Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:33, шпаргалка
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.
Постановка Зв Ц:1)Кончик яз упирается в нижние зубы и произносится многократно Зв Т-нижняя артикудяция.В момент произношения на кончик яз нажимом шпателя отодвигать его в глубь рта,2)Отодвигать губы в стороны в момент произношения Зв Т-нижняя артикуляцйяЛри этом образуется цель и в след за Т звучит Ц.З)Последовательно произносить Зв АТ,С-А,Т,С с возрастающим ускорением.
- У Сени и
Сани в сенях сом с усами.
- У осы не усы, не усища, а усики.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб,
все в сугроб
- По семеро в сани уселись сами
- Свиристель свиристит свирелью.
- Около колодца кольцо не найдется.
- Из кузова в кузов шла перегрузка
арбузов.
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился
кузов
11.(1) ОНР.
Этиология. Патогенез,
ОНР-это форма речевой аномалии, при которой нарушаются все компоненты: лексики, грамматики, строя речи, фонетики, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени; от полн. отсутствия речевых средств общения, до связной речи с отдельными элементами фонетического и лексикограмматического недоразвития. ОНР может проявляться в разной степени, поэтому выделяют три уровня:
I Уровень: характеризуется отсencndbtv рчи (так называемые безречевые дети) активный словарь не сформирован, состоит из звукоподражаний и лепетных слов, высказывания сопровождаются жестами, мимикой, заменяют названия предметов названиями действий и наоборот, пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен, дети не понимают категории числа сущ, глагола, рода, падежа, времени, не сформировано звукопроизношение, фонематическое развитие в зажаточном состоянии. Для 1 гр характерны несформированность зрительного, слухового внимания, памяти, работоспособность низкая. 2. Уровень: д-ти владеют обиходным словом, пользуются простыми фразами, не могут употреблять местоимения, предлоги., отсутствует связ. речь, запас слов не соответствует возрасту, грубые ошибки: смешение падеж, форм, не согласованы глаголы с существ., ошибки в употр. Числа, рода сущ-х, не согласов. прилагательных с сущ-ми. не используют союзы, предлоги, предлож. из 2-3 слов, нарушено произношение твердых зв-в, звонких и глухих, шипящих и свистящих. Не сформир-но фонематическое восприят д-ти не различают близкие на слух звуки. . 3 Уровень: фразовая речь в целом сформир-на, есть только остаточные прояви, Лекснко-грамматического и фонетяко-фонематического недоразвит. Неправильное употребл. существит. и прилагат. множеств, числа в косвен. падежах. Часто д-ти плохо различают формы предметов, не могут найти овальн., прямоугольные фомы, незнание оттенков цветов, смешивают основ-е цвета. Речь смазанная, артикуляция не четкая, дефференциация мягких и твердых зв-в,согласных, звонк. и глухих.
Для детей с ОНР характерна низкая речевая активность, они не инициаторы речевого общения, у них специфическое общение, нарушены мыслительные операции: сравнение, обобщение, синтез. Низкая познавательная активность, плохо запоминают слова, быстро забывают. Нарушена мелкая и общая маторика. Движения неточные, их объём не полный.
11.2 Организация и проведение игр, упражнений по развитию голоса.Работа над голссом-фонепедия. Голос заикающегося характеризуется: захлебывающийся голос,резкий крикливый голос, тремолирующий голос.У детей отличается твердая атака голоса,изменение напряжения голоса.1)Упр.на раскрепощение мышц артикуляционного аппарата нижн. челюсти Язык находится в положении зв Н. Произносятся Зв.НА,НО,НУ челюсть медленно опускается.Далее НЕ, НИ,НЭ-Челюсть поднимается. Эти упр проводятся регулярно и раскрепощают кончик языка. 2)Отрабатывается мягкое голосоначало.Сначала А-прртяжно,затем в сочетанииАО-АУ.Затем подключаем Х-ХА,ХУ.З)Упр над усилением голоса без напряжения, (рисунок). 4)Плавность непрерывность голоса на сочетании нескольких глас-АУОЭАА и т д.5.Проиэнесение гл эй в сочетании с сонорными-Л,Р,Н (ЛА,ЛИ,ЛЫ,НА,НО,НЫ,РА,РО,РЫ) Под6ирают слова на сонорный Зв.
12(1)ОНР, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. Левина выделила три уровня речевого развития, детей с ОНР: 1 уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход. 2 уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Н-р, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”. 3 уровень речевого развития хар-ся наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. вместо “С мамой ездила в зоопарк.Причинами (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка. Основные направления логопедической работы:На 1 ур-не главные задачи: развитие понимания речи, развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний, развитие внимания и памятиНа 2- обучают умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их друг другу. В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи, доступные детям словосочетания. Предложения, составленные детьми по вопросам, объединяются в короткие рассказы и заучиваются.На 3-: дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
12.2Создание воспитателем условий в группе для коррекционной работы с заикающимися детьми. Коррекц задачи реализуются воспитателы-логопедРежимные моменты должны проходитьтак чтобы оказыв прямое или косвенное воздей на физич и псйхич здоровье ребенка,
-обязат прогулки, сон на свежем воздухе
-режим молчания
более значим(для этого индив
спокойные игры в
-Долее режим молчан только к отдельн детям (тяжелым) -правильная организация индив игры (рассредоточ по группе,количество игр и игрушек).Можно проводить х/и с пением.
В феврале-марте
2-Знед режим молчания(при
-Необход компенсировать
потребность в движ через
Занятия -в утренние
час-логопед, воспит. Вечер-фронт и
индивид(по заданию логопеда)Длительность
занят в ст. гр-1ч.сред-35мин.через
кажд15мин-физкультминутка,
друга. Научить выполнять действия без лишнего
шума, вслушиваться в реч взросл и отвечать.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения являются:
Развитие регулирующей функции речи, речевого опосредствования деятельности и овладение коммуникативно-речевыми средствами общения
13.1Алалия. Симптоматика. Классификация. Характеристика раз. форм Алалин.
Алалия-отсутствие или недоразвитие речи в следствии органич. поражения речевых зон коры головного мозга, внутриутробно или в раннем развитии реб-ка. Причины: внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикация плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг. Это системное недоразвитие речи при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическикая сторона, ликсико-граммат строй. Выделяют две формы алалии: моторная и сенсорная. Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органическогохарактера, обусловленное несформированностью языковых операций. Симптоматика моторной алалии: речевая: у ребенка полностью искаженное произношение звуков, не может найти правильную последовательность звуков в слоге, слов во фразе, не переключается с одного слова на другое, это ведет к парафазии(перестановка), персеверации(застревание на слове), что говорит о нарушении подвижности основных нервных процессов. У ребенка с моторной алалией при хорошем слухе и дост. понимании речи не развивается речь самостоятельно, она остается на уровне отдельн. звуков, слов.словарь разв. медленно, искаженно, замена слов по сложности, сходству, контрасту. Словари. Состав ограничен обиходно-бытовой тематикой, не умеет пользоваться словообразованием. Граммат. строй речи: детям трудно согласовывать слова в предложении, не используют предлоги, нет четкости в родовых и числовых окончаниях. Фраза состоит из 1-2 слов. Речь сбивчатая, непонятная, страдают причинно-следственные и временные связи. Неречевая с-ка: при моторной ал-и наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выраженности: от стертых проявлений мозговой дисфункции и единичных знаков повреждений ЦНС, до выраженных неврологических расстройств(парезов). Выявляется общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений, нарушение динамическ. и статическ. равновесия(падает) пальцы рук не сгибаются, слабые, не держат предметы. Память: ребенок не запоминает стихи, не может пересказывать. Не может выполнять команды, инструкции, зрительная память лучше. У детей с алалией наблюдается вторичная задержка умственного развития.
Сенсорная алалия – основным симптомом является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речи слухового анализатора. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком.
13.2 Организация и методика проведения игр, упражнений по развитию физиологического и речевого дыхания.Рождественская В.И. предлагала включать упр. на развитие дыхания: 1.«задуть свечу»-вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть на свечу произнося шопотом звук «ф».2«сдуть ватку с руки»3.«душистый цветок»-понюхать цветочек, вдох через нос, выдох через рот.4.«подуть на ушибленное место»5.«погреть руки»-на звук «х»
Упр.на развитие речевого дыхания голоса:
К голосовым упр.уделяется особое внимание, особенно в 1 полугодии работы, а во 2 полугодии – зарядка. Это игровые упр.на звукоподражания:
1. «как гудит паровоз» - у-у-у
2. «как шипит гусь, жук»
3. «как воет волк в лесу»
4. «звукоподражание гуся, жука, кур»
Речевые игры на координацию слова и движения:
1.В понедельник мы стирали
Пол во вторник мы помыли
В среду мы пекли калач,
А в четверг играли в мяч,
Чашки в пятницу помыли
А в субботу торт купили,
Воскресенье, воскресенье мы пошли на д.р.
2. Аист , аист длинноногий
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой
Топай левою ногой
Снова правою ногой
Снова левою ногой
Вот тогда дойдешь домой.
Рождественская предлагает также использовать в работе считалки, т.к. при произнесении каждого слова считалки ребенок дотрагивается указательным пальцем до груди играющего ребенка:
1.Жили-были 100 ребят
Все ходили в детский сад
Все садились за обед
Все съедали 100 котлет
А потом ложились спать
Начинай считать опять.
2.Шли бараны вдоль дороги
Промочили в лужи ноги
Стали ноги вытирать
Кто платочком, кто тряпицей
Кто дырявой полоницей.
3.Кады-дады нашей воды
Коров поить
Тебе водить.Также
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время
выдоха губы складываются
- во время
выдоха воздух выходит через
рот, нельзя допускать выхода
воздуха через нос (если
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха
Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Информация о работе Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"