Курс лекций по дисциплине "Физиология растений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 16:41, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Физиология растений".

Вложенные файлы: 1 файл

физиология.docx

— 242.99 Кб (Скачать файл)

 

Минеральные вещества. Такие элементы как фосфор, сера, железо, медь, марганец необходимы для дыхания, являясь составной частью ферментов или как фосфор промежуточным продуктом. При повышении концентрации солей в питательном растворе, на котором выращивают проростки, их дыхание активируется (эффект «солевого дыхания»).

 

Механическое повреждение усиливает дыхание из-за быстрого окисления фенольных и других соединений, которые выходят из поврежденных вакуолей и становятся доступными для оксидаз.

 

Изменение интенсивности дыхания в онтогенезе. У светолюбивых растений более высокая интенсивность дыхания по сравнению с теневыносливыми. Растения северных широт дышат более интенсивно, чем южные, особенно при пониженной температуре. Наиболее высока интенсивность дыхания у молодых активно растущих тканей и органов. После окончания роста дыхание листьев снижается до уровня, равного половине максимального и затем долго не меняется. При пожелтении листьев и в период, предшествующий полному созреванию плодов, у этих органов наблюдается активация синтеза этилена с последующим кратковременным усилением дыхания, которое называют климактерическим подъемом дыхания. Этилен увеличивает проницаемость мембран и гидролиз белков, что приводит к повышению содержания субстратов дыхания. Однако это дыхание не сопровождается образованием АТФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 1. РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ.

 

План

Рост и развитие растений. Их взаимосвязь. Критерии роста и развития.

Особенности роста клеток.

 

3. Этапы онтогенеза высших растений.

 

4. Теория циклического старения  и омоложения растений. Монокарпические  и поликарпические растения.

 

5. Кинетика ростовых процессов. Методы измерения роста. Влияние  факторов внешней среды на  рост растений

 

6.Дифференцировка и рост растений. Циркадные ритмы.

 

7. Физиологические основы покоя  растения.

 

Онтогенез- индивидуальное развитие организма от зиготы или вегетативного зачатка до естественной смерти.

 

Развитие – это качественные изменения в структуре и функциональной активности растения в процессе онтогенеза.

 

Рост – необратимое увеличение размеров и массы клетки, органа или всего организма.

 

Рост и развитие – неотъемлемые свойства живого организма. Растение поглощает воду и питательные вещества, аккумулирует энергию, в нем проходит реакции обмена веществ, в результате чего он растет и развивается. Рост и развитие взаимосвязаны. Однако темпы роста могут быть разными, быстрый рост может сопровождаться медленным развитием или быстрое развитие медленным ростом. Хризантема в начале лета (длинный день) быстро растет, но не зацветает, значит развивается медленно. Высеянные зимой озимые – они быстро растут, но не переходят к репродукции. Из примеров видно, что определяющие темпы роста и развития растений, различны. Критерием развития служит переход растений к воспроизведению, к репродукции.

 

Рост нельзя рассматривать как количественный признак. Рост включает и формообразовательные процессы. Критерии роста: 1) высоту и толщину (для стебля), 2) площадь листьев, стеблей, 3) массу (сырую и сухую), 4) число клеток, 5) содержание белка, 6) содержание ДНК.

 

Критерии  ,

 

2.Особенности роста  клеток. Эмбриональная фаза или митотический цикл клетки делится на два периода: собственно деление клетки (2-3 ч) и период между делениями – интерфаза (15-20 ч). Митоз – это такой способ деления клеток, при котором число хромосом удваивается, так что каждая дочерняя клетка получает набор хромосом, равный набору хромосом материнской клетки. В зависимости от биохимических особенностей различают следующие этапы интерфазы: пресинтетический – G1 (от англ. gap – интервал), синтетический - S и премитотический - G2. В течение этапа G1 синтезируются нуклеотиды и ферменты, необходимые для синтеза ДНК. Происходит синтез РНК. В синтетический период происходит удвоение ДНК и образование гистонов.  На этапе G2 продолжается синтез РНК и белков. Репликация митохондриальной и пластидной ДНК происходит на протяжении всей интерфазы.

 

Фаза растяжения характеризуется.

 

1. Прекратившие деление клетки  переходят к росту растяжением. Под действием ауксина активируется  транспорт Н+ в клеточную стенку, она разрыхляется, ее упругость  повышается за счет дополнительного  поступления воды в клетку.

 

2. Происходит рост клеточной  стенки из-за включения в ее  состав пектиновых веществ и  целлюлозы.

 

3. Увеличение размеров растущей  клетки происходит за счет  образования большой центральной  вакуоли и формирования органелл  цитоплазмы.

 

4. В конце фазы растяжения  усиливается лигнификация клеточных  стенок,  накапливаются ингибиторы  роста, повышается активность оксидазы  ИУК, снижающей содержание ауксина  в клетке.

 

Фаза дифференцировки клетки.

 

Возникновение качественных различий между клетками, тканями и органами получило название дифференцировки.

Меняется форма, внутренняя и внешняя структура клетки.

При дифференцировке: проявляются различия в химическом составе, морфологических особенностях.

Значительно увеличивается количество и структура митохондрий, особенно пластид, обилие и локализация ЭПС.

Видоизменяются клетки проводящей системы. При дифференциации члеников ситовидных трубок большинство органелл разрушается.

В сосудах ксилемы почти полностью разрушается цитоплазма, происходит образование вторичной клеточной оболочки. Процесс сопроваждается  наложением новых слоев микрофибрилл целлюлозы на старые. Таким образом, клеточная стенка утолщается и теряет способность к росту.

 

Фаза зрелости. Клетка выполняет функции, заложенные в ходе ее дифференцировки.

 

Старение и смерть клетки. Происходит ослабление синтетических и усиление гидролитических процессов. В органеллах и цитоплазме образуются автофагические вакуоли, разрушаются пигмент хлорофилл, хлоропласты, и другие структуры. Гибель клетки необратима после разрушения клеточных мембран, в том числе и тонопласта, выхода содержимого вакуоли и лизосом в цитоплазму.

 

Старение и смерть клетки происходит в результате накопления повреждений в генетическом аппарате, клеточных мембранах.

 

3. Этапы онтогенеза  высших растений

 

Ювенильный этап начинает с прорастания семян или органов вегетативного размножения (клубней) и характеризуется накоплением вегетативной массы. Осуществляется прорастание семян (или вегетативных зачатков) и формирования вегетативных органов. Прорастание делится на фазы набухание семян, проклевывание, гетеротрофного роста проростка, перехода к автотрофному способу питания.

 

Растения на этом этапе не способны к половому размножению.

 

Этап зрелости и размножения. Идет формирование генеративных органов и образование плодов. У растений выделяют половое, бесполое и вегетативное размножение. При половом - организм появляется при слиянии гамет. Бесполое размножение характерно для споровых растений, у которых чередуются два поколения – бесполое диплоидное и половое гаплоидное.

 

Плоды могут формироваться без оплодотворения и образования семян -партенокарпия. Образование партенокарпических (бессемянных) плодов может происходить при обработке растений ауксинами и гиббереллинами. Однако обычно цветки без опыления и оплодотворения опадают.

 

Этап старости и отмирания - период от полного прекращения плодоношения до смерти организма. Характерно

 

1) ослабление жизнедеятельности, однолетние  растения погибают целиком.

 

2) у многолетних трав ежегодно  полностью отмирает надземная  часть, а корневая система остается  жизнеспособной. У листопадных деревьев  осенью одновременно стареют  и опадают все листья. Перед  опадением листа или плода  в основании черешка листа  или плодоножки образуется отделительный  слой, где размягчаются и частично  растворяются клеточные стенки  и срединные пластинки. Процесс  контролируется этиленом, который  образуется стареющими листьями  и созревающими плодами.

 

4. Теория циклического  старения и омоложения растений. Монокарпические и поликарпические  растения.

 

На протяжении вегетации у растения проходят закономерные изменения длины междоузлий, размеров, формы и окраски листьев.

 

Ученый Кренке сформулировал теорию циклического старения и омоложения растения:

Каждый организм, начиная от возникновения, стареет до естественной смерти,

 старение в первой половине  жизни прерывается периодическим  омоложением (появление новых органов, побегов, листьев, которые замедляют  темпы старения.

Новообразование у растений испытывает влияние стареющего организма. Существует физиологический возраст, который состоит из собственного возраста того или иного органа и общего возраста растения. Ведущим противоречием он считал борьбу старения и омоложения.

 Цикличность развития заключается  в том, что дочерние клетки  при своем новообразовании являются  временно омоложенными по отношению  к материнским.

Скорость старения определяется начальным потенциалом жизнеспособности.

 

Все растения делят на монокарпические (плодоносящие один раз) и поликарпические (плодоносящие многократно). Монокарпические (все однолетние, некоторые двулетние (морковь, свекла, капуста) – которые зацветают после перезимовки и среди озимых форм. И многолетние – бамбук, который растет 20 лет, после цветения засыхает). Большинство многолетних растений поликарпические. Многолетние плодовые, многие комнатные растения. После плодоношения они не погибают. Разделение моно-и поликарпических растений условно. Если изменить условия культивирования, то многие монокарпики становятся поликарпиками. Пшеница, рожь – однолетние растения, но среди них есть и многолетние. Однолетнее растение мятлик луговой в горах становится многолетним.

6.     Кинетика  ростовых процессов. Методы измерения  роста. Зависимость роста от факторов  внешней среды.

 

Измерение роста проводил немец. ученый Ю. Сакс, установил закономерности. (закон Сакса). В начальный период темпы роста, как правило низкие. Затем рост усиливается и идет с большой скоростью (период большого роста), а затем снова замедляется. В результате рост (увеличение размеров) клетки или организма в целом может быть изображен в виде S – кривой. Эта закономерность имеет общебиологическое значение и справедливо по отношению к росту всех живых организмов.

 

Кривую, описывающую скорость роста, можно разделить на 4 участка:

 

1) лаг-период, когда рост почти  не заметен и идут процессы, подготавливающие организм к  видимому росту,

 

2) лог-фаза (логарифмическая), когда  скорость роста изменяется логарифмически,

 

3) фаза замедления роста,

 

4) стационарная фаза (рис. 10.1).

 

 

 

Для измерения скорости роста используются следующие показатели.

 

Относительный или процентуальный рост R – прирост, вычисленный в процентах исходного роста или массы растения или органа: 

 

                                                                   (W2 – W0)

 

                 R = ¾¾¾¾ x 100

 

                                                                     W0

 

W0 – исходный параметр.

 

Абсолютная скорость роста К – величина прироста за промежуток времени, отнесенная к единице времени:

 

                                                                           W2 – W1

 

K = ¾¾¾

 

                                                                            t2 – t1

 

где W2 – W1 – исходный и конечный параметры органов за период  t2 – t1

 

Методы измерения роста.

Измерение прироста отдельных зон органов линейкой в определенные промежутки времени,

Использование горизонтального микроскопа, который устанавливают на определенную точку растущей зоны стебля или корня и ведут наблюдение,

Метод меток, но он менее точен. На растущую часть корня или побега тушью наносят метки и следят за изменением их положения. Во время фазы растяжения метки расходятся. Так устанавливают зону растяжения у корней проростков кукурузы, фасоли.

Фотографический метод – масштабное фотографирование в определенные промежутки времени изменений, происходящих при росте частей, органов.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Физиология растений"