Налоговый учет: преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Налоговый учет также охватывает информацию, которая не только используется внутри организации, но и сообщается внешним пользователям для проверки достоверности формирования налоговой базы. Для налогового учета является характерным учет доходов и расходов организации согласно Налоговому кодексу РФ, в связи с чем бухгалтерская прибыль и прибыль для налогообложения будут иметь существенные различия. Финансовое состояние предприятия не характеризуется данными налогового учета, так как его назначение ограничивается определением налоговой базы по тому или иному налогу.

Содержание

1.1
1.2
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
Введение…………………………………………………………….
Основы соотношения бухгалтерского и налогового учета ……..
Объективные предпосылки выделения налогового учета из бухгалтерского учете……………………………………………….
Необходимость сближения налогового учета с бухгалтерским и существующие ограничения……………………………………….
Организация налогового учета на предприятии………………….
Проблемы реализации принципа начисления……………………
Основной способ ведения учета на предприятии………………...
Анализ необходимости сближения налогового учета с бухгалтерским учетом……………………………………………...
Предложения по совмещению налогового и бухгалтерского учета…………………………………………………………………
Налоговый учет: преимущества и недостатки……………………
Заключение……………………………………………….…………
Список используемой литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

ЧЕРНОВИК КУРСОВОЙ.doc

— 443.50 Кб (Скачать файл)

      78  
 

      нованиями владения и пользования). Кроме того, указанным Планом счетов преду-смотрен  специальный забалансовый счет 011 «Основные  средства, сданные в аренду», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении объектов основных средств, сданных в аренду, если по условиям договора аренды имущество должно учитываться на балансе арендатора (нанимателя). Все перечисленные выше нормы свидетельствуют о том, что право собственности не может служить критерием признания на балансе и списания с баланса активов организации. Чем же тогда следует руководствоваться, если не правом собственности?

      При передаче объектов между организациями  право собственности является формальной характеристикой операции, в то время как сама передача является содер-жательной характеристикой операции. В пункте 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н, закреплено требование приоритета содержания перед формой. Согласно этому требованию учетная политика организации должна обеспечивать отра-жение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйст-вования. Если применить данное требование к случаям, когда передача объектов не со-ответствует передаче права собственности, то приоритет должен быть отдан фактиче-ской передаче.

      Среди официальных документов есть ненормативный акт, который содержит общие критерии признания имущества и обязательств на балансе организации. Это Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методо-логическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским сове-том Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. Согласно пункту 7.2 этой Концепции, имуществом признаются хозяйственные средства, контролируемые организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. В соответствии с п.8.3 Кон-цепции, имущество признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно получение ор-ганизацией экономических выгод в будущем от этого имущества и когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности. Данное правило четко уста-навливает критерий признания имущества, отличный от права собственности, что пол-ностью совпадает с принципами признания активов по МСФО и согласуется с требова-нием п.7 ПБУ 1/98.

      Данная  Концепция является, наверное, лучшим официальным документом по ре-гулированию  бухучёта в России. Она, по сути, воспроизводит  правила признания акти-вов и  обязательств, закреплённые в МСФО. Правда, к сожалению, такому замечатель-

      79  
 

      ному  произведению нормотворчества не придан статус нормативно-правового акта. В соответствии с пунктом 2.3 Концепция  не заменяет никаких нормативных  актов по бухгалтерскому учету. Если какое-либо положение Концепции  противоречит положе-нию законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполне-нию подлежит положение законодательного или нормативного акта. Тем не менее, со-гласно пункту 2.2 Концепция является основой построения системы нормативного ре-гулирования бухгалтерского учета и призвана: быть основой разработки новых и пере-смотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету; быть основой при-нятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами; помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бух-галтерской отчетности; обеспечивать специалистов, занятых регулированием бухгал-терского учета, информацией о подходах, используемых при проведении этой работы.

      Поскольку в положениях по бухгалтерскому учёту  не содержится критериев признания имущества на балансе, то необходимо применять правила признания, уста-новленные в данной Концепции. Таким образом, у организаций есть все основания применять правила признания на балансе активов и обязательств, согласующиеся с правилами МСФО. Эти правила не предполагают использование права собственности в качестве критерия признания.

      Однако, фактическое получение (передача) объекта  также не должно служить абсолютным признаком принятия (списания) на баланс объекта. Для его признания на балансе необходим контроль за поступлением экономических выгод и переход эконо-мических рисков. Если, например, условиями договора запрещено использование объ-екта недвижимости получающей стороной до получения документов о государствен-ной регистрации права собственности, то фактическое получение объекта, оформлен-ное актом приемки-передачи, свидетельствует только лишь о получении доступа к объ-екту, но не является достаточным основанием для его признания в качестве актива. При этом у передающей стороны есть все основания списать актив с баланса. Таким обра-зом, объект может какое-то время не являться активом ни одной из сторон, так как ни-кто не извлекает из него экономических выгод и не контролирует их поступление. Ус-ловиями договора объект фактически выведен на время из хозяйственного оборота.

      Представленный  выше анализ требований нормативных  актов практически не используется. Когда в решении практических вопросов бухгалтерского учёта выдвига-ется аргумент, связанный с правом собственности, то он никогда не оспаривается. Большинство бухгалтеров, консультантов, аудиторов, налоговых инспекторов и других специалистов, сопряжённых с бухгалтерским учётом «уверены в невидимом» – в том, что такое требование в нормативных актах не может быть не прописано! Видимо, в

      80  
 

      этом  уверены даже эксперты в Минфине  – в органе, утверждающим ПБУ, поскольку  Минфином подписаны упоминавшиеся  выше письма, противоречащие ПБУ.

      Причина такой парадоксальной ситуации в  том, что российский бухучёт занима-ет двусмысленное противоречивое положение. Реформа бухучёта направлена на созда-ние эффективного института финансовой отчётности, и с этой точки зрения он должен основываться на приоритете содержания над формой. Но на деле данные бухучёта на-чинают использоваться для целей налогообложения, где без должной формализации не обойтись, а содержание не особенно нужно. В результате на практике форма преобла-дает над содержанием.

      Необходимым условием реализации приоритета содержания над формой при со-ставлении финансовой отчётности является ещё одним важнейший принцип – ней-тральности отчётной информации. Этот принцип означает, что информация, представ-ляемая в финансовой отчётности должна быть непредвзятой, свободной от каких-либо заведомо искомых результатов. Отсутствие прямой заинтересованности составителя отчётности в определённом результате позволяет регуляторам (создателям стандартов) довольно широко использовать профессиональное суждение бухгалтера. Но это сужде-ние непременно должно быть нейтральным. Эти условия позволяют реализовать при-оритет содержания перед формой.

      В налогообложении нет прямых противопоказаний против приоритета содержа-ния над  формой. Там просто отсутствует главное  условие для его реализации –  ней-тральность отчётной информации. Сам  характер налоговых отношений делает невоз-можным выполнение этого условия. Налоговый учёт ведёт налогоплательщик и налог платит тоже налогоплательщик – это одно и то же лицо, пусть даже юридическое. Ин-формация, предоставляемая плательщиком налога, об этом самом налоге не может быть непредвзятой. Она заведомо предвзята.

      Чтобы привести яркую аналогию, можно представить  себе гипотетические спор-тивные соревнования, где не судьи, а сами спортсмены определяют собственные ре-зультаты. Для примера  можно взять два соревнования с максимальной и минимальной долей субъективизма, такие как фигурное катание и бег. Если по фигурному катанию предложить спортсменам самим выставлять себе оценки, то совершенно очевидна бес-полезность такой затеи, даже если попросить спортсменов делать это очень добросове-стно. Вряд ли на основе полученных результатов можно будет делать хоть какие-то вы-воды. Результаты станут немного более качественными, если начинать вводить опреде-лённые формальные критерии – количество прыжков, количество оборотов, отсутствие падений и т.п. Эти формальные «зацепки» чуть-чуть исправят, но не спасут ситуацию, именно поэтому в фигурном катании результат определяется по средневзвешенной

      81  
 

      оценки  нескольких судей, каждый из которых  совершенно независим. Совсем другое дело – бег. Если каждый спортсмен будет фиксировать свой результат секундомером, то в принципе всё равно, кто будет снимать показания с секундомера – сам спортсмен или кто-то другой. Возможность исказить результат у спортсмена останется только пу-тём махинаций – несвоевременного включения или выключения секундомера, «под-кручивания», обмана при снятии результата и т.п. Но на это есть контролирующие ор-ганы. Если же спортсмен не станет предпринимать никаких махинаций, то результат можно считать достаточно надёжным. Почему так? Потому что в беге механизм оценки достаточно хорошо формализован.

      Также и в налогообложении. В нём  необходимы свои «секундомеры». Только достаточная степень формализации учёта в налоговых нормах позволит считать фор-мируемую информацию надёжной. Нельзя с самого налогоплательщика просто требо-вать, чтобы он выразил своё мнение об экономическом содержании операции, посколь-ку это мнение заведомо предвзято, и следовательно, недостоверно. Необходимо форма-лизовать это самое содержание. И тогда налогоплательщик отразит содержание в учёте, но это будет уже не его мнение, а мнение законодателя, выраженное в требованиях нормативных актов. Таким образом, в налоговом учёте приоритет формы над содержа-нием нельзя воспринимать как абсолют. Отражение в налоговом учёте результатов со-бытий, исходя из их экономического содержания, не совпадающего с формой, возмож-но. Но для этого данное содержание должно быть формализовано, то есть, обозначено в законе определёнными признаками, которые бы всеми могли применяться одинаково.

      Примеры реализации приоритета содержания над  формой в налоговом учёте уже  имеют место даже в российском налоговом законодательстве. Для  этого содержание формализуется  в нормах НК РФ. Например, распространённым случаем несовпадения формы и  содержания являются сделки с обратной покупкой. Когда организация заклю-чает две взаимосвязанные сделки – первую по продаже актива, а по второй сделке бе-рёт на себя обязательство выкупить этот актив через определённый срок, то содержа-ние этих двух сделок не совпадает с формой. По содержанию это одна сделка по полу-чению заёмных средств с предоставлением актива в залог. Поэтому по МСФО в данном случае не признаётся выручка по первой сделке, и вторая сделка тоже не отражается как покупка, а вместо этого отражается содержание операций – получение заёмных средств с предоставлением в залог актива. В налоговом учёте для того, чтобы обязать налогоплательщика отражать такое содержание, необходимо его каким-то образом формализовать. Формализованными сделками с обратной покупкой на рынке являются сделки РЕПО с ценными бумагами. Именно к этим сделкам и обращается 25 глава НК РФ, посвятив им отдельную статью 282 «Особенности определения налоговой базы по

      82

      16 Отношения в связи с НДС не рассматриваются для упрощения примера.  

      сделкам РЕПО с ценными бумагами». В этой статье предписывается вести учёт исходя из совокупного содержания обеих сделок, но не путём прописки общей фразы о том, что налогоплательщик, дескать, должен основывать своёй суждение на содержании, а путём подробной регламентации порядка требуемого учёта в самом тексте статьи. В данном случае ни у кого не возникают вопросы, как вести учёт – исходя из формы или из содержания. Налоговый учёт должен вестись исходя из требований НК, и от налого-плательщика уже не требуется задумываться над тем, насколько точно в этих нормах отражается содержание сделок, он просто должен будет выполнять прописанные тре-бования.

      Другим  весьма распространённым примером несовпадения формы и содержания являются сделки с отсрочками платежей без специального выделения процентной час-ти. Допустим, организация реализовала продукцию на 1 млн.руб. с условием, что поку-патель должен уплатить эту сумму не сразу, а через год после покупки16. По форме ор-ганизация получила выручку в размере 1 млн.руб., и никаких последующих доходов в связи с данной сделкой у неё уже не будет. Именно так в общем случае подобная опе-рация отражается в российском налоговом учёте. Но по содержанию организация по-лучила выручку в размере стоимости дебиторской задолженности, причём не номи-нальной, а её текущей стоимости. Текущая стоимость дебиторской задолженности все-гда меньше её номинала, допустим, в данном случае 900 тыс.руб. Остальные 100 тыс. должны признаваться как процентный доход в течение срока до момента погашения, в данном случае в течение следующего года. Так, исходя из содержания, данная сделка будет отражаться в соответствии с МСФО. Примечательно, что в данном вопросе, как и в большинстве других, российский бухучёт следует за налоговым учётом, а не за МСФО, и сделка отражается по форме, а не по содержанию, вопреки требованию ПБУ 1/98.

      Но  в данном случае следует обратить внимание на другое: что содержание для отдельных случаев всё-таки находит частичное закрепление  в НК РФ. Дело в том, что организация  может так и не получить причитающийся её процентный доход. Это про-исходит в случае уступки прав требования по дебиторской задолженности третьему лицу до наступления момента уплаты. В данном случае организация отказывается от своего ещё не полученного процентного дохода в пользу другого лица, поэтому уступ-ка всегда происходит ниже номинала. И такие случаи специально формализованы в НК в статье 279 «Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования». В частности, пункт 1 этой статьи регулирует ситуации уступки прав требования по дебиторской задолженности до наступления сроков её погашения, решая

Информация о работе Налоговый учет: преимущества и недостатки