
- педагогическая запущенность,
- недоразвитием фонематического слуха.
- она может
быть вызвана и неумением
5.2 Скороговорки. Фор-ние звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из-за чего у ребенка недостаточно открывается рот и нерасчленепно звучат гласные. Для совершенствования дикции используются чисто- и скороговорки. Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки-чистоговорки с применением игрушек, картинок: «Му-му-му, молока кому?», «Ко-ко-ко, не ходите далеко!», «У зайки Бубы заболели зубы». Скороговорка — труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах. Н-р, полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков: «Собака Том сторожит дом», «Цу-чу-цу-чу-чу, на ракете я лечу».Цель использования скороговорки — тренировка дикционного аппарата — определяет методику преподнесения ее детям на занятиях. Подбираются скороговорки с учетом изучаемых звуков.Новую скороговорку во-ль произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает ее несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Он может поставить перед детьми учебную задачу — послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее. Повторяют 6-8 раз в замедленном темпе, когда учим вырабатывается техника речи. Для повторения скороговорки педагог сначала вызывает детей с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом повторяет указание: говорить медленно, четко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой, по рядам, небольшими подгруппами, а затем вновь отдельными детьми и самим воспитателем. Когда выучат – 3 раза подряд в среднем темпе ребенок должен повторить. На повторных занятиях со скороговорками можно разнообразить задания: предложить произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, можно менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям — подгруппами, например:Первая подгруппа. Расскажите про покупки!Вторая подгруппа. Про какие про покупки?Все вместе. Про покупки, про покупки, про покупочки мои!Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание.При повторении скороговорок детей следует периодически вызывать к столу воспитателя, чтобы остальные видели их артикуляцию, мимику. Оценивая ответ, педагог должен указать на степень отчетливости произношения, иногда обратить внимание детей на правильность движений губ ребенка.
У рябины черный дрозд красных ягод просит гроздь.
Три сороки-тараторки тараторили на горке
У перепелa и перепелки пять перепелят
Чеpной ночью чеpный кот
Пpыгнул в чеpный дымоход
Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап
Все бобры для своих бобрят добры
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь
6.1 Формы дислалии, их характеристика
1. функциональная –
в ее основе лежат
- функционально-моторная дислалия (искаженное произношение) центр Брокка
- функционально-сенсорная дислалия (замена одного звука другим) центр вернике
- смешанная сенсомоторная
2. механическая дислалия – такие
нарушения звукопроизношения,
- зубная дислалия (нарушение прикуса)
- язычная (макрогласия,
- губная (толстые, тонкие, ращелина)
- небная
При механической дислалии звуки искажаются.
В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:
1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) — недостатки произношения свистящих (с,с, з,з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.
2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) — недостатки произношения звуков р и р.
3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) — недостатки произношения звуков л и л.
4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к, гаммацизм — звуков г и г, хитизм — звуков х и х, йотацизм — звука й (от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки к, г, х, и).
5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д.
6. Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д-д, п-п, к-к, р-р и т. д.
Исключение составляют только звуки ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, щ, и, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.
Дефекты свистящих звуков
Сигматизмы (искаженное, фонетическое нарушение)
1)губно-зубной сигматизм. Причина: неправильный прикус (прогнотия), недостаточная подвижность губ
2)межзубный сигматизм. Причина: открытый передний прикус, смена зубов, нарушение иннервации мышц языка, макрогласия, долгое сосание соски, частое органическое нарушение мозга
3)призубный сигматизм Причина вялый и большой язык
4)шипящий сигматизм
5)боковой сигматизм (бывает двусторонний и односторонний. Причина: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, вялость мышц языка, часто органические нарушения
6)носовой сигматизм. Причина: парезы мягкого неба, ращелины неба.
Дефекты заднеязычных звуков
Капацизмы к г х й
1)звуки вообще не произносят
2)боковое произношение
3)замена звуков (К-Т, Г-Д, Х-КиС, Й-И,Л*)
Способы устранения: «горка» (кончик языка упирается в нижние резцы) и «кошечка выгибает спинку».
Дефекты смягчения и звонкости
виды нарушений озвончения: Т-Д, В-Ф, Б-П
1)полное отсутствие звонких согл. звуков в речи
2)недостаточное озвончение
3)недостаточное оглушение
дефекты:
1)тугоухость
2)дизартрия
3)открытая гнусавость (ринолалия)
4)нарушение деятельности голосовых связок
Дефекты смягчения
1) полное отсутствие мягких согласных в речи
2)излишнее смягчение
3) нарушение дифференциации
между твердыми и мягкими
Причины:
1)тугоухость
2) несформированность фонематического звука
3) недостаточная подвижность
Дефекты сонорных звуков
Ламбдацизмы
Дефекты: отсутствие звука, двугубное, губно-зубное, носовое, наподобие ураинского Г
Ротоцизмы
насчитывается прим.28 видов
наиболее часто встречаются:
1)картавое или горловое
2) губно-губное произношение (вибрируют губы «кучерское»)
3) одноударное произношение Р (вибрации нет)
4) боковое произношение (вибрирует боковая часть языка)
5) глухое произношение Р (
Параротацизмы: звук Р дети заменяют на Л, Л*, Д, Г, К, Т, Й, В
6.2. Важно, что предметная среда в группе имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. Главным в работе с детьми (в логопедических группах) является привитие интереса к языку и речи. Группы должны быть оборудованы речевыми зонами, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобран, наглядно- иллюстративный материала по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально- речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха. Организована развивающая среда для создания функционального базиса письма и чтения.Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.Д.б.картотеки стихов,загадок,считалок и т.д.Центры природы,муз,изо,строительный и т.д
В речевой группе должны быть центры природы, строительный центр, книжный, изо деятельности, музыкальный, спортивный, должна быть доска, фланелеграф, подбираются иллюстрации по всем лексическим темам, материал по математике, настольно-печатные игры, настольные и напольные конструкторы, сюжетно-ролевые игрушки, материал для проведения сюжетно-ролевых игр (доктор, магазин, почта), разные виды театров (пальчиковый, би-ба-бо, теневой, настольный, элементы костюмов), картотеки со стихами, загадками, игр с пальчиками, подвижных игр, считалок, дидактических игр – по родному языку, математике, природе, комплексы релаксационной гимнастики.
7.1 Дизартрия, причины, формы.
- это нарушение
Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, гипоксии, интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным. У детей с ДЦП.
Особенности физического развития
- изменение тонуса мышц
- не ярко выраженные гипергенезы артикуляторной, мимической мускулатуры
- сглаженность носогубных складок
- отмечается ограничение
- напряжение спинки языка,
- повышенное слюнотечение
- переключаемость движений
- синюшность языка
По степени выраженности выделяют:
1) анатрию – полная
2) при выраженной дизартрии речь нечеткая, смазанная, «каша во рту»
3) стертая дизартрия – все симптомы выражены не ярко, сглажены
По локализации поражения: бульбарная (голос становится слабым, назализованным, в речи не реализуются звонкие звуки, речь невнятная, нечеткая, замедленная, лицо анамично), псевдобульбарная (легкая – медленные, недостаточно точные движения языка, губ, средняя – самая распространенная, речь невнятная, смазанная, тихая, ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, движения языка ограничены) и тяжелая – анартрия (у ребенка отвисает нижняя челюсть, рот постоянно открыт, язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ ограничены), мозжечковая (рубленая речь, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков, в чистом виде встречается редко), корковая (трудно распознается, напоминает моторную алалию, т.к. прежде всего нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов, но не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную позу, их затрудняет переход от одного звука к другому), подкорковая (нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза – насильственные непроизвольные движения в области артикуляционной и мимической мускулатуры, ребенок может правильно произносить отдельные звуки, слова и короткие фразы, особенно в игре, и через мгновение он не оказывается не в состоянии произнести ни звука – возникает спазм, язык становится напряженным, голос прерывается)
7.2 Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. . Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.2. пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)4. Теневой, пальчиковый театр.5. Упражнения в обводе контуров предметов. 6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами. . Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.Домашние дела: Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи.Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
Информация о работе Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"