Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:33, шпаргалка
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.
Охрана слуха ребенка:
1.Соблюденеи фона тишины в группе.
2.Профилактика
простудных заболеваний,
3.Соблюдение санитарных норм.
25(1) Профилактика голосовых расстройств, методика, восстановления голоса.
Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звукав, которые возникают в результате колебания голосовых связок. Голос характеризуется силой, высотой, тембром, полетностью.
Нарушения голоса у детей и подростков оказывают существенное влияние на их общее и речевое развитие. Нарушения могут быть органические и функциональные. Функциональные связаны с временными изменениями в гортани (причины: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания, влияние психологических факторов), поэтому в процессе занятий нормально звучащий голос восстанавливается. А при органических наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых связок, в процессе логопедических занятий восстанавливается коммуникативная функция голоса, но качество голоса отличается от нормы.
Функциональные нарушения голоса у детей встречаются реже чем у взрослых.
У детей наиболее распространенным нарушением считается дисфония (расстройство голоса), возникает из-за перенапряжения голоса, у детей которые любят громко говорить, кричать. Еще может быть афония (отсутствие голоса) и фоностения (повышенная утомляемость голосового аппарата).
Профилактика: -не форсировать голос( не петь в несвойственном диапазоне);-закаливание организма, (горло полоскать морской солью);-овладение диафрагмальным дыханием и мягкой атакой голосоподачи;-исключить курение; -горячая и холодная пища недопустима;-если есть возможность использовать возможномть постановку речевого голоса.Восстановление Г начинать как можно раньше(. более эффективно в возрасте 3-4' лет.). Для полного восстан-ния Г требуется 3-4 месяца. Для всех форм существуют общие этапы коррекционной р-ты: 1. Рациональная психотерапия 2. Коррекция физиологического и фоноционного дыхания 3. Тренировка киносгезий(оптущении, чувств) и координация голосового аппарата фонопедическими упражнениями. 4. Автоматизация восстановительной фонации(голосоподачи).
Начальным звеном всегда является психотерапевтическая беседа, основная цель которой - убедить ребенка в возможности восстановления голоса, установить с ним контакт, включить его в активную работу, разъяснив цели и задачи коррекции. Далее проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, лечебная физкультура. В начальном цикле занятии используют несложные артикуляционные упражнения (гимнастика языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба, кашлевые движения, «мычание» и пр.). Одновременно тренируют длительное произнесение гласных звуков, фрикативных согласных (ф, С, Ш, х, в, з, эк), затем глухих и звонких взрывных (а, Т, к, б, д, г) Голос рекомендуется вызывать путем произнесения звука м и слога МУ, затем МУМ. Основное содержание следующего периода - автоматизация полученного голоса путем произнесения слогов, фраз и отработка высоты, силы, модуляции голоса. Большую роль при этом играют вокальные упражнения, которые начинают с гласного звука у. Заключительный этап -введение вызванного голоса в повседневное речевое общение.
25.(2)Содержание коррекционой р-ты при нарушен письмен речи.
Между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. Основные направления логопедич. р-ты:
1. Развитие фонематического восприятия. Диффер-цяя звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи. Формирование фонематического восприятия проводится с обязательным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется и работа над звукопроизношением.
2. Работа над звукопроизношением Необх.устранить все недостатки в произношении фонем(искажения, замены, отсутствия звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Проводится на материале правильно произносимых детьми звуков. Основными видами этой работы являются: а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. б) дописывание недостающих букв, слогов; в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются"' односложные слова, в другой двусложные и т. д.);г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т. д.
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обычно этот этап начинают с того, что учат детей разным способам образования новых слов (с помощью разных приставок от одной глагольной формы – ушел, пришел, зашел, с помощью одной приставки от разных глагольных форм – пришел, принес, прилетел, прибежал). Другой вид словарной работы - подбор однокоренных слов, у ребенка резко улучшается правописание безударных гласных, облегчает подбор проверочных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса. 5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок. 6. Развитие связной речи, как устной, так и письменной.
Занятия по устранению недостатков письма проводятся на протяжении всего учебного года. Необходимым условием их эффективности, является развитие письменной и устной речи.
Информация о работе Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"