Бухгалтерский баланс и анализ финансового состояния ТЧУП «Премьерторг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 15:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основании исследования нормативно-правовых документов, экономической литературы и практики работы организации разработать рекомендации по совершенствованию составления бухгалтерского баланса и выявить резервы улучшения финансового состояния организации, ее платежеспособности и финансовой устойчивости.

Содержание

Введе-ние……………………………………………………………………………….4
1. Бухгалтерский баланс и его роль в управлении организаци-ей……………….8
1.1.Сущность и значение бухгалтерского баланса ……………………………...8
1.2. Виды бухгалтерских балансов и принципы их построе-ния………………..12
1.3. Нормативно-правовая база, определяющая правила составления бухгал-
терского баланса и оценки финансового состояния организа-ции…………18
2. Бухгалтерский баланс – важнейшая форма бухгалтерской отчетно-сти……..25
2.1. Содержание, структура и оценка основных статей актива бухгалтер-
ского балан-са………………………………………………………………….25
2.2. Содержание, структура и оценка основных статей пассива бухгалтер-
ского балан-са………………………………………………………………….28
2.3. Методика составления бухгалтерского балан-са…………………………….32
2.4. Совершенствование бухгалтерского баланса на основе зарубежного опы-
та и международных стандар-тов…………………………………………….38
3. Анализ финансового состояния организа-ции……………………………….…41
3.1. Анализ наличия, состава и структуры активов организации ………….......41
3.2. Анализ наличия, состава и структуры пассивов организации …….…...….45
3.3. Анализ финансовой устойчиво-сти………………………………...……...….48
3.4. Анализ платежеспособности и ликвидности организации ….……….……51
3.5. Аналитическая диагностика вероятности банкротст-ва……….….…………55
3.6. Пути улучшения финансового состояния организации …………..………..58
Заключе-ние…………………………………………………………..……………..62
Список использованных источни-ков……………………………….…………66

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

В реальной действительности бухгалтерский  баланс, как форма отчетности, представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая часть таблицы называется актив, правая часть – пассив. В активе баланса по отдельным его строкам, которые называются статьями баланса, приводят классификационные группы видов средств и их величину в стоимостном (суммовом) выражении на дату составления баланса. В пассиве баланса по статьям указывают наименование источников этих же средств и их величину (сумму).

Логически схему современного баланса  можно представить в виде так  называемого главного балансового уравнения и его возможных вариантов. Основная информация, в которой прежде всего заинтересован собственник – это стоимость принадлежащего ему имущества (Си). Поэтому к стоимости имеющегося в наличии имущества (Ни) необходимо добавить сумму дебиторской задолженности (Дз), то есть стоимость имущества, которое должны вернуть собственнику (как правило, в виде денег) и вычесть сумму кредиторской задолженности (Кз), то есть чужое имущество, которое должен возместить (оплатить или вернуть) собственник. Отсюда и вытекает балансовое уравнение:

         Ни + Дз – Кз = Си.                                               (1.1)  

Если перенести кредиторскую задолженность (Кз) в правую часть уравнения, то мы получим балансовое уравнение, применяемое в отечественной форме бухгалтерского баланса:

Ни +Дз = Си +Кз.                                                 (1.2)

Левая часть этого уравнения в обобщенном виде представляет собой статьи (разделы) пассива. Реальное наименование отдельных видов средств и источников, которые приводятся по статьям соответственно в активе и пассиве баланса, зависит от исторического опыта, принятой их классификации в экономике страны и отраслях, а также научных разработок, международного опыта и других факторов, связанным с совершенствованием системы управления.

В составе средств  или источников могут выделяться, например, их отдельные виды с углубленной детализацией или наоборот, несколько видов, классификационных групп могут объединяться в один. Отдельные виды средств или источников могут переименовываться, их названия уточняться. Все эти изменения в наименовании и группировках средств вызываются изменениями, происходящими в реальной экономике, в реальной деятельности организации, в системе ее управления. Огромное влияние в последние годы на этот процесс оказывают международные связи, требующие взаимопонимания, сближения, прежде всего в понятиях, а затем и в сущности экономических процессов.

Так, например, в  составе средств по их виду, отражаемых в активе баланса, в последние годы выделены самостоятельными статьями нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, налоги по приобретенным ценностям, финансовые вложения и другие. Расформирована и исключена как самостоятельная группа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, изменены или уточнены некоторые наименования других классификационных групп. В составе источников средств, отражаемых в пассиве баланса, выделены такие статьи, как добавочный фонд, собственные акции, выкупленные у акционеров, исключены статьи фондов накопления и потребления и другие. Отдельные виды источников полностью или частично переименованы. Этот процесс изменений в классификациях и статьях баланса продолжается и в настоящее время.

Тем не менее, основное балансовое уравнение, важнейшие классификационные группы средств и источников в балансах остаются неизменными в течение длительного времени и, в основном, на примере этих групп мы и будем рассматривать сущность бухгалтерского баланса.

Отчетная форма  действующего бухгалтерского баланса  в белорусских организациях (в том числе и в ТЧУП «Премьерторг») в настоящее время имеет следующую структуру (рисунок 1.1):

 

Баланс




 


                                        Актив                                    Пассив



  Внеоборотные активы                Источники собственного капитала



            Оборотные  активы                                Доходы и расходы



                                                                                     Расчеты



Рисунок 1.1. Структура бухгалтерского баланса

 

Для более удобного использования  информации в управлении отдельные  взаимосвязанные статьи баланса объединяют в разделы. Разделы баланса – это укрупненные классификационные группы средств или источников, выделяемые по определенным признакам. Общие итоги разделов актива и пассива называются валютой баланса.

Как видно из рисунка 1.1, в бухгалтерском  балансе предусмотрено выделение следующих разделов:

I. “Внеоборотные активы”.

II. “Оборотные активы”.

III. “Источники собственного капитала”.

IV. “Доходы и расходы”.

V. “Расчеты”.

 В реальном балансе в настоящее  время в активе выделены два  основных раздела – внеоборотные активы и оборотные активы. В данном случае статьи объединяются в разделы в зависимости от стадий кругооборота средств.

В пассиве баланса основным классификационным  признаком для объединения статей в разделы является принадлежность средств, право собственности на них. Поэтому в третьем и четвертом разделах в настоящее время представлены статьи источников средств организации, а пятый раздел содержит статьи различных источников заемных средств (долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность поставщикам, по оплате труда и другие). К сожалению, в последние годы чистота классификации средств и источников на практике не выдерживается, что свидетельствует о недостаточной теоретической разработанности не столько схемы баланса, сколько основных экономических понятий, категорий и законов.

Таким образом, бухгалтерский баланс, как заключительный элемент метода бухгалтерского учета, представляет собой двухстороннюю таблицу, в которой отражается наличие средств (имущества) и источников их образования у организации на определенную дату в денежном выражении.

 

 

 

1.2. Виды бухгалтерских балансов  и принципы их построения

 

 

 

Бухгалтерский баланс формируется  исходя из следующих основных принципов.

Принцип хозяйствующей единицы. Сущность этого принципа заключается в том что имущество организации должно быть обособлено от её учредителей. Хозяйствующей единицей является любая организация, составляющая самостоятельный бухгалтерский баланс. При этом одна организация может быть частью другой, более крупной организации.

Принцип действующего предприятия. Этот принцип означает, что предприятие предполагается функционирующим в течение неопределенно длительного периода времени и его ликвидация еще не намечается. Поэтому нет необходимости переоценивать активы предприятия.

Принцип денежного изменения. Он заключается  в том, что в бухгалтерском балансе все показатели приводятся в едином денежном выражении. Это позволяет сопоставлять, складывать и вычитать неоднородные факторы хозяйственной деятельности организации.

Принцип учета по себестоимости. Сущность этого принципа заключается в  том, что в бухгалтерском учете  активы регистрируются по первоначальной покупной стоимости и затем, как  правило, не переоцениваются. Вместе с  тем необходимо иметь в виду, что  в балансе – нетто не все активы отражены по первоначальной стоимости. Например, основные средства в нем представлены по остаточной стоимости, которая регулярно изменяется за счет накапливаемого износа. Кроме того, в условиях гиперинфляции допускаются переоценки активов государственным регулированием.

Принцип двойной записи. Этот принцип  обеспечивает равновесие баланса. Активы, указанные в левой стороне баланса, должны быть равны пассивам, указанным в правой его стороне. В активе баланса отражаются экономические ресурсы организации, а в пассиве – требования различных лиц по отношению к данной организации. Пассивы подразделяются на два вида: требования кредиторов (любых лиц, кроме учредителей организации) и требования учредителей, являющихся владельцами организации. Так как все активы могут быть востребованы либо кредиторами, либо владельцами капитала, их сумма должна быть равна сумме пассивов.

Принцип двойной записи также означает, что все хозяйственные операции записываются по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах.

Предприятия и организации в  своей практической деятельности применяют множество видов бухгалтерских балансов, которые классифицируются по различным признакам.

По способу составления бухгалтерские  балансы подразделяются на: сальдовые, оборотные и шахматные.

В сальдовом балансе отражаются остатки имущества организации  и источники их формирования в денежном выражении на определенную дату. Сальдовый баланс имеет следующий вид [19,с.43,таблица 1.1] (таблица 1.1):

 

Таблица 1.1. Сальдовый бухгалтерский баланс


         Пассив

     Актив

На начало отчетного 

периода

На конец отчетного 

периода

     

Баланс

   

 

Оборотные бухгалтерские балансы, помимо остатков средств организации и их источников, отражают данные об их движении за отчетный период. Оборотный бухгалтерский баланс имеет следующий вид [19, с. 43, таблица 1.2] (таблица 1.2):

 

Таблица 1.2. Оборотный бухгалтерский  баланс

 

           

            Пассив

Актив

На начало

отчетного

периода

Движение хозяйственных средств  и источников за отчетный период

На конец

отчетного

периода

увеличение

уменьшение

         

Баланс

       

 

Шахматный баланс применяется на предприятиях, где не предусмотрено составление  оборотных ведомостей. Он составляется на основе применяемых на предприятии  корреспондирующих счетов бухгалтерского учета. На практике техника его составления облегчается самими формами счетов бухгалтерского учета, предусматривающими группировку оборотов по дебету и кредиту корреспондирующих счетов. Шахматный баланс строится в виде квадратной матрицы, в которой по горизонтали и вертикали записываются номера счетов Главной книги предприятия. Затем из журнала регистрации хозяйственных операций в матрицу, в соответствии с корреспонденцией счетов, переносятся суммы, которые отражаются на пересечении соответствующих строк и столбцов. Подсчитав итоги оборотов, определяют конечное сальдо: дебетовое записывают в строке, а кредитовое – в столбце. В правом нижнем углу матрицы отражаются итоговые суммы оборотов и остатки: начальные и конечные.

Шахматный баланс составляется так, что из него видна корреспонденция счетов. Каждая клетка пересечения какой-либо строки со столбцами показывает определенную корреспонденцию счетов. На практике шахматный баланс применяется редко, в основном на малых предприятиях, использующих ограниченное число синтетических счетов. Его достоинство заключается в однократном отражении операций, исключающих дублирование и сокращающих трудоемкость учетного процесса.

По времени составления бухгалтерские  балансы подразделяются на: вступительные, текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные.

Вступительный баланс составляется в  момент создания организации. В нем  отражается капитал, с которого организация  начинает свою деятельность.   

Текущие балансы составляют в течение всего периода функционирования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).

Начальные и заключительные балансы составляются в начале и  конце соответствующего года. При этом необходимо иметь в виду, что заключительный баланс отчетного года одновременно является начальным балансом следующего года.

Промежуточные балансы  составляются за периоды, находящиеся  между началом и концом отчетного  года. В отечественной учетной  практике промежуточные балансы составляются нарастающим итогом за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев. В них, в отличие от заключительного баланса, как правило, меньше показателей и форм, характеризующих финансово-экономическую деятельность организации.

Санируемые балансы применяются в тех случаях, когда организация находится на пороге банкротства (неплатежеспособности). Для составления такого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые должны выдать заключение о реальном состоянии дел в организации. Результатом санируемого баланса является принимаемое решение: либо организация объявляется банкротом, либо ему предоставляется последний шанс, то есть испытательный срок.

Санируемые балансы  являются разновидностью промежуточных  бухгалтерских балансов.

Ликвидационные  балансы составляются при ликвидации организации и в следующие сроки:

  1. на начало периода ликвидации (вступительный);
  2. в течение периода ликвидации (промежуточный);
  3. на конец периода ликвидации (заключительный).

В соответствии с принципом действующей  организации в ликвидационном балансе имущество организации оценивается и отражается не по балансовой (исторической, восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации на момент ликвидации.

Информация о работе Бухгалтерский баланс и анализ финансового состояния ТЧУП «Премьерторг»