Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:05, курсовая работа
Налоговый учет также охватывает информацию, которая не только используется внутри организации, но и сообщается внешним пользователям для проверки достоверности формирования налоговой базы. Для налогового учета является характерным учет доходов и расходов организации согласно Налоговому кодексу РФ, в связи с чем бухгалтерская прибыль и прибыль для налогообложения будут иметь существенные различия. Финансовое состояние предприятия не характеризуется данными налогового учета, так как его назначение ограничивается определением налоговой базы по тому или иному налогу.
1.1
1.2
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
Введение…………………………………………………………….
Основы соотношения бухгалтерского и налогового учета ……..
Объективные предпосылки выделения налогового учета из бухгалтерского учете……………………………………………….
Необходимость сближения налогового учета с бухгалтерским и существующие ограничения……………………………………….
Организация налогового учета на предприятии………………….
Проблемы реализации принципа начисления……………………
Основной способ ведения учета на предприятии………………...
Анализ необходимости сближения налогового учета с бухгалтерским учетом……………………………………………...
Предложения по совмещению налогового и бухгалтерского учета…………………………………………………………………
Налоговый учет: преимущества и недостатки……………………
Заключение……………………………………………….…………
Список используемой литературы……
83
вопрос
признания «убытка» – разницы
между номиналом дебиторки и
вырученной за неё суммы. Здесь установлено
ограничение возможности
Иногда формализация содержания сделок в российском законодательстве при-обретает довольно гротескный вид, в таких случаях как, например, с лизингом. Аренд-ные отношения всегда считались самым ярким примером несовпадения формы и со-держания. По форме имущество является собственностью арендодателя, но по содер-жанию оно может быть активом арендатора, как это чаще всего происходит в договорах лизинга. Для того, чтобы отличить ситуации, когда арендованный объект становится активом арендатора, от тех ситуаций, когда этого не происходит в международной практике бухгалтерского учёта сформировались специальные подходы, основанные на тщательном анализе условий договора аренды. Такой анализ, основанный на суждени-ях экспертов, не может использоваться в налоговом законодательстве из-за своей неоп-ределённости. Для его реализации в налоговой практике нужна формализация. Конеч-но, можно было бы попытаться формализовать все критерии разделения «финансовой» и «операционной» аренды, которые в частности используются в МБС 17 «Аренда». Но российский законодатель поступил проще: если в международной практике вопрос ре-шается на основании анализа условий взаимного соглашения, то так надо и записать в нашем законе: «по взаимному соглашению».
Выше уже цитировалась статья 31 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», где данная фраза нашла воплощение. Гро-теск ситуации состоит в том, что в норме опущено ключевое слово «анализ». В итоге на практике эта норма воплотилась в то, что сами стороны в договоре стали устанавливать, на чьём балансе отражается объект. В итоге до сегодняшнего дня стороны договоров лизинга в России устанавливают не только взаимные гражданские права и обязанности – срок аренды, график и суммы арендных платежей, условие о переходе или оставле-нии права собственности и т.п., но и порядок бухгалтерского и налогового учёта!
Это нонсенс. Если пойти по этому пути, то можно вообще отменить всякие нор-мативные правила учёта, пусть стороны сами устанавливают не только условия сделок,
84
но и решают, каким образом они будут отражать последствия этих сделок у себя в учё-те. Благо, что подобных примеров в российском законодательстве немного, но даже от-дельные случаи являются серьёзным препятствием для эффективного использования учётных систем.
Соотношение
содержания и формы можно рассматривать
и в другой плоско-сти. Организации
могут намеренно заключать
§ 3.4. Проблемы реализации принципа начисления.
Одним
из основополагающих принципов (допущений)
при составлении финан-совой
Финансовая отчётность создаётся для того, чтобы её пользователь смог оценить способности организации генерировать приток денежных средств в обозримом буду-щем. Показателем этой способности помимо прочего является финансовый результат деятельности организации, который определяется на периодической основе. С учётом предположения, что организация будет продолжать деятельность в обозримом буду-щем, такой факт, как выраженность финансового результата в деньгах теряет свою ак-туальность. Стратегическая способность организации генерировать денежные потоки не определяется текущим поступлением денег как таковых, а определяется умением эффективно использовать ресурсы. В общем плане она выражается в приросте чистых активов, элиминированном от вкладов участников. Поэтому возникает необходимость в определении финансового результата, независимого от денежных потоков. Ценность информации о самих денежных потоках от реализации принципа начисления не уменьшается. Просто эта информация преподносится обособленно от финансового ре-
85
зультата, и от этого её ценность только возрастает. По этой причине в финансовую от-чётность включается отдельный отчёт о движении денежных средств.
В
отличие от финансовой отчётности в
налогообложении отсутствует
для его применения. Это предмет настоящего исследования – сближение налогового учёта с бухгалтерским. Стремясь, облегчить бремя издержек для налого-плательщика, налоговому законодателю следует стремиться по возможности требовать от него применять те же учётные методы, которые он и так уже применяет в бухгалтер-ском учёте, в том числе, метод начисления.
Однако, этим предпосылки для применения данного метода в налоговом учёте заканчиваются. Причём, этим предпосылкам есть серьёзные противовесы. Во-первых, необходимость налогообложения реальных экономических параметров, в частности ре-альной прибыли, продиктована концепцией справедливости налогообложения. В свою очередь, тезис о том, что справедливой является уплата налога с реальной прибыли, очень сомнителен. Ведь налогоплательщик не имеет возможности планировать свои налоговые платежи, выбирать их оптимальный график на конкурентном рынке, как он делает в отношении других расходов, договариваясь с контрагентами. Налогоплатель-щик обязан платить налог в тот момент и в том размере, как требует от него законода-тельство. Причём платится налог только денежными средствами. Такие налоги как ЕСН зачастую включаются в стоимость активов, и поэтому их признание для целей на-логообложения прибыли откладывается., но платить их необходимо в текущем перио-де. Иногда бывают ситуации, когда сумма налогов, подлежащих уплате за отчётный
86
период, даже превышает прибыль, заработанную налогоплательщиком за этот же пери-од.
Учитывая эти факты, более справедливым следовало бы признать применение в налоговом учёте альтернативного кассового метода. Ведь в долгосрочном периоде по большому счёту общая сумма налоговых платежей налогоплательщика не зависит от выбора метода начисления или кассового метода. От этого зависит лишь момент упла-ты налога. Фактор бартерного обмена вряд ли здесь стоит принимать во внимание, так как он легко элиминируется путём прописки в налоговом законодательстве специаль-ных норм по бартерным сделкам. Было бы справедливым требовать от налогоплатель-щика платить налог деньгами именно в тот момент, когда у него эти деньги реально появляются. Интересы бюджета здесь никак не затрагиваются, поскольку более позд-няя уплата налога одними налогоплательщиками всегда компенсируется более ранней уплатой налога другими – их контрагентами. В связи с этим от применения кассового метода эффективность налогообложения в качестве инструмента макроэкономического регулирования также не снизится, так как метод влияет на перераспределение во вре-мени сумм уплачиваемого налога между разными налогоплательщиками, но не влияет на общую налоговую нагрузку на бизнес.
Как
раз вторым аргументом против метода
начисления является возможность ак-тивного
использования налогообложения
в качестве инструмента макроэкономическо-
87
основных средств. Этот пример является очевидным отступлением от принципа начис-ления, но такой факт нельзя считать погрешностью налоговой системы. Напротив, в подобных нормах выражается конкретная воля законодателя, направленная на дости-жение определённых позитивных экономических результатов. И вряд ли следует стро-ить налоговую систему на принципах, которые не позволяли бы использовать такие ин-струменты.
И наконец, в-третьих, одним из принципов построения налоговой системы явля-ется законодательная определённость налогов, о которой уже говорилось выше. Каж-дый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги, в каком размере, и в какое время он обязан платить. Для этого все необходимые параметры налогообложения должны быть чётко нормативно формализованы в налоговом законодательстве. С этой точки зрения применение кассового метода в налоговом учёте является намного более предпочтительным, чем применение метода начисления. Поступление и выбытие де-нежных средств представляет собой самые формализованные и явно выраженные опе-рации из всех, что совершает организация. В отношении этих операций предъявляются наиболее строгие нормативные требования к их документальному оформлению. Их проще всего отследить и проконтролировать. Бухгалтер никогда не встанет перед ре-шением вопроса, в какой именно период поступили денежные средства в организацию или выбыли. Это следует напрямую из первичных документов. На таком базисе стро-ить правила налогообложения достаточно удобно.
Начисление содержит в себе большую долю неопределённости. Общее правило предлагает признавать доходы и расходы в периоде, к которому они относятся, незави-симо от поступления и выбытия денежных средств. В этой формулировке вторая часть ещё более или менее понятна «независимо от поступления и выбытия денежных средств», но первая часть очень невнятна. Как определить, к какому периоду относятся доходы, и тем более расходы? Решение таких вопросов очень часто сталкивается с трудностями при составлении финансовой отчётности и требует профессионального суждения. И для финансовой отчётности понятна необходимость решения подобных вопросов. Но зачем ставить налогоплательщика перед решением таких же вопросов для исчисления налога, если в этом нет никаких особых потребностей для налогообложе-ния? Ведь суждение может быть разным у разных бухгалтеров, оно может не совпасть с суждением налогового инспектора. А это потенциальный источник конфликтов, су-дебных споров. Кроме того, реализация принципа начисления требует намного более тщательных и подробных формулировок по определению моментов признания доходов и расходов в налоговом законодательстве, что повышает издержки государства на его создание и актуализацию. Например, статьи 271, 272 НК РФ, в которых прописан метод
Информация о работе Налоговый учет: преимущества и недостатки