Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:33, шпаргалка
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие
красивые разноцветные бабочки!
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
14.1 НАРУШЕНИЕ
ТЕМПА РЕЧИ. Виды нарушения, их
характеристика.
К нарушениям темпа речи относятся: Брадилалия и тахилалия. Брадилалия-это патологически замедленный темп речи. Это может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдается в клинике некоторых форм псих.заболеваний: при алигофрении, при последствии ч. мозговых травм, при опухолях гол. мозга, как самостоятельная форма встречается у лиц флегматичных, вялых. Речевая характеристика:
1.
Омечается замедленность
2. замедленность чтения и письма.
3.
наблюдается нозальный-носовой
4. монотонность голоса.
5. дети растягивают слоги на гласных звуках, с большими паузами, смазывают артикуляцию.
Неречевая симптоматика:
1. нарушена общая моторика, тонкая моторика пальцев, нарушение мимических мышц.
2. вялые движения, не достаточно координированные.
3.
наблюдается моторная
Тахилалия-это патологически ускоренный темп речи. Главным звеном ее является результат расстройства темпа внешней и внутренней речи, за счет преобладания процесса возбуждения. В.М. Бехтерев считал, что ускорение речи связано с устранением тормозящих влияний, которые осуществляет мозжечок с одной стороны, а также с ослаблением тормозных процессов играющих роль в каждом движении при котором сокращение одной группы мышц, сменяется сокращении другой группы. Дети с тахилалией имеют свои отличительные особенности:
• Ненормально убыстренный темп речи ( 30 звуков в сек. при норме в 12 звуков в сек.), без резких искажений фонетики и синтаксиса, речь неудержимая, стремительная, повторения, проглатывание окончаний, заминки, повторения, перестановка слогов, слов, искажение произношения, нечеткое произношение фраз.
• Неречевые нарушения: нарушение восприятия (скорость, целостность), дискоординация процессов мышления и речи, отклонение в эмоционально-волевой сфере, движения быстрые, стремительные, быстрый старт и быстрый финиш. Присутствует моторное беспокойство даже во время сна, неустойчивое внимание, повышенно переключение с объекта на объект, недостаточный объем зрит., с лухов., моторной памяти. Дети вспыльчивы.
Классификация тахилалии:
1.
БАТТАРИЗМ-это
(парафразия)
неправильное формирование
2. ПОЛТЕРМ-(спотыкание)-это патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи не судорожного характера. При полтерне наблюдаются нарушения общей и мелкой моторики.
14.2 Артикуляционная гимнастика:
1. Для
нижней челюсти: имитировать
2. Для
губ и щек: выполнять
3. Для языка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка».
4. Для мягкого нёба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке.
Упражнения на дыхание:
1. Выполнить
комплекс упражнений
2. Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками; рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака); вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем — через левый.
Постановка звука [п]
1. По подражанию.
Логопед показывает ребенку и объясняет артикуляционный уклад. Потом спрашивает: «Как пыхтит каша?» Ребенок отвечает: «П-п-п...»
2. Механическим способом.
Произносить звук [ф], указательным пальцем, расположенным горизонтально под нижней губой, похлопывать губы.
15.(1) ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С БРАДИЛАЛИЕЙ.
Брадилалия-это патологически замедленный темп речи. Это может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдается в клинике некоторых форм псих.заболеваний: при алигофрении, при последствии ч. мозговых травм, при опухолях гол. мозга, как самостоятельная форма встречается у лиц флегматичных, вялых. Речевая характеристика:
1.
Омечается замедленность
2. замедленность чтения и письма.
3.
наблюдается нозальный-носовой
4. монотонность голоса.
5. дети растягивают слоги на гласных звуках, с большими паузами, смазывают артикуляцию.
Неречевая симптоматика:
1.
нарушена общая моторика, тонкая
моторика пальцев, нарушение
2. вялые движения, не достаточно координированные.
3.
наблюдается моторная
Дети с брадилалией
имеют такие отличительные особенности:Монотонность
речи, нозальный оттенок при произношении,
внутренняя и внешняя речь замедленны,
дети растягивают слоги на гласных, делают
большие паузы, артикуляция смазанна.
Замедленность чтения и письма.
Неречевые нарушения: нарушение общей и тонкой
моторики, вялые движения - не скоординированные,
моторная неловкость,
не умение пользоваться пальцами(не
гнутся), нарушение ритма
общих движений,медленное переключени
15(2)Организация
н проведение вос-лем игр н
упраж-лю развитию речевого и
фонем, слуха.
В работе над звуком необх. форм-ть, развивать и соверш-ть восприятие данного звука в единстве с навыками фонемах анализа и синтез».
1 Уровень работы слуховой. Детей учат выделять звук, опред. его место в слоге, слове. Лети узнают звук, но не пронзи, сигнилиз. о выполн., задание условным знаком. Сущ., пять ступеней форм-щих
фонемах восприятие, простые формы анализа, предст. на слух. уровне.
а)опред, наличия иди отсут. какого-либо звука в ряду звуков, слогов, слов и его места;б)отработка реакции на звук в) использ. граф. письма г) опред: слов с указ. Звуком; д)развитие представ. по картинкам(найти картинки, начин, на данный звук).Параллельно идет постановка звука и выраб. автоматизма при его произнесении.2. Уровень с подключ. собсгв. Произношения Совер-ся фонемах представ. Реб может, выполняя задания вызывать или не называть звук. На 2 уровне еще 2 ступени е) придумать слово с указ. звуком на 12З месте ж) качать осваивать сложные формы фонем, анализа
3. Слухопроизносит. Работа идет с контрастными звуками, смешиваем (з-ж). Сначала на базе чужой речи, затем ан основе собст. произнош. реб. Цель работы: разв. предст. о звуке в начале, конце и середине слова в плане анализа.Связать звук с фонемой, фонему с графемой
Игры: «Крайние звуки» Цель: разв. фонем, предст., простые формы фонем анализа. Мат-л: пред. картинки по лекал, темам. Ход: картинки на столах, взр. произ. слово на зад, звук, дети выбир. картинки «Дежурный звук» Цель : разв. фонем, пред. Мат-д:
фанты Ход: взр. произ. звук, каждый должен призн. слово. Если не придумал- не получ. фант. «Следи за словом» Мат-д предм. картинки-«горошина», «лужа», «иголочка»Ход:каждый получ. неск. картинок одного вида, взр. чит. текст, в кот. звучат назв.предметов необ. на карт. Услышав отдает картинку. Кто первый отдал-победил.Горошина, горошина, какая ты хорошая, какая ты хорошая, зеленая горошина. Я по луже, я по луже, я ищу, где лужа уже, я искал, нашел едва, я нашел где лужа уже, и теперь лежу простужен. Иголочка, иголочка, дружить с тобой непросто, иголочка,иголочка, уж кончик острый, иголочка, иголочка, не коля мне пальчик, иголочка,иголочка, сшей мне сарафанчик.
«Конец слова за тобой» Цель: та же Мат-л: звуковая линейка Ход: детям предл. Начало слова, они должны догов, и показать на линейке скол, звуков в слове (мебель,транспорт, фрукты, овощи)
Красный, белый» Цель: иахож. звука в сл., воспр. на слух. Ход: детям по 2 кружка(белый, красный). Вслуш. в слова и опред. в каком слове есть задан. звук(есть-красн.круг, нет-бел).
Развитие речевого слуха
Игры: «Угадай чей голосок» Цель: опред, товар, по голосу, развитие корд, движ Ход:Мы немножко порезвились, по местам все разнес, ты загадку отгадай, кто позвал тебя,узнан. «Улиточка» Цель: та же Ход: водящий в середину круга, хоровод, Улиточка,улиточка, высуни рога, дам тебе я сахара, кусочек пирога, угадай, кто я? «Хлопки»Цель: разв. слух, вним., колич. предст. Ход: дети сидят по кругу, пел, говорит, что он будет счет, до S-Нужно сделать хлопок Два-три раза прав., затем нач. ошибаться. Детисделав, ошибку-выход, «Запомни слова» Цель: накоп. словаря Ход: вед. назыв. 5-6 слов, играющий повтор, в том же порядке. Кто забыл или ошибка выбывает.
17(1).МЕТ0ДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ БРАДИЛАЛИИ.
Брадилалия-это патологически замедленный темп речи. Это может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдается в клинике некоторых форм псих.заболеваний: при алигофрении, при последствии ч. мозговых травм, при опухолях гол. мозга, как самостоятельная форма встречается у лиц флегматичных, вялых. Речевая характеристика:
1.
Омечается замедленность
2. замедленность чтения и письма.
3.
наблюдается нозальный-носовой
4. монотонность голоса.
5. дети растягивают слоги на гласных звуках, с большими паузами, смазывают артикуляцию.
1. речевые упражнения: они включают в себя произношение материала различной сложности (слоги, слова, короткие фразы, скороговорки) с постепенным ускорением темпа речи.
2. приемы работы:
• чтение слогов, слов, фраз сначало вместе со взрослым.
• Затем самостоятельно
• Под метроном с постепенным ускорением
• Слушание и воспроизведение материала под магнитофон.
• Заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевые особенности различных персонажей.
• Обязательно! Проведение занятий по логоритмике.
17.(2)Нарушения слуха. Особенности речи Д-й с недостатками слуха. Глухота- наиб, резкая степень поражения слуха, при кот-й разборчивое восприятие речи становится невозможным.Г-та м.б. врожденной и приобретённой.Врожденная встречается реже.Её причины: 1 Неправильное развит слухового органа во внутриутробный п-д(влиян наследственного фактора);2) рез-т возде-я вредных факторов в п-д берем-ти Приобретённая яв-ся рез-м воспалительных процессов во внутрен ухе и слуховом нерве при различных заболеван-х(менинг,корь, ска, грнп, Тугоухость-поражси слуха, при кот-м возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха.По классиф-ции Преображенского Туг-ть быват: лёгкая, умкренная, значительная, тяжёлая. Причины Туг-ти: инфекцнон.заболев-я, врожден аномалии, хронич забол-я носа и носоглотки.
Снижение слуха влияет на речъ:1.Запас слов становится ограниченным, неточно употребляют слова.2.В грамматич строе нарушения: падежные окончан, неправил использ-ся предлоги, приставки; могут искажать струк-ру слоап;нарушается з\произношен(замена, смешение, искажениедефекты смягчения и озвонча-я ). Хар-на общая смазанность, , обеднённость интонации.Голос глухой, речь замедленная.коррек-я р-та направлена на усиление громкости разговорной речи: сажать за 1-е столы., приучать слушать в-ля, смотреть на губы, развивать понимание речи, расширять лексику, формир-ть грамматич стр зшроизношения, проводят игры на развит слух-го вниман, слух восприятие, речевогослуха, фонематич-го слуха. Прфипактика: оберегать мать во вр берем, держать уши Р-ка в чистоте, предупреждать воспалит процессы в орг-х слуха,избегать травм, соблюдать фон тишины в группе.
16.(1) ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ТАХИЛАЛИЕЙ.
Тахилалия-это патологически ускоренный темп речи. Главным звеном ее является результат расстройства темпа внешней и внутренней речи, за счет преобладания процесса возбуждения. В.М. Бехтерев считал, что ускорение речи связано с устранением тормозящих влияний, которые осуществляет мозжечок с одной стороны, а также с ослаблением тормозных процессов играющих роль в каждом движении при котором сокращение одной группы мышц, сменяется сокращении другой группы. Классификация тахилалии:
Информация о работе Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"