Анализ хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

1. Теория АХД раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теоретическими знаниями по экономическому анализу является необходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отраслевого анализа.
В эк литературе встречаются различные подходы к определению предмета АХД:
Сама хоз деятельность

Содержание

Определение анализа хозяйственной деятельности как науки. Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности.
Содержание и задачи АХД в условиях рыночной экономики.
Принципы анализа хозяйственной деятельности.
Виды анализа хозяйственной деятельности Информационное обеспечение АХД.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект по АХД.docx

— 144.49 Кб (Скачать файл)

Обработки информации


     Индексный метод      Метод


Сравнение               Балансовый    абсолютных


                                                                                       Метод цепных        разниц

Графический Способ относительных подстановок       Метод

И средних величин                                             относительных

     Способ группировки        разниц

 

1.Метод сравнения. Метод познания, в процессе которого явления сопоставляются с уже известными ранее изученными явлениями с целью нахождения общих черт и специфических различий. Сравниваются: плановые и фактические данные; фактические данные отчетного года с фактическими данными прошлого (изучают динамики показателей) для изучения тенденций развития; фактические данные с нормативными, использующимися для контроля за затратами; показатели анализируемого периода с достижением науки и опытом других предприятий. При сравнении показателей очень важно соблюдение следующего условия- сопоставимость данных, т.е. одинаковость по структуре и содержанию плановых и отчетных показателей.

2.Средние величины используются в АХД для обобщенной, количественной характеристики, совокупности однородных явлений по какому- либо признаку. Средние величины показывают меру типичных признаков в изучаемой совокупности, т.е. долей числа характеризуют всю совокупность объекта. Существенным недостатком средних величин является то, что они не показывают конкретного размера отдельных изучаемых предметов.

Абсолютные величины показывают количественные размеры явлений в единицах меры, веса,  площади, стоимости и т.д. безотносительно к величине других явлений.

Относительные величины отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной другого явления и определяется путем деления первой величины на вторую, которая принимается за базу сравнения.

3.Методы детерминированного  факторного анализа представляют собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результатным показателем носит функциональный характер (т.е. когда результатный показатель- производное частное или алгебраическая сумма отдельных факторов).

Фактор- причина или движущая сила явления, оказывающая отрицательное или положительное воздействие и в результате этого определяющая его характер или одну из характерных черт.

Основные задачи:

    1. сбор факторов, характеризующих объект;
    2. классификация и систематизация факторов;
    3. определение формы зависимости между фактором и результатным показателем;
    4. моделирование взаимосвязи между результатным показателем и его факторами (сопоставление формул);
    5. расчет влияния отдельных факторов и оценка каждого из них.

 

Классификация факторов:

      1. количественный фактор выражает количественную определенность явлений;
      2. качественный фактор определяет внутренние признаки качества и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции);
      3. по уровню соподчиненности:
        • факторы первого порядка (те факторы, которые непосредственно влияют на результативный показатель)
        • факторы второго, третьего…порядков определяют результативный показатель косвенно, т.е. через фактор первого порядка

При анализе с использованием приема разниц и способа цепных подстановок  в первую очередь рассчитывают влияние  на результатный показатель, измеряют влияние первого фактора, считая, что все остальные не меняются, затем второго фактора, считая также, что они не меняются.

 

Метод цепных подстановок

Он применяется для  расчёта факторов в моделях типа: Y = Х1*Х2……*Хn;

                                                                                                 Y = Х1+Х2……+Хn;

                                                                       и вида  Y = Х1 * (Х2+Х3).

При этом влияние факторов определяется путём последовательной замены базисной величины фактора на его фактическое значение.

Алгоритм:

1.Определяется исходная  функция. При этом должна учитываться  строгая последовательность факторов.

2. Расчитывается плановое  значение показателя, т.е. в расчёте  принимают участие все плановые  значения факторов   Yпл = Х1пл * Х2пл * Х3пл

3.Постепенно рассчитываются  условные величины путём последовательной  замены базисных значений факторов  на фактические:

Yусл 1 = Х1ф * Х2пл* Х3пл

Y усл 2 = Х1ф* Х2ф * Х3пл

Условных показателей  должно быть на один меньше чем факторов.

4.При окончательной замене  всех факторов получается фактическое  значение результатного показателя:

Y ф= Х1ф * Х2ф * Х3ф

5.Для определения влияния  каждого фактора на результатный  показатель из последующего расчёта  вычитается  предыдущий:

∆Yх1 = Yусл1 – Yпл1

∆Yх2 = Yусл2 – Yусл1

∆Yх3 = Yф – Yусл2

6.Проверка.

Метод абсолютных разниц

 

Он применяется для  расчёта факторов в моделях типа: Y = Х1*Х2……*Хn;

                                                                                                

              Порядок расчёта:

1.Определяется исходная  функция, при этом должна учитываться  строгая последовательность факторов.

2.Расчитывается плановое  значение показателя, т.е. в расчёте  принимают участие все плановые  значения факторов:

Yпл = X1пл * X2пл * X3пл * X4пл.

3.Влияние каждого фактора  на результатный показатель (Y) рассчитывается путём умножения этого показателя на неизменное значение остальных факторов. При этом соблюдается приём по последовательной замене базисных значений факторов на фактические:

∆Yх1 = (X1ф – X1пл) * X2пл * X3пл;

∆YХ2= X1ф * (X2ф – X2пл) *X3пл;

∆YХ3 = X1ф * X2ф * (X3ф – X3пл).

4.Проверка. При окончательной  замене всех факторов выполняется  проверка. Сумма влияния всех  факторов на результатный показатель  должна дать общее отклонение  этого показателя:

∆Yх1 + ∆Yх2 + ∆Yх3 =Yф – Yпл.

 

Тема Анализ розничного товарооборота  по общему объему, составу, структуре

  1. Значение, задачи и информационное обеспечение экономического анализа розничного товарооборота.
  2. Анализ розничного товарооборота по общему объему, составу, структуре.
  3. Анализ динамики розничного товарооборота.
  4. Анализ ритмичности и равномерности выполнения плана и динамики розничного товарооборота.

1.

Розничный товарооборот - один из основных показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли.

Розничный товарооборот - это объем продажи товаров населению для личного потребления, предприятиям, организациям для коллективного потребления и хозяйственных нужд.

Основными задачами анализа розничного товарооборота являются:

- проверка выполнения планов (прогнозов) розничного товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;

- изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;

- выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования МТБ торговли, товарных и трудовых ресурсов;

- разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.

В процессе анализа  розничного товарооборота используют данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений.

2.

По  составу розничный товарооборот подразделяется на продажу товаров населению, мелкооптовый отпуск и другие виды розничной реализации. Продажа товаров населению включает их реализацию за наличный и безналичный расчет и в кредит. Анализ состава товарооборота проводится в абсолютных (стоимостных) и относительных показателях. Относительным показателем, в частности, является доля (удельный вес) отдельных видов реализации в общем объеме розничного товарооборота.

Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между  собой объемы реализации товаров  по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют  изменение их веса в общем объеме товарооборота.

Изучение ассортимента и  структуры розничного товарооборота  должно проводиться не только за год, но и по кварталам и месяцам, что  позволяет глубже проанализировать сезонные колебания в торговле, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары в различные периоды года.

3.

Анализ розничного товарооборота  проводится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:

1) изучение выполнения плана розничного т/об в целом по предприятию и в разрезе структурных подразделений; изучение розничного т/об по состав; по отдельным организационным формам розничной торговли; по применяемым методам продажи; исследование влияния важнейших факторов на объем розничного т/об (товарное обеспечение, выполнение договорных обязательств, наличие необходимых товарных запасов, уровня товарооборачиваемости, изучение спроса, цен, совершенствование организационных форм и форм продажи, повышение производительности труда, обоснованность торговых надбавок, изменение торговых площадей и численности работающих и т.д.);

  1. построение индексной цепочки взаимосвязи показателей;
  2. факторный анализ;
  3. выявление внутренних резервов расширения розничной торговли, увеличения объема т/об и улучшения его ассортиментной структуры;
  4. определение возможностей учета неиспользованных резервов при планировании объема реализации на будущий период.

Для определения  розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо

*100%

 

где Тфi – фактический товарооборот за i-тый период ;

       Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый период по сравнению с базовым.

Средний индекс изменения  цен рассчитывается непосредственно  предприятием с учетом структуры  товарооборота и информации об изменении  цен реализации на определенные товары.

Для оценки динамики необходимо из отчетности взять данные за последние 3—5 лет об объеме товарооборота и на основании их рассчитать темпы

роста = факт/план*100% и

прироста = (факт-план)/план*100%,

Аналогичным образом  изучают динамику товарооборота  по отдельным товарным группам и видам товаров.

После этого анализируют выполнение плана товарооборота по каждому виду товаров (товарной группе) и в целом по предприятию. Анализ должен показать, по каким видам товаров спрос оказался неудовлетворенным, а какие товары пользуются повышенным спросом у покупателей.

Анализируют также выполнение плана по объему товарооборота и  его структуре в разрезе видов  продаж. В розничной торговле это будет продажа в розницу и мелкий опт, в том числе населению и юридическим лицам, в оптовой торговле — реализация со склада, и транзитом (с участием и без участия в расчетах).

4

  Анализ выполнения плана товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам, декадам, что помогает установить, насколько ритмично работает торговое предприятие

В выполнение плана  по ритмичности засчитывается фактическая  доля товарооборота за определенный период, но не больше плановой.

 Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют равномерность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота ( ), коэффициент неравномерности(v) и коэффициент равномерности

 

 

К равном. = 100 – К неравном

где хi – товарооборота за i-тый период;

 - средний объем товарооборотов  за n периодов;

n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов).

 

Тема  Анализ влияния  товарных ресурсов на выполнение плана  товарооборота.

  1. Анализ товарного баланса розничного торгового предприятия
  2. Анализ эффективности использования показателей товарного баланса

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики