Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:33, шпаргалка
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.
21.(1)Особенносги коррекционной р-ты при недавно возникшем заинканнк. Профилактика заикании.
Устранять этот дефект речи следует сразу же, как только он проявится. Иначе 3-ние закрепится и станет стойким Кроме того недавно возникшее заикание устраняется легче и быстрее.1. Установить связь с родителями, выяснить причины возникшего 3-ния, постараться устранить их: направить к нев-логу, давать рек-иин: дома у р-ка долж..быть. создана спокойная, доброжелательная
атмосфера, т.к.
излишние волнения вредны для его
н.с. Категоричесхиисключить наказания,запугивания,
упреки,долгие, резкие нравоучения. Не
злоупотреблять эмоционально-зрелищ-
Начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер.На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К1 г. 6 мес. - 10-15 слов; к концу 2-го г.:...- 300 слов к 3 Г.-около 1000 слов К началу 3-го г. жизни У ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом - примит-ыми фразами без согласования Далее постепенно появляются эл-ты согласования и соподчинения слов предложении. К 2 . г. дети практически овладевают навыками употребления форм ел, и ми. числа имен сущ,-х, времени лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможностн. З-й этап - дошкольный (от 3 до 7 лет). У больш-ва д-й еще отмечается не-правидьн звукопроизношенне .. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих; сонорных звуков рил, реже дефекты смягчения, озвончения и йотации. Все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением. Формируется фонематическое восприятие. Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь р-ка к 4-<S г. достигает 3000-4000 слов. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова. Формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Параллельно с развитием словаря идет и разлитие грамматич строя речи. Д овладевают связной речью. После 3 лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Детн4-го г. жизи польз-ся в речи простыми н сложи предложен На S г. жизни Д относительно свободно пользуются структурой сложносочин и сложноподч предложений. В 5л без дополн-х вопросов составляют пересказ из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью. Значительно улучшается фонематич. восприятие: сначала ребенок начинает дифферекц-вать гласи и согл звуки, далее - мягкие и твердые согл и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематич восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правил з\произношення и р-к говорит совсем чисто. На протяжении дшк-го п-да постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. 4-й эт.-шкодьный.
22.(1) Развитие голоса Причины наруше-й гол, класфция нару
Голос- совокупность разнообразных
по своим характеристикам звуков,возникающих
в результвате колебаний голосовых складок.
Г-с хар-ся высотой, тембром, полетностью.
Условно делится
на несколько периодов:
1-й: 6-7 лет-дошкольный
(5 нот могут брать)
2-й период: 1-13лет домутоционный (до12 нот)
3-й п-д: 13-15 летмутационный 4-й п-д: 15-17 лет послемутационный.3-й период самый сложный, особ, у мальчиков: гортань растет быстрее, чем у девоч. в 2 раза.Г-с у дошк. звонкий высокий и слабый. Причины заболевания гортани, носоглотки, легких; перенапряжения г-са, снижение слуха,; заболевания нерв..ссист, несоблюдение гигиены разговорного и певческого голоса. Нарушения: центральные и периферические.И каждое мож.быть органическим и функциональным. Органические возникают в рез-те анатомических изменений(узлы на связках) или хронических воспалительных процессов голосового аппарата. К периферическим относятся: дисфонии (расстройство Г-са), аффонии(отсутствие Г-са)Возникают при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухоли. Нарушения Г-са не влияют на формирование речевой с-мы. Сложности возникают при овладении правильным звукопроизношением. Функциональные нарушения Г-са(временные изменения в гортани):фоностения (повышенная утомляемость Г-го аппарата.
22.(2)Проведение вос-лем игр, упражнений по нормализации темпа,
ритма речи у заикающихся детей.
Заикание-это своеоб. преимущ. реактивные дискоордин.
растройства речи. Проводятся для того чтобы восстановить коммуникат. функ-и речи, избавляют от страха речи. Спос. форм-ю плавной речи, улуч. моторика,снимается двиг. скованность.Методика Рождественской , система вкл. в себя игр. упраж. по снятию тонуса 1. помахать руками как крылышками, затем бабочка.«Помыть пол». Стрях-ть. «брызг». Наклонить голову впер., назад,
направо., налево. Вращ. рук над головой. Медл. покач. руками вдоль туловища. «Кошение травы» 2.Развитие голоса: паровоз, волк у-у-у, ау-ау, жук ж-ж 3. «Речь с движением» (считалки, потешки,сказки, игры-драматизации). Реб. в такт бросает мяч: От топота,от топота, от топота копыт, пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю летит. На болоте, на лугу, стоит крынка творогу, прилетели тетери, поклевали, улетели, прилетели утки, поиграли в
удки. Считалки: Эй Иван, полезай в стакан. Отрежь лимон, и выйди вон.
23.(1) Дисграфия: определение, симптоматика, классиф-ция.Д-фия-ую частичное нарушение процесса письма, нарушающееся в стойких типичных ошибках, обусловленных, недоразвитием высших псих.ф-ций. Наруш-е возникает в рез-те общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико- грамматического. Как правило возникает у детей с ОНР 3 уровня. Это объясняется тем, что Д. недостаточно различают на слух фонемы по артикуляционным (укладу) или акустическим(как звучат) признакам. Владея ограниченным словарным запасом, р-к не понимает значения даже самых простых слов и поэт, искажает их, пропускает, заменяет. ; Недостаточная сфомированность грамматич.строя Р также приводит к пропускам, заменам, искажениям предлогов, суффиксов, окончаний. Виды дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая- возникает с нарушениями устной Р и проявл-ся в пропусках и заменах букв на письме(пишет т.к.говорит) 2Акустическая -возникает в рез-те нарушения дифф-ции фонем.Проявляется в замене букв, обознач-х фонетически близкие звуки(свистящие-шилящими; звонкие-глухими)
3. Дисг-фия на основе нарушения языкового анализа и синтеза- в основе лежит несформированность различных форм фонематического анализа( нарушение аналиа предложения на слова; слогового анализа и синтеза; нарушение фонематического анализа и синтеза.)
4. Аграматическая дисг-фия - недоразвитие грамматич. стр Речи (пропуск предлогов, неправильное употребление окончаний; пропуск значимых членов предложения)
5. ОптичесхаяД-связат с недоразвитием зрительно-пространственных ф-ций: зрительного синтеза(соединение эл-в; зрительного гнозисафаспознование); зрительного гнезиса((зрительной памяти). Т.о. на письме смешиваются зрительные образы букв,которые различаются наличием дополнительных элементов или их расположением.(Х, и Ж, И иЦ,ШиЩ,в и д).
23.2Огранизация и проведение игр, упражн. на развитие мелкой моторики.
Ребёнок сжимает резиновые, игрушки (самое лучшее - резиновый :ёжик, так как иголки воздействуют как массажер). Набирание мозаики. Сначала нужно выкл. простые фигуры дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки). Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию»,имеет смысл обыграть процесс «шнурования» например попросите реб. сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или шнуровать ботинок (шнуровка-ботинок), «волшебный поднос». На поднос тонким слоем насыть манку и проводят пальчиком реб. по крупе. Затем реб. показ., как рисовать фигуры, можно рисовать цифры и буквы.
«Разноцветные прищепки»Суть игры сост. в том, чтобы научить реб.самост. прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для реб. можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу,итолки к ёжику,дождик к тучке, травку к земле».^^ выклад. с помощью счет. папочек различ. фигурок. Желат., чтооы счет. палочки были не гладкие, а ребристые (это служит допол. «массажем для пальчиков). Трафареты, пальчиковые игры. Привести примеры. «Цветы» Наши алые цветки, раскрывают лепестки, ветерок чуть дышит, лепестки колышит,наши алые цветки, закрьшают лепестки, тихо зысыпают, головками кивают.
24.1Дислексия: определ-ие, симптом-ка, классиф-ция.
Дислексия-частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в таких типичных ошибках во время чтения, обусловленных формированностью высших психич ф-ций Наруш-е возникает в рез- общего недоразвития всех компонентов языка:фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Как правило возникает у дет-й с ОНР 3 уровня. Это объясняется тем, что Д недостаточно отличают на слух фонемы по артикуляционным (укладу) или (как звучат) признакам. Владея ограниченным словарным» запасом, р-к не понимает значения даже самых простых слов и поэт., их пропускает, заменяет. Недостаточная сфомированность грамматич.строя Р также приводит к пропускам, заменам, искажениям предлоги, суффиксы, окончаний. Виды Д-ксии: 1.Фонематическая (сформир-но предсталение о фонемах) 2.граммантическая (сам читает, но не понимает смысла) 3.неграмматическая(неправильно читает окончания, заменяет фиксы, пропускает; порядок слов)4. Оптическая (не различает буквы)
5.Мнестическая
(с большим трудом усваивает
буквы, с трудом тносит
У ребенка с
наруш.слухом отмечается нарушение
в физ.развитии-плохо
Лексические нарушения-ограниченный словарный запас, неточность употребления слов, расширение их значений, полные замены лексич.значений слов, грубые искажения звукослоговой структуры слов.
Грамматические нарушения-нарушения согласования слов в предложении, неправильное употребление падежных окончаний, пропуск предлогов, добавление лишних предлогов, замены глагольных форм, затруднения в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций.У школьников нарушение письменной речи.Коррекц.работа:
Информация о работе Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"