Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 09:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить организацию ревизии расчетов с разными дебиторами и кредиторами, рассмотреть их документальное оформление.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть значение ревизии расчетов в рыночной экономике;
- установить задачи и источники ревизии расчетов;
- изучить организацию ревизии расчетов с квартиросъемщиками и с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;
Введение 4
1. Роль и значение ревизии расчетов в рыночной экономике 6
1.1 Задачи и источники ревизии расчетов 6
1.2 Составление плана и программы ревизии расчетов с разными дебиторами и кредиторами 9
1.3 Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования.... 11
2. Ревизия расчетов с разными дебиторами и кредиторами 18
2.1 Ревизия расчетов по исполнительным документам 18
2.2 Ревизия расчетов с квартиросъемщиками и с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.... 19
2.3 Ревизия расчетов с депонентами и по имущественному и личному страхованию 20
2.4 Ревизия расчетов по претензиям 25
2.5 Ревизия расчетов с другими дебиторами и кредиторами 28
3. Заключительный этап ревизии расчетов 31
3.1 Составление акта ревизии расчетов с разными дебиторами и кредиторами 31
3.2 Рассмотрение результатов ревизии расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Совершенствование ревизии расчетов 32
Заключение 37
Список использованных источников 39
В процессе контроля расчетов с квартиросъемщиками и лицами, проживающими в общежитиях (субсчет 76/6), проверяют своевременность и правильность начисления платы за пользование квартирами, общежитиями и коммунальными услугами, своевременность и полноту погашения этой задолженности. При контроле применяют встречную сверку данных в ведомости учета расчетов с жильцами квартир и общежитий (или машинограммы) с показателями кассовых отчетов. При необходимости подвергают выборочной проверке расчеты с отдельными квартиросъемщиками путем их опроса и ознакомления с имеющимися у них квитанциями об оплате указанных услуг. Особое внимание обращают на правильность и полноту начисления платы за коммунальные услуги; полноту оприходования поступивших сумм в кассу предприятия, так как на практике встречаются случаи бесплатного предоставления квартир и коммунальных услуг работникам, которые по действующему законодательству не пользуются таким правом, а также допускается неполное оприходование фактически поступившей платы от квартиросъемщиков и жильцов общежитий.
Своевременность и полноту начисления и поступления взносов родителей за содержание их детей в детских дошкольных учреждениях (субсчет 76/7) выявляют путем сверки записей но наличию детей в этих учреждениях на отдельные даты ревизуемого периода (табель учета посещаемости детей в детском дошкольном учреждении) с начислением платы за их содержание (ведомость расчетов с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях) и с поступлением ее в кассу организации (кассовая книга).
Особое внимание следует уделить проверке расчетов с депонентами (субсчет 76/5), установить причины и реальность возникновения задолженности, законность ее списания. Депонирование оплаты труда может производиться по двум причинам: болезнь работника и нахождение его в командировке. Для того чтобы установить реальность возникновения и законность списания депонентской задолженности, необходимо сверить депонированные суммы с расчетно-платежными ведомостями за соответствующий период, сличить подписи депонентов в различных документах (расходных кассовых ордерах, платежных ведомостях, заявлениях и др.), в случае необходимости пригласить отдельных депонентов для подтверждения получения ими соответствующих сумм.
Следует также убедиться в обоснованности фактов, послуживших основанием для перечисления депонированных сумм в банки на лицевые счета отдельных депонентов или перечисления почтовым переводом. В случае необходимости проверяется подлинность документов, послуживших основанием для начисления оплаты труда или зачисления на работу отдельных лиц. В практике имеют место случаи начисления оплаты труда работникам за невыполнявшиеся работы, которая впоследствии депонируется и присваивается кассиром и бухгалтером. Причем депонированные суммы могут причитаться как рабочим организации, так и вымышленным лицам. Для незаконного получения таких сумм в расходных кассовых ордерах или в карточках депонентов подделываются подписи получателей денег.
Контроль расчетов за товары, проданные в кредит (субсчет 76/10), проводится с использованием методических приемов документального контроля и реализующих эти приемы контрольно-ревизионных процедур. В процессе проверки руководствуются Основными положениями о порядке расчетов за проданные рабочим и служащим в кредит товары и кредитования организаций по операциям, связанным с этими расчетами. Проверяя организацию расчетов с покупателями за товары, проданные в кредит, необходимо изучить расчетные отношения между организациями торговли и организациями, работники которых приобретают товары в кредит, наличие договоров, сроки представления поручений-обязательств покупателей, порядок погашения кредита и т.д. Проверяются, прежде всего, расчеты с покупателями, которые имеют просроченную задолженность. Определяются причины образования просроченной задолженности. Основной из них является нарушение правил предоставления кредита:
• выдача справок временным и сезонным работникам;
• выдача работнику нескольких справок одновременно на приобретение товаров в кредит;
• несвоевременное возвращение торговому предприятию поручения-обязательства в связи с увольнением работника;
• непринятие мер торговым предприятием к принудительному взысканию задолженности по кредиту.
В процессе проверки расчетов за товары, проданные в кредит, выявляются случаи неправильного взимания с покупателя платы за пользование кредитом, начисления пени за несвоевременное погашение кредита, отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета и отчетности.
Проверкой расчетов по индивидуальному жилищному строительству устанавливают характер, законность и дату возникновения задолженности за каждым индивидуальным застройщиком, соблюдение сроков ее погашения и меры, предпринимаемые организацией по взысканию просроченной задолженности. В случае выдачи займов на индивидуальное жилищное строительство выявляют обоснованность и размер их выдачи, сроки возврата и фактическое погашение полученных сумм. Используя прием встречной сверки записей, произведенных по субсчету 73/1 "Расчеты по предоставленным займам" и счетам 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", определяют своевременность и полноту отражения поступивших от индивидуальных застройщиков взносов в погашение их задолженности. Тщательной проверке подлежит каждый случай списания задолженности с лицевых счетов отдельных ссудополучателей в целях установления законности и реальности этих операций.
Для систематизации материалов ревизии ревизор должен иметь рабочую тетрадь, в которой регистрируются вскрытые факты нарушений, злоупотреблений и другие недостатки в работе организации. Регистрация установленных фактов в рабочей тетради должна производиться по отдельным разделам ревизии в соответствии со структурой (содержанием) основного акта документальной ревизии. Такой порядок накапливания материалов ревизии позволяет быстрее и логичнее оформить основной акт ревизии, полнее изложить недостатки, нарушения и злоупотребления, установленные ревизией.
3. Заключительный этап ревизии расчетов
3.1 Составление акта ревизии расчетов с разными дебиторами и кредиторами
По результатам ревизии расчетов с разными дебиторами и кредиторами, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт. Результаты ревизии, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой.
В случае если выявленное нарушение или злоупотребление может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, проверяющим до окончания ревизии составляется отдельный промежуточный акт. Он подписывается проверяющим (руководителем ревизионной группы), соответствующими должностными лицами проверяемого субъекта, а также лицами, причастными к выявленным нарушениям, от которых в обязательном порядке истребуются письменные объяснения.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт ревизии. Один экземпляр акта передается руководителю проверяемого субъекта. Акт составляется руководителем ревизионной группы. В нем излагаются результаты изучения всех вопросов, которые были поставлены в программе ревизии (Приложение Д).
Акт состоит из вступительной (общей) и результативной (ис-следовательской) частей. Во вступительной части указываются:
полное наименование документа (акта), дата и место его
составления;
основание для проведения ревизии (дата и номер приказа о
назначении ревизии, название организации, издавшей приказ), ее начало и окончание;
состав ревизионной группы (должность, фамилия, имя, отчество
каждого лица, осуществлявшего ревизию);
наименование ревизуемой организации (объединения) и период
производственной и хозяйственно-финансовой деятельности, за который проводилась ревизия;
фамилии и инициалы должностных лиц ревизуемого предприятия,
ответственных за его производственную и финансово-хозяйственную деятельность. Если в ревизуемом периоде произошла смена руководящих работников, в акте указываются фамилия лица, занимавшего ранее должность, и время его работы, а также фамилия лица, назначенного на должность, и дата назначения. Это необходимо для объективного установления меры ответственности за нарушения и недостатки, вскрытые ревизией;
сведения о предыдущей ревизии (кем проведена и за какой период
деятельности организации). Это позволяет установить преемственность ревизии, т.е. не был ли пропущен без контроля какой-либо период в деятельности ревизуемой организации. Здесь же указывается, что ревизия проведена с ведома руководителя организации и в присутствии главного бухгалтера.
Во вступительной части приводятся краткие данные о ревизуемой организации, ее организационной структуре и виде деятельности, указывают способы документальной проверки, какие операции проверены сплошным способом, а какие — выборочным. В последнем случае отмечают периоды, выбранные для проверки. Это необходимо для установления меры ответственности ревизора, если впоследствии окажется, что он не отразил в акте выявленные нарушения. Здесь также приводятся способы проведения инвентаризаций расчетов с дебиторами и кредиторами. Заканчивается вступительная часть акта фразой "Настоящей ревизией установлено следующее...", после чего следует изложение результативной части.
Результативная (исследовательская) часть акта ревизии расчетов с разными дебиторами и кредиторами представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и хозяйственно-финансовой деятельности организации. Эта часть акта состоит из отдельных разделов, соответствующих числу тем программы ревизии.
Построение результативной части акта ревизии строго не регламентируется. Каждая ревизия — это отдельное самостоятельное исследование ревизора (или группы ревизоров). В акте ревизии излагаются результаты этого исследования. Следовательно, построение и содержание акта зависят от результатов ревизии, поэтому дать конкретные рекомендации о его содержании для всех случаев и всех организаций невозможно.
В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, порчи и недостач и т.д. Все записи в акте должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми.
Акт ревизии расчетов с разными дебиторами и кредиторами оформляется таким образом, чтобы по каждому отраженному в нем факту можно было четко ответить на следующие вопросы:
- содержание нарушения со ссылкой на соответствующие законы, постановления правительства, приказы, ведомственные инструкции и другие нормативно-правовые документы;
- кто допустил нарушение (должность, фамилия, имя и отчество);
- по чьему указанию или разрешению совершено правонарушение (должность, имя и отчество) и каким образом было отдано это распоряжение;
- когда и где допущено нарушение (дата или период времени, в котором было совершено нарушение, наименование службы или структурного подразделения — цех, склад и т.д.);
- каким способом совершено нарушение и чем оно вызвано (цель, причины, условия; в большинстве случаев ответ на этот вопрос может дать только расследование материалов ревизии следственными органами); последствия нарушения (размер причиненного материального ущерба и другое).
Акт ревизии должен быть составлен грамотно, написан просто, ясно, деловым языком. Его не следует загромождать описанием структуры ревизуемой организации, изложением отчетных показателей из периодической и годовой отчетности (за исключением случаев, когда установлены факты вуалирования отчетности, приписок и необходимо сопоставить данные в представленной отчетности с фактическими), а также мелкими, незначительными нарушениями, которые по указанию ревизирующих были исправлены в период проведения ревизии. Внутри каждого раздела акта ревизии расчетов с разными дебиторами и кредиторами следует излагать факты по признаку их значимости, без соблюдения их хронологии во времени, т.е. в первую очередь освещать самые существенные факты, характеризующие недостатки, нарушения и злоупотребления.
Таким образом, чтобы составить качественный акт ревизии расчетов с разными дебиторами и кредиторами, необходимо внимательно систематизировать собранные при ревизии факты, группируя их по следующим признакам:
• связанные с привлечением к уголовной ответственности (растраты, хищения, порчи и т.п.);
• связанные со взысканием с виновных лиц материального ущерба без привлечения их к уголовной ответственности;
• прочие; включать в акт ревизии существенные факты, характеризующие недостатки в работе предприятия.
Мелкие однородные нарушения и недостатки следует группировать по видам нарушений в специальных ведомостях, прилагаемых к акту. В основном акте необходимо излагать итоговые данные и содержание нарушений и делать ссылки на соответствующее приложение; включать в акт ревизии только проверенные и документально обоснованные факты; внимательно отредактировать акт, не допуская в нем неточных, неясных и небрежных формулировок.
Вскрытые ревизией факты злоупотреблений, незаконного расходования средств и другие нарушения, включенные в акт ревизии, должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, ведомостями, аналитическими таблицами, объяснениями и др.
Информация о работе Организация ревизии расчетов с разными дебиторами и кредиторами