Анализ хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

1. Теория АХД раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теоретическими знаниями по экономическому анализу является необходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отраслевого анализа.
В эк литературе встречаются различные подходы к определению предмета АХД:
Сама хоз деятельность

Содержание

Определение анализа хозяйственной деятельности как науки. Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности.
Содержание и задачи АХД в условиях рыночной экономики.
Принципы анализа хозяйственной деятельности.
Виды анализа хозяйственной деятельности Информационное обеспечение АХД.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект по АХД.docx

— 144.49 Кб (Скачать файл)

2 Уровень производительности  труда так же зависит от  изменения доли административно  – управленческого персонала  в общей численности торговых  работников. Количественно измерить  влияние данного фактора можно:

Тпр = (А01)/(100-А0)*100%

Где Тпр – темп изменения  производительности труда за счет изменения  структуры численности торговых работников, %

А0 и А1 – удельный вес административно-управленческого персонала в базисном и отчетном годах соответственно

3. На рост производительности  труда оказывает влияние НТП,  это связано с тем, что происходящее  высвобождения численности работников  можно посчитать:

Тп = А/(100-А)*100

А – удельный вес высвобожденных работников

  1. Внедрение передовых методов работы и научно- организационного труда ведет к относительному сокращению численности. Количественно измерить влияние данного фактора по форме №2
  2. Влияние структуры т/о на уровень производительности труда. Если в т/о растет доля товаров, требующих меньше затрат по их реализации, то выработка растет и наоборот

4.

Одним из факторов, определяющих объем товарооборота, является состояние  материально-технической базы торговли и интенсивность ее использования.

Под МТБ прежде всего имеются ввиду основные средства собственные, арендованные, производственные и непроизводственные, безвозмездно полученные.

Классификация МТБ:

  1. По видам:

а) здания, сооружения

б) машинное оборудования

в) транспортные средства

г) хоз. инвентарь

2. По степени  участия в производственном процессе:

а) активная часть

б) пассивная часть

3. По принадлежности

а) собственные

б) арендуемые

4. По формам  собственности

а) государственные

б) частные

в) коллективные

Для оценки состояния  основных средств и их влияния на торговые процессы анализируют следующие показатели:

  • долю активной части основных фондов (машин, оборудования, приборов) в общей их стоимости, кот характеризует технический уровень торгового предприятия;

Уд вес акт = активная часть (ОФ)/общая стоимость (ОФ)*100%

  • долю торговой площади в общей площади помещений торгового предприятия;
  • коэффициент физического износа основных средств;

Кфиз изн = ∑  износа/первонач стоимость ФО

  • коэффициент обновления основных средств;

Кобн = ∑ вновь  поступивших ОФ за год / остаток ОФ на конец года

  • уровень фондовооруженности труда (отношение среднегодовой стоимости производственных фондов / среднесписочной численности работников);
  • уровень технической вооруженности труда (отношение активной части основных средств к среднесписочной численности работников торговли);
  • уровень технической оснащенности торгового предприятия (отношение активной части основных средств к торговой площади);
  • Уровень выбытия (отношение суммы выбытия ОФ за год к их остатку на начало года)
  • Коэффициент фондооснащенности (отношение среднегодовой стоимости ОФ к среднесписочной численности работников)
  • возрастной состав и средний возраст машин и оборудования. Здесь объединены в различные группы ОФ в зависимости от их срока служба (до5 лет; 5-10 лет; более 5 лет) при анализе изучается уд вес каждой группы по общей стоимости машин и оборудования

Анализ динамики данных показателей  позволяет оценить состояние и воспроизводство материально-технической базы торговли.

Обеспеченность отдельными видами помещений, машин, оборудования устанавливается сравнением фактического их наличия с плановой потребностью. Изучается также выполнение плана по приобретению торгово-технологического и подъемно-транспортного оборудования, своевременному вводу в действие строящихся объектов.

Для оценки уровня интенсивности использования материально-технической  базы торговли используются следующие  показатели:

  • фондоотдача (отношение товарооборота к среднегодовой стоимости основных фондов торговли, в том числе активной их части); показывает объем т/о кот приходится на 1 рубль ОФ
  • фондоемкость (отношение среднегодовой стоимости основных фондов торговли к объему товарообороту); характеризует стоимость ОФ приходящуюся на 1 рубль т/о.
  • объем товарооборота приходящийся на 1 м2 торговой площади;
  • объем средних запасов товаров на 1 м3 складских помещений и хранилищ;
  • количество тонно-дней хранения продукции на 1 м3 холодильных камер и т.д.
  • коэффициент эффективности использования ОФ (рентабельность) - отношение прибыли к среднегодовой стоимости ОФ *100%

В процессе анализа эффективности использования МТБ магазина, рассчитывается влияние следующих показателей на изменение РТО:

  1. Торговая площадь в м2
  2. Количество рабочих дней за год
  3. Средняя продолжительность работы магазина в день
  4. Выработка на 1 м2 торговой площади за 1 час работы

Для оценки эффективности  использования материально-технической  базы торговли используют следующие показатели:

  • прибыль на рубль основных средств торговли;
  • прибыль на 1 м2 торговой площади.

Завершается анализ разработкой  конкретных рекомендаций по укреплению материально-технической базы торговли, повышению уровня интенсивности  и эффективности ее использования.

 

Тема Анализ товарных запасов в целом по предприятию, в разрезе отдельных товарных групп.

  1. Значение, задачи, классификация анализа товарных запасов
  2. Анализ товарных запасов

 

1.

Величину товарных запасов  необходимо знать для обеспечения  ритмичности работы предприятия, удовлетворение покупательского спроса. Размер товарных запасов должен соответствовать  потребностям торговой сети, объему реализации товаров, т.к. именно наличие товарных запасов по всему планируемому ассортименту товаров обеспечивает выполнение плана  т/о. если размер товарных запасов занижен, то это ведет к перебоям в торговле, если завышен – то это приводит к замедлению обращения товаров, росту ИО по их хранению, снижению основных финансовых результатов деятельности предприятия (прибыли и рентабельности), снижению платежеспособности предприятия.

По назначению запасы товаров подразделяются на текущие, сезонные и целевые.

Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Розничное торговое предприятие должно иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговли. Текущие товарные запасы должны быть средними, т. е. незавышенными и незаниженными.

Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование связано с сезонностью производства либо с сезонностью спроса и реализации товаров.

К целевым товарным запасам относится досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определенных целей (например, для организации встречной торговли при сборе макулатуры и заготовке сельскохозяйственной продукции).

В деятельности торговых предприятий  текущие товарные запасы рассматривают, с одной стороны, как источник товарного обеспечения выполнения плана и динамики развития розничного товарооборота и, с другой - как  составную часть финансового  плана и основу расчета потребности  в источниках собственных и заемных  средств. В этой связи нормативы  текущих товарных запасов, а равно  и фактическое их наличие должны оцениваться при анализе товарного  покрытия товарооборота по розничным  ценам, а при планировании финансов и изучении финансового положения  предприятия - по себестоимости (по покупной стоимости. Нормативы текущих товарных запасов в розничных ценах планируют в разрезе товарных групп, товаров и по торговому предприятию в целом, а по себестоимости -только в целом по предприятию.

2

Этапы проведения анализа:

1. Изучение ТЗ  поквартально

Анализ текущих  товарных запасов начинают с сопоставления  их фактических размеров с установленными нормативами, изучение товарных запасов проводят не только в сумме, но и в днях оборота.

Определить ТЗ в днях можно по след формуле:

ТЗд = ТЗ / ТО*Дк,

Где ТЗ – величина товарных запасов за анализируемый  период

ТО – объем  товарооборота за изучаемый период

Дк – количество дней в периоде

При анализе принято считать  в месяце 30 дней, квартале - 90 и в  году - 360 дней. При изучении фактических  товарных запасов по данным за квартал  их обычно определяют в днях исходя из товарооборота данного квартала. При их анализе по данным за месяц  фактические товарные запасы в днях на конец месяца определяют к товарообороту  истекшего месяца.

Оценку состояния товарных запасов следует давать прежде всего  в днях, т. е. увязывать их размер со степенью выполнения плана и динамикой розничного товарооборота.

2. Установление  влияния ТЗ на обеспечение  развития т/о.

В процессе анализа устанавливают, как товарные запасы обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное  снабжение населения необходимыми товарами; изучают причины выявленных отклонений фактических запасов  товаров от установленных нормативов.

Такими причинами могут быть: невыполнение или перевыполнение плана товарооборота; невыполнение или перевыполнение плана поступления товаров; завоз товаров, не пользующихся спросом, или в размерах, превышающих спрос; неравномерное поступление товаров; неправильное распределение товарных ресурсов между отдельными торговыми предприятиями и их подразделениями; отсутствие достаточной информации у населения об имеющихся в торговой сети товарах, способах их потребления; недостатки в организации торговли и другой маркетинговой деятельности.

Товарные запасы в сумме  обычно снижаются, если поступление  товаров отстает от темпов увеличения товарообооота, и повышаются при  опережающих темпах роста поступления  товаров.

Товарные запасы на конец  квартала одновременно являются и остатками  товаров на начало следующего квартала. В связи с этим их следует также  сопоставлять с нормативом в днях на следующий квартал. Предварительно необходимо фактические товарные запасы на конец квартала определить в днях исходя из плана товарооборота на следующий квартал.

3. Анализ товарных запасов проводят также в динамике. Рекомендуется фактические запасы товаров на первые числа месяца в каждом квартале (в сумме и в днях оборота) сравнивать с данными на начало квартала. В результате устанавливают, не было ли резких колебаний в фактических товарных запасах в течение каждого квартала и года.

4. Анализ товарных запасов проводят также в разрезе отдельных товарных групп и товаров. Так как при анализе товарных запасов в ассортиментном разрезе используют данные квартальных и годовых «Отчетов по розничной торговле», их обычно изучают не на первое число каждого месяца, а на начало и конец каждого квартала или года.

5. Наряду с анализом товарных запасов на отдельные даты проводится изучение их средних размеров. При определении средних запасов товаров необходимо привлекать как можно большее число данных, что обеспечивает репрезентативность расчетов. Среднегодовые товарные запасы (Зср) могут рассчитываться по формуле средней арифметической (путем суммирования их нормативов на четыре квартала отчетного года и делением полученного итога на четыре) или по формуле средней хронологической следующим образом:

Зс = (1/2 З12+…+Зn-1+1/2Зn)/n-1

где З1 32 ... 3n - запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;

п -число дат, за которые взяты данные.

Если имеются данные только на начало и конец изучаемого периода (месяца, квартала или года), то для  расчета средних товарных запасов  применяют формулу средней арифметической, т. е. их суммируют и полученный итог делят на два.

 

 

1.5 Анализ оборачиваемости  товаров, выполнения плана и  динамики поступления товаров

1. Анализ  оборачиваемости товаров

2. Анализ  поступления товаров

1.

Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле.

Товарооборачиваемость – время обращения товаров со дня их поставки до дня реализации или срок в течение которого реализуется средний товарный запас.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики