Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:33, шпаргалка
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.
1.
БАТТАРИЗМ-это
(парафразия)
неправильное формирование
2.
ПОЛТЕРМ-(спотыкание)-это патол
Дети с тахилалией имеют свои отличительные особенности:
• Ненормально убыстренный темп речи ( 30 звуков в сек. при норме в 12 звуков в сек.), без резких искажений фонетики и синтаксиса, речь неудержимая, стремительная, повторения, проглатывание окончаний, заминки, повторения, перестановка слогов, слов, искажение произношения, нечеткое произношение фраз.
• Неречевые нарушения: нарушение восприятия (скорость, целостность), дискоординация процессов мышления и речи, отклонение в эмоционально-волевой сфере, движения быстрые, стремительные, быстрый старт и быстрый финиш. Присутствует моторное беспокойство даже во время сна, неустойчивое внимание, повышенно переключение с объекта на объект, недостаточный объем зрит., с лухов., моторной памяти. Дети вспыльчивы.
16(2)Последовательность и содержание корр. Работы с детьми, страд. Наруш. Произношения.
Принципы устранения недостатков произн-я : 1.последовательность- работа идёт от звуков раннего генеза к Зв.позднего генеза(сложных) 2. поэтапный- подгот.,основной этап автоматизации и потом диффер-я Зв. 3.планомерность и систематичность; 4.повторение пройденного. Последовательность корр. Работы: 1. подготовит. Этап: а)осмотр речевых органов,б) проверка и развит. Реч.дыхания, в)проверка и развитие фонемат.,г) проверка и развит.артик.моторики, проведение общей артик.гимнаст. 2.Основной этап: а) спец.артиек.гимнас. б) постановка зв.можно по подражанию, с мех.помощью (соска,рука,шпатель,спичка) смешанный способ, в)автом-я Зв.-проводится с помощью игр на изолир. звук, слоговые игры, закреп. звука в словах (лото, пред. картинки. исключ. звуки близкие по звуч. и по произнош. г) закреп.звука во фраз. речи игры на звук. анализ слова, чтение, чистоговорки, скороговор. Речевой мат-л должен исключ. звуки близкие по артикуляции.
18.(1) ЗАИКАНИЕ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. СИПТОМАТИКА.
Заикание является дискоординационным судорожным
нарушением речи. Клинические проявления
заикания сводятся к расстройствам плавности,
слитности речи, темпо-ритмической организации.
Они имеют форму специфических запинок,
обусловленных судорожным состоянием
мышц речевого аппарата.
Кроме того, для заикания важным является
нарушение коммуникации, что приводит
к психогенному изменению личности больного.
Заикание встречается у 2 - 4% лиц детского
возраста, чаще страдают мальчики. Возникает заикание чаще в возрасте 2 - 5 лет, в период
становления речи. В возникновении заикания
играют роль экзогенные, эндогенные и
социальные факторы. Определенную роль
играет личностная предрасположенность.
Заикание может иметь как острое психогенно-реактивное,
так и постепенное начало. Внешним симптомом заикания являются тонические, или клонические
судороги, возникающие в органах речи
больного. В зависимости от локализации
судорог различают артикуляторную, голосовую
и дыхательную формы заикания. При заикании могут иметь место насильственные
движения чаще в области мышц лица. Затруднения
в речевой моторике могут сопровождаться
сопутствующими движениями (постукивание,
подергивание головой, корпусом и т.д.).
Отмечается общее напряжение, скованность
движений, двигательное беспокойство
т.п. В дальнейшем у заикающихся формируются психические особенности,
проявляющиеся в страхе речи, сложностях
общения, патологической фиксации на речевом
дефекте.
Страх речи, как правило, не зависит от
тяжести заикания, а является индивидуальной
патологической эмоциональной реакцией
пациента на дефект речи. Фиксированность на дефекте
является одним из основных факторов,
усиливающим его.
Различают три степени тяжести: легкую,
среднюю, тяжелую, или, как вариант, легкую,
умеренную и высокую. Степень тяжести заикания оценивается не только по степени
проявления речевого дефекта, но и в зависимости
от степени выраженности страха речи,
фиксации на дефекте, приводящих к нарушению
коммуникативной функции речи и социальной адаптации. По
течению заикания выделяют: постепенное,
волнообразное, рецидивирующее.
Причины заикания могут быть предрасполагающие (почва) – невропатическая отягощенность родителей (пьющие) или самого ребенка (ночные страхи, повышенная раздражительность, напряженность недостаточность психомоторики и ритма). Могут быть производящие (толчки) – анатомо-физиологические (заболевание энцефалитом, родовые травмы, органические нарушения мозга, истощение и переутомление н.с. в результате интоксикаций, заболеваний корью, рахитом, коклюшем) и социально-психологические причины (испуг, страх, обострение эмоциональной напряженности, длительно действующая психическая травма, неправильное формирование речи в детстве, подражание заикающемуся взрослому)
Симптоматика речевая - уже в раннем возрасте обнаруживается задержка речевого развития, расстройство динамической стороны речи. Нарушение звукопроизношения различного генеза, элементы недоразвития речи, иногда несформированность всей речевой функциональной системы. Неречевая симптоматика заикание влияет в большой степени на общительность детей:1.дети замкнуты, стеснительны, могут иногда проявлять агрессию, они остро чувствуют свой речевой недостаток.
2.дети могут быть пассивными, заторможенными.
3.наблюдается
неустойчивость внимания.4. с появлением
заикания усугубляется
18(2) Методика" проведения спец. артикуляционной гимнастики для постановки звука (р)
Комплекс № 4 (Фомичева) 1 .Упраж. на подъем языка -подъем языка на верх, губу -подтягивание языка к носу , -пересчитать зубы кончиком языка
2. самомассаж языка3. лошадка (улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка(как лошадка))4. болтушка с голосом5.вкусное варенье(слегка приоткрыть рот и широким перед, краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону) 6.Качели (улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (внут. cтop.) и удерживать в так. Полож. под счет от одного до пяти. Потом поднять шир. язык за верх, зубы (внут.стор.)и удерж под счет от одного до пяти Пооч. менять положение языка 4-браз.7.круговые движения языка между зубами (как после орехов) с задержкой кончика языка на нёбе.
8. прищелкивание кончика языка(акт сосания)
9. да-да-да, ды-ды-ды
19.(1)ОСОБЕННОСТИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ.
Заикание
является дискоординационным судорожным
нарушением речи. Клинические проявления
заикания сводятся к расстройствам плавности,
слитности речи, темпо-ритмической организации.
Они имеют форму специфических запинок,
обусловленных судорожным состоянием
мышц речевого аппарата.
Кроме того, для заикания важным является
нарушение коммуникации, что приводит
к психогенному изменению личности больного.
Заикание встречается у 2 - 4% лиц детского
возраста, чаще страдают мальчики. Возникает заикание чаще в возрасте 2 - 5 лет, в период
становления речи. В возникновении заикания
играют роль экзогенные, эндогенные и
социальные факторы. Определенную роль
играет личностная предрасположенность.
Заикание может иметь как острое психогенно-реактивное,
так и постепенное начало. Внешним симптомом заикания являются тонические, или клонические
судороги, возникающие в органах речи
больного. В зависимости от локализации
судорог различают артикуляторную, голосовую
и дыхательную формы заикания. При заикании могут иметь место насильственные
движения чаще в области мышц лица. Затруднения
в речевой моторике могут сопровождаться
сопутствующими движениями (постукивание,
подергивание головой, корпусом и т.д.).
Отмечается общее напряжение, скованность
движений, двигательное беспокойство
т.п. В дальнейшем у заикающихся формируются психические особенности,
проявляющиеся в страхе речи, сложностях
общения, патологической фиксации на речевом
дефекте.
Страх речи, как правило, не зависит от
тяжести заикания, а является индивидуальной
патологической эмоциональной реакцией
пациента на дефект речи. Фиксированность на дефекте
является одним из основных факторов,
усиливающим его.
Различают три степени тяжести: легкую,
среднюю, тяжелую, или, как вариант, легкую,
умеренную и высокую. Степень тяжести заикания оценивается не только по степени
проявления речевого дефекта, но и в зависимости
от степени выраженности страха речи,
фиксации на дефекте, приводящих к нарушению
коммуникативной функции речи и социальной адаптации. По
течению заикания выделяют: постепенное,
волнообразное, рецидивирующее.
Выделяют четыре групп заикающихся детей:
1. Дети с преимущественно клоническим или клоно-тоническим заиканием средней и тяжелой степени. Они возбудимые, шумные, общительные. Свой речевой дефект заменяют высокой двигательной активностью., они лидируют во всех видах деятельности.2. Легкая и средняя степень клонической формы заикания: дети общительны, собраны, дисциплинированы, охотно вступают в общие игры.3. Дети с клоническим или клоно-тоническим заиканием легкой и средней степени: малообщительны, не умеют самостоятельно играть, не участвуют в коллективных играх, нерешительны, с выраженной затормоторженностью.4.Дети с тоническим заиканием- тяжелой или средней степени. Они молчаливы, застенчевы, боязливы, заторможены, они склонны к негативным проявлениям.
В целом для заикающихся детей показательна несформнрованность навыка коллективного общения, что вытекает из недоразвития общественного поведения. Дети имеют трудности в усвоении различных форм общественного поведения, в их сообществе не проявляется, соответствующая возрасту игровая активность. Эти дети отличаются бедностью игровых замыслов, информированностью игровых умений. Иногда вовлечение детей в коллективную деятельность встречает пассивное или активное сопратнвленне с их стороны. Характерное для дошкольников качество - подражательность- у большинства заикающихся детей развито недостаточно. Дети с неустойчивым вниманием плохо воспринимают образец, дети пассивные, заторможенные -нерешительно приступают к выполнению задания. Для детей заикающихся очень важны музыкальные занятия они способствуют развитию речевого дыхания, чувства ритма и темпа. Нельзя заик-его ребенка спрашивать первым на занятиях. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
19.(2)Методика проведения спец. артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков (ш, ж, ч, щ).
Работа нач. попровед. артик/гимн. (комплекс № 2 Фомичева),
осн. упражн. по Хватцеву
1 .улыбочка
2.трубочка
3 .улыбочка+трубочка
4.на подъем языка: язык широкий
5. язык потянуть к носу как можно выше
6. облизывание языком губ кончиком влево-вправо 7.сосчиттъ верхние зубы кончиком языка
8.самомассаж языка зубами (пожевать)
9. фокус-сдувание бумажки с кончика носа
10. чашечка вне рта
11. чашечка внутри рта.
Постановка звука «ш»
1.от чашечки (чашечка внутри рта, сильно подуть на кончик
языка)
2. постановка от звука «с» реб. произ. звук «с» и постепенно поднимать кончик языка за верхние резцы подводим шпатель под перед, край языка и поднимаем кончик языка вверх)
Звук «ж» -использ.
те же приемы, ставится от звука «з».Звук «щ»- ставится от звука
«с».Звук «ч» -произн. ать-ать-ать. Нижняя
артикуляция, и в это время подложить шпатель
под передний край языка, поднять его за
верхние резцы, слегка вытянуть.
20..1 Комплексный метод преодоления заикания. Теоретически и практически доказано, что полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь-только при условии применения комплексного метода.
Комплексное воздействие на заикающегося складывается из следующих направлений:
1. Медицинское
воздействие
2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы), которое состоит в том, что ребенка постоянно убеждают, что он может и должен говорить без заикания; фиксируют его внимание на успехах в этом направлении, обязательно в присутствии сверстников, воспитателей или родителей.
3- Логопедическое воздействие, осуществляемое на протяжении длительного (8-9 мес.), регулярного, систематического курса занятий. Основной целью занятий является воспитание навыков правильной, свободной от заикания речи, начиная с самых легких ее форм; не вызывающих запинок, и кончая сложными, в любых жизненных условиях.
4. Логопедическая ритмика. Состоит из системы разнообразных упражнений и игр. с движениями под музыку или в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры способствуют развитию общей и речевой моторики, развивают координацию движений, умение управлять собой, включаться в деятельность по сигналу, воспитывают чувство ритма. Они призваны также снимать общую скованность, напряжение. Большое внимание при этом уделяется развитию внимания у детей.
5. Воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоциональноволевую сферу. Осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы. Педагоги, воспитатели, родители должны воспитывать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него; постоянно поддерживать сознание успеха на каждом этапе занятий и убеждение, что в конце концов успех будет полным.
Большое значение
для успешного преодоления
Отношение к детям должно быть ровным, ласковым, без порицаний. Малейшие успехи должны тут же поощряться.
Важную роль играют также правильное соблюдение общего и речевого режима, рациональное питание, обязательный дневной сон, продолжительные прогулки на воздухе, закаливание.
Логопедические
занятия должны быть согласованы
с требованиями программ воспитания
и обучения детей дошкольного
или школьного возраста (прежде всего
с обучением родному языку). Связь речевых
упражнений с общеобразовательными занятиями
подготовит их к тому, как надо говорить
правильно в разных условиях, облегчит
им возможность постепенного переноса
новых речевых навыков в свою деятельность.
В логопедических занятиях должна быть
предусмотрена необходимость тренировки
правильной речи и поведения у заикающихся
детей в разнообразных условиях: в логопедическом
кабинете и вне его, в разных жизненных
ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых
людей и т. д. С этой целью используются
дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые
и творческие игры, экскурсии и т. д.
На логопедических занятиях ребенок должен
научиться всегда говорить без заикания.
На речевых занятиях ребенок должен постоянно
убеждаться в том, что может говорить хорошо.
Нужно подбирать для него речевые упражнения
так, чтобы они были доступны для свободного
проговаривания. Для этого логопеду нужно
очень хорошо знать речевые возможности
ребенка и в целом систему последовательного,
постепенного усложнения занятий.
На логопедических занятиях
с заикающимися постоянно должны присутствовать
образцы правильной речи: самого логопеда,
успешно занимающихся детей, магнитофонные
записи мастеров художественного слова,
демонстрационные выступления ранее закончивших
курс логопедических занятий и т. д.
Качество формирования у заикающихся
плавной речи во многом обусловливается
формой построения логопедических занятий. Рассмотрим структуру и особенности
содержания логопедических занятий с заикающимися
детьми на разных этапах коррекционного
воздействия.
Логопедическое занятие состоит из следующих
структурных частей: подготовительной,
основной и заключительной. Подготовительная
часть содержит упражнения, включающие
элементы организации детского коллектива,
беседы психотерапевтического характера,
речевые зарядки, повторение и закрепление
пройденного на предыдущем занятии речевого
материала. Основная часть занятия содержит
какой-то новый вид речевых упражнений или новые условия, в которых
они проводятся. В заключении занятия
логопед дает тренировочные упражнения
для закрепления нового материала, а также
подводит итоги работы детей на занятии,
обращает внимание на их достижения и
успехи на этом занятии, дает советы и
задания для закрепления этих достижений
вне логопедических занятий.
20(2) Распределение функциональных обязанностей между вос-лем и логопедом.
1.Обследование реб.- воспит.- обследует лексику,обобщающие понятия, правильность построения фразы, связную речь, общий уровень представлений об окружающим. Логопед- обслед.понимание речи, состояние голоса,дыхания,звукопроизнош., слоговую структуру, фонематические прдставл., грамотич.строй, словообразование и словоизменение. Они обмениваются сведениями.2.Общие речевые навыки- воспит.- выполняет задания логопеда. Логопед- постановка речевого дыхания, работа над мягкой атакой голоса, артикуляционная гимнастика, массаж речевых органов.3.Развитие фонематического слуха-воспит.- закрепляет умения логопеда. Логопад – начинает и осуществляет работу.4.Граматика,лексика- воспит.- начинает работу, объясняет,обогащает, уточняет, расширяет словарь детей. Логопед- проводит игры на формирование грамматического строя на основе отработанной лексики. Когда тема усвоена начинает работу логопед.5.Связная речь-воспит.- на базе подготовительной логопедом продолжает развивать связную речь:проводит занятие по пересказу по составлению рассказов. Логопед- формирует основу связной речи,отрабатывае согласование с глаголами, прелагательными, существительными;работает над словообразованием, распространением предложений.6.Мелкая моторика- воспит.- начинает с формирования навыков самообслуживания, включает работу со шнуровкой, застёжкой, с мазайкой, обводка, рисование,раскраски, лепка. Логопед-массаж кисти рук,самомассаж, проводит ритмические движения рук, элементы печатания рук.7.Индивидуальные задания- воспит.- выполняет с детьми задания по тетради, а дома выполняют родители. Логопед-ставит звук и даёт индивидуальные задания в рабочей тетради. 8.Подгрупповые и фронтальные занятия- воспит.- проводит речевые занятия,но к обычным целям проводит коррекционные. Логопед- даёт материал для логопедических пятиминуток. 9.Звукопостановка- воспит.- следит за правильным поставленным звуком в режимных моментах и на занятиях, выполняет задания логопеда. Логопед – ставит звуки, автоматизирует звуки в словах, слогах и начинает работать по дифферетацией звуков.10.Подготовка детей к грамоте в школу. Данную работу проводит только логопед.
Информация о работе Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"