Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:01, контрольная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирическим путем проверить влияние проблемных ситуаций на развитие исследовательских способностей старших дошкольников.
Объект исследования – проблемные ситуации на занятиях по окружающему миру.
Предмет исследования – особенности развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций на занятиях по окружающему миру.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические особенности развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………6
1.2. Проблемные ситуации как средство развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..12
1.3. Использование проблемных ситуаций в развитии исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по окружающему миру…………………………………………………………….22
Выводы по первой главе……………………………………………………......30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..31
2.1.Диагностика уровня развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….31
2.2. Практические рекомендации по развитию исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................44
Таблица 2
Основные показатели и уровни развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста
Уровень развития исследовательских способностей |
Показатели развития исследовательских способностей |
высокий |
внимательность; - сосредоточенность; - быстрота, точность действий, движений; - умение доводить начатое дело до конца самостоятельно; - активность; - умение задавать вопросы
познавательного характера - любознательность, познавательный интерес; - умение классифицировать,
обобщать, систематизировать - умение выдвигать гипотезы, делать предположения самостоятельно; - умение делать выводы, умозаключения самостоятельно; - общительность; - умение наблюдать, наблюдательность. |
Средний |
- внимание не устойчиво (легко отвлекаются); - неусидчивость; - нерасторопность, действия, движения неуверенные; - умение доводить начатое дело до конца с небольшой помощью взрослого; - безынициативность; - умение задавать вопросы познавательного характера с небольшой помощью взрослого; - слабый познавательный интерес; - умение классифицировать, обобщать, синтезировать с небольшой помощью взрослого; - умение выдвигать гипотезы,
делать предположения с - умение делать выводы,
умозаключения с небольшой - неразговорчивость; - умение наблюдать не длительное время. |
Низкий |
- невнимательность; - быстрая утомляемость; - медлительность, неточность действий, движений; - умение доводить начатое дело до конца с помощью взрослого; - пассивность; - умение задавать вопросы
с помощью взрослого или - отсутствие познавательного интереса; - умение классифицировать, обобщать, синтезировать с помощью взрослого; - умение выдвигать гипотезы,
делать предположения с - умение делать выводы, умозаключения с помощью взрослого; - с трудом идут на контакт; - отсутствие наблюдательности. |
Методы развития исследовательских способностей:
На основании анализа сущности проблемного обучения были определены следующие его возможности в формировании исследовательской деятельности:
1) Поскольку исследовательская деятельность носит творческий (продуктивный) характер, то целенаправленное ее формирование может происходить в процессе поисковой учебно-познавательной деятельности, являющейся, в свою очередь, ведущим видом деятельности проблемного обучения.
2) Так как основанная функция проблемного обучения – развитие процессов теоретического мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстракция, сравнение, аналогия), а эти процессы составляют основу умений исследовательской деятельности, то считается возможным средствами проблемного обучения целенаправленно развивать исследовательскую способность.
3) Поскольку главное в
4) Так как проблемная ситуация стимулирует познавательную активность и повышает интерес к процессу обучения, то посредством применения проблемных ситуаций возможно формирование мотивационного компонента к развитию исследовательских способностей.
Таким образом, методы обучения, как способы развития исследовательских способностей у старших дошкольников, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к развитию исследовательских способностей дошкольников, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, исследовательские – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов дошкольников. Они исключительно эффективны для развития исследовательских способностей, творческого мышления и многих важных качеств личности.
Выводы по первой главе
Таким образом, основой исследовательских способностей является особая структура знаний и умственных действий, которая обеспечивает противоречивую многоплановость взаимодействия вновь формируемых знаний со знаниями, имеющимися в прошлом опыте ребенка. Это ведет к существенным, последовательно усложняющимся перестройкам как тех, так и других знаний, к получению новых.
Существенный интерес с точки зрения проблемного обучения представляют предложенные незавершенные, гипотетические знания, продолжение и развитие которых могло быть осуществлено ребенком по нескольким неожиданным вариантам. Неизвестность этих вариантов делает знания неопределенными, проблемными, поскольку в зависимости от самого процесса развития и завершения этих знаний могла произойти существенная перестройка уже известной ребенку их части. Процесс поиска вариантов продолжения и завершения этих знаний вызывает интерес и высокую поисковую активность дошкольников.
Педагогические условия развития исследовательских способностей средствами проблемного обучения:
1) использование возможностей
2) активизацию научно-
3) взаимосвязь традиционного и проблемного обучения.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1.Диагностика уровня развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста
С целью изучения использования возможностей проблемных ситуаций на занятиях по окружающему миру как средства развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Полтавский» детский сад «Родничок» Омской области была проведена опытно-исследовательская работа.
Решение задач развития любознательности, инициативности, самостоятельности, активности в процессе учебно-воспитательной работы связано с развитием исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Наблюдение на занятиях по окружающему миру у старших дошкольников показали, что воспитатель активно занимается с детьми экспериментированием, элементарными опытами. Основными организационными формами являются: групповая и индивидуальная работа с детьми.
Задачами по общему развитию детей на занятиях являются:
- развитие познавательных
- умение работать по инструкции;
- умение работать
- умение задавать вопросы и отвечать на вопросы;
- развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез);
- развитие любознательности.
Данные задачи отражают основные показатели развития исследовательских способностей, и их решение на занятиях способствует его целостному развитию.
Приоритетное значение имеют такие методы развития исследовательских способностей, которые находят своё отражение в приёмах наблюдения, разноплановом рассматривании объектов, их сравнении, преобразовании в конструкции, в обобщении результатов наблюдений. Основными видами познавательной деятельности, которые начинают осваивать дошкольники при формировании исследовательских способностей и образных представлений об окружающем являются:
- непосредственное (и опосредованное) наблюдение внешних признаков, свойств предметов и явлений, очевидных связей и отношений между ними с последующим сравнением, сопоставлением, выделением существенных признаков, выявления причины и следствий;
- моделирование предметов и явлений окружающего мира;
- простое экспериментирование, целью
которого является развитие
Следующим шагом было выяснение позиции воспитателя по развитию исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для этого была проведена беседа «Значение развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста». Беседа проводилась в тихой, спокойной непринуждённой обстановке. Результаты беседы занесены в таблицу 3.
Таблица 3
Значение развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста
Вопросы к воспитателю |
Ответы воспитателя |
1. По каким показателям, вы можете
определить наличие |
Активность рёбёнка на занятиях, любознательность, желание узнавать новое, общительность. Такой ребёнок задаёт много вопросов познавательного характера, как во время занятий, так и в свободное время. |
Активность рёбёнка на занятиях, любознательность, желание узнавать новое, общительность. Такой ребёнок задаёт много вопросов познавательного характера, как во время занятий, так и в свободное время. |
Я считаю, что исследовательские способности у детей старшего дошкольного возраста следует развивать в комплексе с другими психическими процессами, свойствами, качествами личности и так далее. Так как все они неразрывно связаны между собой и развитие одного влечёт за собой развитие другого. |
3. Какие методы развития |
В своей практике я использую такие методы развития исследовательских способностей как элементарные опыты, наблюдение, экспериментирование и считаю их наиболее эффективными. Так как, применяя их в работе с детьми, мы развиваем компоненты исследовательских способностей: любознательность, поисковый интерес, у ребёнка вырабатывается усидчивость, устойчивость внимания. Также при наблюдении и экспериментировании дети учатся аккуратности, следовать инструкциям, осуществлять практические действия с исследуемым объектом. Ребёнок ощущает себя учёным, первооткрывателем, а полученные знания своим трудом, усваиваются лучше, чем готовые, которые предлагает дошкольникам воспитатель. |
4. Какие педагогические условия
должны быть созданы в |
По моему мнению, для развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста должны создаваться такие педагогические условия как: детям должно предоставляться больше свободы, самостоятельности в возможностях экспериментирования. Нужно обогащать предметную среду для расширения диапазона детских наблюдений, использовать дидактические игры на развитие исследовательского поведения не только на занятиях, но и в свободное время, а также должен быть и творческий подход воспитателя в организации исследовательской деятельности дошкольников и так далее. |