Бухгалтерский баланс и его использование для оценки финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Из приведённых определений бухгалтерского баланса видно, что все они в основном выражают его сущность, но отличаются полнотой и чёткостью его характеристики, более общим или более узким подходом к определению. Почти во всех определениях присутствует денежная оценка, или денежный измеритель, для обобщенного отражения состояния хозяйственных средств и их источников, но отсутствует их сущность.
Для лучшего понимания сущности бухгалтерского баланса следует изучить его классификацию.

Вложенные файлы: 1 файл

Примерный вариант др.docx

— 386.93 Кб (Скачать файл)

Разделение статей на краткосрочные и долгосрочные производится исходя из того, что активы, ожидаемые к получению или участвующие в нормальном цикле производства, а также обязательства сроком  до 12 месяцев считаются краткосрочными. К краткосрочным активам относятся также денежные средства и их эквиваленты.

     Суммы дебиторской  и кредиторской задолженности  подразделяют на:

     - материнской  компании;

     - дочерних  предприятий той же материнской  компании;

     - ассоциированных  компаний;

     - связанных  сторон.

     Для каждого  класса акционерного капитала  отражают:

     - количество  акций, разрешенных к выпуску;

     - количество  акций, выпущенных и полностью  оплаченных;

     - количество  акций, выпущенных и оплаченных  не полностью;

     - номинальную  стоимость акции или отсутствие  такой стоимости;

     - количество  акций в обращении на начало  и конец года;

     - права, привилегии  и ограничения, связанные с соответствующим  классом акций;

     - акции, принадлежащие  самой компании, дочерним или  ассоциированным компаниям;

     - акции, зарезервированные  для выпуска по договорам опциона  или продажи.

       Характер  и назначение каждого резерва:

     - сумма дивидендов  предложенных, но официально не  утвержденных к выплате;

     - сумма непризнанных  дивидендов по кумулятивным привилегированным  акциям.

Вместе с тем национальная система бухгалтерского учета имеет существенные отличия от МСФО по причине недостаточного использования методов оценки активов по справедливой и дисконтированной стоимости, отсутствия учета их обесценения, методики составления консолидированной отчетности, порядка бухгалтерского учета займов, государственных субсидий, различия в признании дохода и курсовых разниц, создании резервов. Кроме того, при формировании бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь многими организациями основополагающие допущения и качественные характеристики отчетности не соблюдаются (например, метод начислений нарушается при использовании варианта определения выручки по мере оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги) или не принимаются во внимание (например, не образовываются резервы под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги и тем самым игнорируется принцип осмотрительности). Поэтому для приведения показателей, содержащихся в белорусской отчетности, в соответствие с требованиями международных стандартов, возникает необходимость в ведении параллельного учета или трансформации бухгалтерской отчетности [31].

Относительно вопросов трансформации бухгалтерского учёта Республики Беларусь в формат МСФО  интерес вызывают публикации Рыбак Т.Н., в частности в статье «Пять этапов сближения с МСФО»  наиболее чётко изложены необходимые этапы преобразования бухгалтерского учёта на пути к МСФО [34].

По мнению этого автора, интеграция национальной учётной системы с МСФО должна проводиться в следующей последовательности и включать пять этапов:

    1. Следует определить общественно значимые организации, обязанные представлять финансовую отчётность в соответствии с МСФО с приложением аудиторского заключения независимого аудитора;
    2. Принять новый закон, который закрепил бы использование принципов МСФО и определил орган, куда будет представляться финансовая отчётность и посредством которого будет осуществляться контроль за соблюдением требований международных стандартов. В европейских странах такие функции выполняют так называемые финансовые органы (Национальная комиссия  по компаниям и биржам в Италии, Федеральная организация по финансовому надзору в Германии, Совет по финансовой отчётности в Великобритании);
    3. Необходимо подготовить методологический документ с описанием критериев признания, оценки, классификации элементов  и раскрытия информации по ним в полугодовой и годовой индивидуальной и консолидированной финансовой отчётности;
    4. Разработка правил по регулированию форм  и содержания бухгалтерского баланса, отчёт о прибылях и убытках, примечаний к индивидуальной и консолидированной финансовой отчётности;
    5. Создание системы профессиональной подготовки специалистов по МСФО, повышение квалификаций руководителей организаций,  экономистов, финансистов, бухгалтеров и аудиторов. 

Также данную тему в своих публикациях  затрагивает Щербатюк С.Ю., в частности, в статье «Развитие информационной базы для оценки финансового положения организации с учётом МСФО» приведена информация о представлении бухгалтерской отчётности различными странами: РБ, Россией, Украиной, Молдовой и на основе МСФО (Приложение В). Щербатюк С.Ю. уделяет внимание вопросам реализации МСФО в  национальной практике данных стран, однако, по её мнению, всё ещё сохраняются отличия от МСФО, что не позволяет организациям представлять отчётность в международном формате и затрудняет её понимание заинтересованными иностранными пользователями. В связи с этим она отмечает необходимость дальнейшего совершенствования отчётности с учётом МСФО [46].

 Преимуществом трансформации  в сравнении с параллельным  учетом является невысокий уровень  затрат. В то же время степень  точности отчетной информации  снижается, поскольку при трансформации  неизбежны субъективные оценки. В связи с этим большое значение  придается профессиональным суждениям  бухгалтера, который должен организовать  процесс трансформации таким  образом, чтобы полученные отчетные  данные в максимальной степени  соответствовали установленным  в стандартах принципам.

В типовой методике трансформации бухгалтерской отчетности в формах МСФО считаем необходимым предусмотреть: возможность изменения и дополнения плана счетов бухгалтерского учета путем введения новых счетов и субсчетов, а также составление соответствующих корректирующих (трансформационных) и реклассифицикационных бухгалтерских записей; порядок трансформации отдельных элементов отчетности (активов, обязательств, капитала, доходов, расходов); возможность изменения содержания форм бухгалтерской отчетности.

Таким образом, можно  сделать вывод, что  основной задачей на данном этапе является  создание действенной системы показателей финансовой отчётности, руководствуясь международными стандартами и учитывая национальный опыт составления бухгалтерской (финансовой) отчётности.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА, ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Районное унитарное аграрное предприятие «Гродненская овощная фабрика» — одно из динамично развивающихся овощеводческих хозяйств области. Предприятие специализируется на выращивании витаминной продукции в защищенном и открытом грунте.

Общая земельная площадь — 104 гектара, в том числе сельхозугодий — 61 га, пашни — 54 га. Зимние теплицы занимают 130 тысяч метров квадратных, весенние — 9 тыс. м2. Объем производства овощей в год составляет более 6000 тонн. Основной товарной продукцией являются огурцы и томаты, однако среди прочего также выращиваются: морковь, свекла, капуста, лук, перец, баклажаны и др.

Основной целью деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли необходимой для удовлетворения социальных и экономических интересов государства и членов трудового коллектива.

В хозяйстве имеется два производственных отделения: отделение «Малаховичи» и отделение «Гибуличи». Кроме основного производства на предприятии имеются и обслуживающие производства:

  1. Отделение теплоэнергослужбы.
  2. Цех механизации с центральными механическими мастерскими.
  3. Строительно-ремонтная служба.
  4. Деревообрабатывающий цех.
  5. Цех по производству минераловатных кубиков.

Для характеристики экономико-финансового состояния РУАП «Гродненская овощная фабрика» необходимо рассмотреть показатели, приведённые в приложении Г (Приложение Г).

Основополагающим документом, раскрывающим организацию бухгалтерского учёта и внутрихозяйственного контроля на РУАП «Гродненская овощная фабрика»  является учётная политика предприятия, разработанная в  соответствии с Законом РБ «О бухгалтерском учёте и отчётности» №3321-XII   от 18.10.1994г. (с изменениями и дополнениями), Положением по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» утверждённым Постановлением Министерства финансов РБ от 17.04.2002г. № 62 (с изменениями и дополнениями) и Типовым планом счетов бухгалтерского учёта (Постановление Минфина РБ от 29.06.2011 № 50), другими нормативными актами обязательными к исполнению и регламентирующими порядок ведения бухгалтерского  и налогового учёта, составления отчётности (Приложение Д).

Положение по учётной политике РУАП «Гродненская овощная фабрика»  обеспечивает полноту отражения в учёте всех хозяйственных операций, правильность отнесения доходов и расходов к отчётным периодам, тождественность данных аналитического учёта оборотам  и остаткам по счетам синтетического учёта на первое число каждого месяца.

Руководство бухгалтерским учётом осуществляет начальник отдела бухгалтерского учёта и финансов. Отдел бухгалтерского учёта и финансов  является самостоятельным структурным подразделением.

В исследуемой организации применяется автоматизированная форма ведения учёта на базе программы «1С: Предприятие 7.7»  с использованием  типовых проводок, предусмотренных в ней и доработанная к потребностям предприятия. Бухгалтерский учёт организован по централизованной форме. Сведения об автоматизации бухгалтерского учёта в 2013 году на РУАП «Гродненская овощная фабрика»  приведены в приложение Е (Приложение Е). Исходя из приложения, можно отметить, что на РУАП «Гродненская овощная фабрика имеются 4 полностью автоматизированных участка учёта, а также присутствует частичная автоматизация отдельных участков.

Приём, перевод, перемещение и увольнение работников, с которыми заключаются договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, осуществляются по согласованию с начальником отдела бухгалтерского учёта и финансов или лицом его заменяющим. Численность и структура работников бухгалтерии РУАП «Гродненская овощная фабрика» представлена в приложении Ж (Приложение Ж).

Исходя из приложения, следует отметить полную укомплектацию штата бухгалтерии. Однако также следует отметить, что большинство работников имеет средне специальное образование, что свидетельствует о необходимости повышения квалификации работников бухгалтерии.

Документооборот в РУАП «Гродненская овощная фабрика» осуществляется в соответствии с Положением о документообороте в бухгалтерском учёте, утверждённым Министерством финансов СССР от 29.07.1983г.№ 105, Примерной инструкцией по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях РБ  от 23.05.1995г.  №13.

Первичные учётные документы создаются в организации исполнителями и поступают в бухгалтерию в соответствии с утверждённым графиком документооборота (Приложение  И).

Первичные учётные документы составляются по формам, содержащимся в альбоме унифицированных форм первичной учётной документации. Оформление хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, осуществляется по формам документов, разработанным  и помещенным в рабочий альбом форм документов (Приложение  К).

Учёт и использование бланков строгой отчётности ведётся в соответствии с Инструкцией о порядке использования бланков строгой отчётности, утверждённой Постановлением Министерства финансов РБ от 18.12.2008г. № 196. При оформлении хозяйственных операций бланками строгой отчётности следует руководствоваться перечнем лиц, ответственных за хранение и учёт бланков строгой отчётности, порядком и местами хранения бланков строгой отчётности.

На сновании  инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50, разработан и введен в действие Рабочий план счетов, в котором предусмотрены аналитические счета для ведения налогового учёта нормируемых затрат.

Документирование имущества, обязательств и хозяйственных операций, ведение регистров бухгалтерского учёта и составление  бухгалтерской отчётности РУАП «Гродненская овощная фабрика» осуществляется на русском языке. Первичные учётные документы, составленные на иных языках (кроме русского и белорусского), должны иметь подстрочный перевод  на русский язык.

Инвентаризация проводится в соответствии с Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180 "Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями). На РУАП «Гродненская овощная фабрика» разработан План проведения инвентаризаций (Приложение Л). На предприятии действует постоянная инвентаризационная комиссия, которая рассматривает результаты инвентаризации, акты забраковок и другие случаи, при которых возникает необходимость возмещения материального ущерба.

Информация о работе Бухгалтерский баланс и его использование для оценки финансового состояния предприятия