Ревизия представляет собой систему
обязательных контрольных действий
по документальной и фактической
проверке законности, целесообразности
и эффективности совершенных
в проверяемом периоде хозяйственных
и финансовых операций, а также
законности и обоснованности действий
должностных лиц при их осуществлении.
Цель ревизии — соблюдение конкретных
процедур, норм или правил деятельности,
проверка отчетности про веряемого
экономического субъекта, но не проверка
его методов управления или организации,
если они не противоречат действующему
законодательству.
Проверка представляет собой единичное
контрольное действие или исследование
состояния дел на определенном участке
деятельности проверяемого лица.
Обследование — это ознакомление
контролирующих органов с состоянием
определенного направления или
вопроса финансово-хозяйственной
деятельности проверяемого экономического
субъекта.
18 Вопрос: Права ревизира
ПРАВА РЕВИЗОРА
- Проверять денежные, бухгалтерские
и другие первичные документы
- Приобщать копии документов
к акту ревизии
- Осматривать объекты, требовать
проведения инвентаризации
- Проводить контрольные обмеры,
проверять качество продукции
- Привлекать к выполнению заданий
по ревизии работников ревизуемой
организации
- Обращаться с запросами к
другим организациям (банк)
- Проводить изъятие подлинников
документов
- Передавать материалы ревизии
следственным органам
- Пользоваться всеми видами
связи и транспорта
- Рассматривать жалобы и заявления
по вопросам ревизии
- Обжаловать решения, приняты по акту ревизии
ОБЯЗАННОСТИ РЕВИЗОРА
o Поставить в известность руководителя
о ходе ревизии
o Проверять законность финансово-хозяйственной
деятельности, постановку бухгалтерского
учета
o Выявлять случаи бесхозяйственности,
расточительности, хищений
o Точно и объективно освещать
в акте ревизии выявленные
факты
o Получать разъяснения по итогам
ревизии от руководителя и
главного бухгалтера
o Проверять полномочия должностных
лиц и законность и эффективность
их действий
o Соблюдать конфиденциальность
o Следить за личной безопасностью
РЕВИЗОРУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- Оказывать давление
- Употреблять обвинительные суждения
- Угрожать наказанием
- Давать оценку должностным
лицам
- Высказывать предположения
- Поддаваться на провокации
- Участвовать в праздниках
- Допускать иные неделовые отношения
- Прикасаться к ревизуемым ценностям
- Привлекать на роль экспертов
специалистов ревизуемой организации
19.Вопрос: Виды финансового
контроля по полноте охвата
По степени охвата:
Сплошной и выборочный
Тематический и комплексный
Полный и частичный
По содержанию экономический анализ
подразделяется на полный (комплексный)
и тематический (локальный). Полный
(комплексный) анализ предполагает улучшение
всех сторон деятельности предприятия
или подразделения в их взаимосвязи.
Он охватывает все стадии подготовки
производства — конструирование
изделий, разработку технологии их производства,
а также все последовательные
этапы процесса производства и обращения
продукции: материально-техническое
снабжение, производство, сбыт продукции,
финансово-распределительные и кредитно-расчетные
отношения. Тематический анализ ограничивается
изучением какой-либо темы, отдельного
вопроса. В полном (комплексном) анализе
все показатели изучаются во взаимосвязи
и взаимообусловленности, рассчитывается
влияние отдельных показателей
на другие, более общие. Тематический
анализ в ряде случаев можно рассматривать
как часть комплексного, его дальнейшее
углубление. По степени охвата анализируемого
объекта экономический анализ подразделяется
на сплошной и выборочный. Для выявления
сверхнормативных и ненужных запасов
товарно-материальных ценностей на
складах предприятий обычно проводится
их сплошная инвентаризация. Для анализа
использования времени работы оборудования
проводятся, как правило, выборочные
наблюдения.
20. Виды ревизии:
1) По субъекту контроля:-Ревизия
государственных органов;-Внутрихозяйственная
ревизия;-Ревизия проводимая аудиторскими
фирмами. 2) По организационному признаку:-Плановая
(провод в соотвт с планом
ревиз работ выше стоящ организ
или органами управления, но не
реже 1раза в год);-Внеплановые
ревизии и проверки проводятся
по специальным заданиям собственника
или вышестоящей организацией.3)
По объему проверки:-Сплошные, которые
предусматривают проверку финансово-хоз
деят, путем изучения или анализа
всех будующ док-тов и учетных
записей организацией за реализуемый
период.При сплошных ревизиях
изучаются все док-ты и регистры
бух учета, где отражена произ-водст
и хоз-вен деятельность организации.Сплошная
ревизия может применяться не
только в целом по операциям
и хоз деят, но и по отдельным
однородным операциям(кассовым, банковским
счетам) к сплошной ревизии прибегают
с случаи установления хищения
и злоупотреблений. Выборочная
ревизия предусматривает проверку
части хоз оперц, док-тов и
регистр бух учета по предварительно
намеченному плану,при этом некоторые
хоз опер провер не за весь
реализуемый период,а за отдельные
отрезки времени. Частичная ревизия
в ходе которых проверяют отдельные
области деятельности или отдельные
виды хоз операц(ревизия затрат,
тмц). Комбинированная ревизия представляет
сочетание видов ревизий по
объему проверки. 4) По кругу вопросов
подлежащ проверки:-Тематические
проверка по отдельным специальным
вопросам или проверка состояния
отдельных вопросов.-Сковозные ревизии
охватывают ряд подразделений,
цель является установить качес-во
управления их деятельности. -Комплексные
ревизии объективная, полная и правильная
оценка работы анализируемой системы.-
Некомплексная ревизия проводит один
ревизор, проверка финн хоз деят по данным
бух док-тации учетных регистров и отчетности.5)
По способу контроля за результатом ревизионной
работы. –Дополнительные ревизии проводится
когда имеются днные о том что при проведении
плановой ревизии не полностью скрыты
факты. –Повторные ревизии практикуются
для усиления контроля за качеством ревизионной
работы.
21.Задачи государственного
и муниципального финн контроля.
1) Проверка правильности
бух учета и достоверности
бух отчетности в соответст
с действующ законодат в области
налогооблажения,валютная, таможенной
и банковской деят. 2) Выявление
резервов роста дохода бюджета
в банках и др, кредит учреждениях.3)Контроль
за формированием и распределением
целевых бюджетных средств финансовой
поддержки регионов.4)Выявление фактов
расточительства.Применение соотвт
мер и наказание виновных лиц.Муниципальный
контроль призван выявить нарушения
установленных принципов законности,обеспечит
целевое и эффективное расходование
финансовых ресурсов и использование
имущества.
22. Планирование
ревизии. Планирование поэтапно.
Это разработка программы
плана ревизии . Программа ревизии
задание на ревизию дает заказчик,
ими могут быть администрация
организ, собственник организации,
получив задание ревизоры разрабатывают
программы ревизии, которая содержит
разделы:-цели ревизии,где формируются
задачи главные ревизии,перечисляются
объекты ревизии , часто проводится
перечень структурных подразделений.-вопросы
подлежащие проверки в них перечисляются
направления финн-хоз деятельности
организ.- Средства и условия необходимые
для проведения ревизии .В нем
содержится перечень орг техн средств
связи доставки условия проживания,
время работы и др.-Сроки и место
исполнения Указывается время
и окончание ревизии промежуточного
контроля, сроки, место, распеч объектов
ревизии. –Раздел,состав участников ревизии
дается отдельный список перечнь
лиц использующие допуск к конфедециальности
нформации.-Раздел формы документального
оформления ревизии, приводятся образцы
описей, актов, ведомостей,фома итогового
акта ревизии.
23.Функции гос-во
и муниц контроля. – Контроль за расходованием
бюджетных средств. – Контроль за использованием
гос-венной и муниципальной собственности
и проведение приватизации и национализации.-Контроль
за использованием гос-венных и муницип
внебюджетных фондов. –Контроль за обращением
средств бюджетного и внебюджетного фонда
в банках и иных кредитных учреждениях.
– Контроль эффективности предоставления
и законности использования льгот по налогооблажению
и получению дотаций. – Перечисление финансовых
злоупотреблений.
24.Обязанности
ревизора.
Приступая к ревизии
проводящий ее специалист должен
помнить, что он обязан: 1)Поставить
в известность об этом руководителя
ревизуемой организации, сообщить
о задачах ревизии, в ходе
ревизии информировать его об
отдельных недостатках выявленных,
и нарушении для принятия мер
к их устранению в период
проведения ревизии. 2) Проверить
законность финн хоз операц
совершенных ревизуемой организацией,обеспечение,
сохранность собтвенности, постановка
бух учета и достоверность
отчетности,качество первичных док-тов.
Поверять фактическое наличие
имущества и его соответствие
учетным данным,выявить случаи
бесхозяйственности , расточительности,хищений,затрат,
недостач незаконного расходования
денежных средств. 3) Точно и объективно
освещать в акте ревизии все
выявленные факты недостатков,
злоупотреблений и хищений,неправильного
составления или умышленного
искажения бух и др отчетностей,
излишеств в расходовании средств
всякого рода бесхоз потерь
с указанием виновных лиц,обязательно
подтвердить все обнаруженные
факты док-тами или ссылками
на них,а также требовать
объяснения от виновных лиц.4)
Получать от руководителя и
глав бух ревизуемой организации
соответствующие объяснения одновременно
с подписанием и акта,обсуждать
результаты ревизии на широком
совещании работников ревизуемой
организации. 5) Проверить полномочия
должностных лиц и законность,
целесообразность их действий. 6)
Соблюдать конфедициальность в
отношении информации полученной
в ходе ревизии. 7)Составить вопросы
привлекаемым экспертам в письменной
форме. 8) Следить за безопасностью
и в случаи возникновения опасности
немедленно покинуть ревизуемы
объект.
25. Инструкция «О порядке
проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными
органами Министерства финансов России».
При организации и
проведении ревизии или проверки,
оформлении и реализации их
результатов работники контрольно-ревизионных
органов обязаны руководствоваться
конституцией РФ, фед конституцион
законами, указами президента РФ,постановлениями
и распоряжениями правительства
РФ, приказами и распоряжениями.Права
и обязанности и полномочия
контрольно-ревизионного органа
определяются нормативными правовыми
актами РФ.Основной задачей ревизии
является проверка финн-хоз деят
организации:-соответсвие осущ деят
организации учредительными док-тами;-обоснованность
расчетов сметных назначений;-исполнение
смет расходов;-использование бюджетных
средств пО целевому назначению,
расчеты по оплате труда и
прочие расчеты с физ лицами.
Ревизия фин-хоз деят организации
проводится путем осуществления:
проверки учредительных, регистрационных,
плановых, отчетных, бух док-тов по
форме и содержанию в целях
установления законности и правильности
произведенных операций. Результаты
ревизии оформляются актом, который
подписывается руководителем ревизионной
группы(контролером-ревизором), а при
необходимости и членами ревизионной
группы, рук и главным бух ревизуемой
организации.
26 Вопрос: Предварительная
подготовка ревизии.
Предварительная подготовка
ревизии
Предварительная подготовка
ревизии тоже проходит поэтапно. В
процессе такой подготовки сначала
решаются методические вопросы, затем
организационные, после чего происходит
ознакомление с объектом ревизии.
Методические вопросы. Необходимо
изучить практический опыт ревизующего
органа по аналогичным программам проверки.
Как правило, в аудиторских фирмах
накапливаются материалы всех ревизий.
Нужно внимательно просмотреть
материалы предыдущих ревизий данной
организации. Материалы ревизий
должны храниться в проверяемой
организации. По этим материалам необходимо
определить основные вопросы, поднятые
ревизией, а также характер и формы
вскрытых недочетов и нарушений,
что поможет ревизорам обнаружить
аналогичные нарушения и недочеты
при осуществлении данной ревизии.
Ценную информацию можно
получить из объяснительных записок
к отчетам, которые составляют службы
и подразделения организации.
Организационные вопросы. Составляется
список необходимой оргтехники, пломбиров,
печатей, штампов и др. Разрабатываются
макеты объяснительных записок, заявлений,
запросов, двух журналов: журнала регистрации
вопросов и ответов и журнала
входящих и исходящих документов.
Если в программе не были предусмотрены
бланки документального оформления
ревизии, то они разрабатывается
во время подготовки ревизии.
Подбираются участники ревизии.
Комплексная ревизия предусматривает
участие в ней специалистов по
технологии производства, планированию,
снабжению, сбыту, финансам, учету и
т.д. Руководитель ревизии обеспечивает
правильную расстановку сил на месте,
следит за полнотой и качеством проверки
отдельных участков объекта, оказывает
участникам ревизии практическую помощь
в работе, руководит оформлением материалов
ревизии, представительствует в соответствующих
службах и организациях.
Состав участников ревизии
оформляется приказом по организации
которым устанавливается также
срок ревизии. Ревизоры готовят проект
приказа генерального директора
о начале работы ревизионной группы.
В приказе содержится фраза об
обязательном содействии всех работников
организации проведению ревизии. Каждый
ревизор должен иметь копию приказа.
Приходя на место ревизии, он обязан
предъявлять копию приказа и
по просьбе проверяемого — документы,
удостоверяющие его личность-Подготовка
ревизоров к ревизии завершается
инструктивным совещанием, которое
проводит руководитель ревизии.
Для обеспечения конфиденциальности
информации, полученной в ходе ревизии,
но не до конца выверенной, ревизоры
должны использоваться не зависящими
от проверяемого средствами связи. Помещение,
которое занимают ревизоры, должно
опечатываться и сдаваться под
охрану.
Ознакомление с объектом
ревизии. Следующий шаг в процессе организации
ревизии — это непосредственное знакомство
с объектом ревизии. Для успеха ревизии
немаловажное значение имеет ознакомление
со структурой управления организации,
данные о которой мот. содержаться в приказах
по основной деятельности или в документах
совета директоров. Изучая структуру управления,
необходимо понять общую систему субординации
в организации, взаимодействие ее учетного
и финансового органов, службы сбыта и
снабжения, роль коллегиальных органов
управления (совета директоров, правления
и др.)
В ходе предварительного знакомства
следует уяснить, себе систему документооборота.
Первый документ, который требуется
прочесть,— номенклатура дел, в которой
представлена информация о содержании
документов, накапливающихся в отделах
организации. Необходимо проанализировать
порядок создания, регистрации и
доведения до исполнителей распорядительных
документов (приказов, распоряжений). Следует
ксерокопировать приказы о создании
инвентаризационных. ревизионных комиссий,
приказы с образцами подписей
материально ответственных лиц,
распорядителей денежных ресурсов.
С опытным работником организации
нужно пройти по цехам и складским
помещениям, посетить службы и отделы.
В ходе предварительного обследования
организации ревизор должен вникнуть
в технологию работы, территориальное
расположение мест хранения и отгрузки
материальных ценностей.