Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 12:32, курсовая работа
Целью работы является исследование проблем учета, анализа и аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками.
При исследовании ставились и решались следующие задачи:
определить экономическую сущность расчетных отношений с поставщиками и подрядчиками и их значение в осуществлении хозяйственной деятельности;
выявить роль расчетов с поставщиками и подрядчиками в общей системе бухгалтерского учета;
рассмотреть зарубежный опыт отражения экономических отношений с поставщиками и подрядчиками;
- изучить практический порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на АО «ПХЗ»;
- отразить особенности учетной политики АО «ПХЗ»;
выявить налоговое отношение при расчетах с поставщиками и подрядчиками;
отразить особенности учета при импортных операциях;
сформировать схему оборота документов при расчетах с поставщиками и подрядчиками;
ознакомиться с порядком аудита и анализа;
обобщить результаты исследования объекта в выводах и предложениях.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО РАСЧЕТАМ C ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
5
1.1 Сущность и значение операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками в осуществлении хозяйственной деятельности предприятия
5
1.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в общей системе бухгалтерского учета
7
1.3 Зарубежный опыт отражения экономических отношений с поставщиками и подрядчиками
10
2. ПРИЗНАНИЕ И УЧЕТ КРАТКОСРОЧНОЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПОСТАВЩИКАМ И ПОДРЯДЧИКАМ НА ПРИМЕРЕ АО «ПХЗ»
13
2.1 Краткая характеристика предприятия и учетная политика в области учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
13
2.2 Синтетический и аналитический учет
20
2.3 Налоговое отношение при расчетах с поставщиками и подрядчиками. Особенности учета при импортных операциях
29
3. АУДИТ И АНАЛИЗ КРАТКОСРОЧНОЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПОСТАВЩИКАМ И ПОДРЯДЧИКАМ
41
3.1 Цель и задачи проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками.
41
3.2 Оценка состояния системы внутреннего контроля
45
3.3 Программа аудита и процедуры по существу
49
3.4 Анализ краткосрочных и долгосрочных обязательств
53
3.5 Обобщение результатов аудиторской проверки
59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На основании бухгалтерского
баланса и результатов
На начало 2007 года коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности по счетам к оплате составил 33,4; на конец 2007 года – данный коэффициент составил – 29,4. Этот факт говорит о том, что оборачиваемость кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками уменьшилась, что является отрицательным результатом. Коэффициент среднего срока оборота кредиторской задолженности – отражает средний срок возврата коммерческого кредита предприятием и определяется отношением произведения количества дней в году на сумму кредиторской задолженности к выручке от реализации.
На начало 2007 года коэффициент среднего срока оборота кредиторской задолженности составил 10,9; на конец 2007 года коэффициент среднего срока оборота кредиторской задолженности составил 12,4. Данный факт говорит о том, что оборот задолженности поставщикам и подрядчикам замедлился, что нельзя назвать положительным моментом.
На 1.01.08г наибольшая кредиторская задолженность АО «ПХЗ» числится перед следующими хозяйствующими субъектами:
Предприятие в процессе своего функционирования и развития как открытая система постоянно испытывает воздействие внешней среды. Результаты и эффективность деятельности предприятия в значительной степени определяются его внешней средой. Воздействие внешней среды на предприятие является, во – первых, многофакторным, во – вторых, динамичным и, в – третьих, неопределенным. Внешняя среда АО «ПХЗ» представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Внешняя среда предприятия
Бухгалтерия является самостоятельным
подразделением АО «ПХЗ» и подчиняется
непосредственно его
К основным задачам бухгалтерской службы АО «ПХЗ» относят следующие: организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия; контроль над экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью собственности; методическая работа по вопросам бухгалтерского и налогового учета, контроля и отчетности; создание и поддержание резерва на должности руководителей бухгалтерии; выполнение экологической политики, стратегических целей и плановых заданий в области охраны окружающей среды. Структура бухгалтерской службы АО «ПХЗ» представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Структура бухгалтерской службы АО «ПХЗ»
Распределение обязанностей между руководителями и специалистами производится главным бухгалтером. Пределы функций, прав и обязанностей, делегируемых работникам, закрепляются в должностных инструкциях, утвержденных руководителем Общества. Взаимоотношения и связи по должности представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Взаимоотношения и связи по должности
Должностные лица, структурные подразделения, сторонние организации |
Главный бухгалтер получает документы |
Главный бухгалтер передает документы |
Секретариат |
Копии приказов, распоряжений,
указаний директора по основной деятельности.
Корреспонденцию в адрес |
Сводки, справки, сведения
о финансовом состоянии по запросам
директора. Отчеты о результатах
экономического анализа финансово-хозяйственно |
Кадровая служба |
Копии приказов по личному составу. Отчет о расходовании бланков трудовых книжек и вкладышей к ним. Табели учета рабочего времени сотрудников |
Бланки трудовых книжек и вкладышей к ним. Ведомость использования очередных отпусков работникам структурных подразделений (ежеквартально и на конец отчетного года) |
Продолжение таблицы 2 | ||
Должностные лица, структурные подразделения, сторонние организации |
Главный бухгалтер получает документы |
Главный бухгалтер передает документы |
Другие структурные подразделения фирмы |
Сведения о затратах на выполнение работ, услуг. Счета. Квитанции на приобретение товарно-материальных ценностей. Авансовые отчеты сотрудников |
Сведения о нормах расхода денежных средств и материалов на командирование сотрудников, выполнение работ, услуг. Распоряжения и указания по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, оформления финансово-хозяйственных операций и представления в бухгалтерию требуемых сведений и документов |
Коммерческие банки |
Письменные разъяснения, указания по вопросам взаимодействия с банком, кредитования, отчетности и др. |
Банковские документы (в частности подписания и контроля) |
Налоговый комитет |
Письменные указания, разъяснения по вопросам налогообложения. Акты проверок правильности уплаты налогов в бюджет. Протоколы о выявленных нарушениях налогового законодательства |
Годовую и квартальную отчетность, балансы |
Бухгалтерия АО «ПХЗ» выполняет следующие основные функции: формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и исходя из структуры и особенностей деятельности Общества, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости; разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности; обеспечение порядка проведения инвентаризаций; обеспечение соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота; учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг); обеспечение расчетов по заработной плате; правильное начисление и перечисление налогов и сборов в республиканский и местный бюджеты, перечислений обязательных пенсионных отчислений в пенсионные фонды и др.
Работниками бухгалтерской службы АО «ПХЗ» разработана учетная политика, которая утверждена приказом руководителя предприятия. В организационном отделе сказано, что для ведения бухгалтерского учета на предприятии применяется журнально-ордерная форма. Способ заполнения и обработки документов – ручной с частичным применением средств автоматизации. В методическом разделе учетной политики большое внимание уделяется регламентации бухгалтерского подхода к учету материальных запасов.
Учетная политика АО «ПХЗ» состоит из следующих разделов:
В разделе «Обязательства»
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предназначены счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам», 4110 «Долгосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам». Счета по структуре – пассивные, по назначение - основные, расчетные, сальдо кредитовое отражает сумму задолженности предприятия поставщикам по неоплаченным счетам, оборот по дебету – погашение задолженности, оборот по кредиту – возникновение новой задолженности. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками отражается в журнале-ордере №6. Записи по кредиту счета производятся на основании предъявленных поставщиками и подрядчиками и принятых к оплате счетов-фактур за:
Итоговые данные журнала – ордера должны быть увязаны с соответствующими данными по синтетическим счетам Типового плана (Таблица 3)
Таблица 3 - Типовые бухгалтерские проводки по расчетам с поставщиками и подрядчиками
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Поступление от поставщика товарно-материальных запасов, инвестиций, внеоборотных активов (по покупной стоимости) |
2730, 2410, 2510, 2210, 1310,1350, 1330, 1150 |
3310, 4110 |
Принятие НДС в зачет при поступлении от поставщика товарно-материальных запасов, инвестиций, внеоборотных активов |
1420 |
3310, 4110 |
Отражение полученных от поставщика работ, услуг (по стоимости работ, услуг) |
7110, 7210, 8410 |
3310, 4110 |
Принятие в зачет НДС при получении от поставщика работ, услуг |
1420 |
3310, 4110 |
Отражение суммы недостачи сверх норм естественной убыли и потери от порчи, обнаруженные при приемке на склад ранее оплаченных материальных запасов и внеоборотных активов: а) если она признана поставщиком и имеется уверенность в ее погашении б) если она не признана
поставщиком и отсутствует |
1280
7470 |
3310, 4110
3310, 4110 |
При наличии акта сверки сумма кредиторской задолженности списывается в пределах и за счет дебиторской задолженности |
3310, 4110 |
1210 |
Погашение кредиторской задолженности путем зачета аванса |
3310, 4110 |
1610 |
Погашение кредиторской
задолженности денежными |
3310, 4110 |
1010,1030 1040,1060 |
На предприятии применяется утвержденный приказом Министерства финансов РК Типовой план счетов бухгалтерского учета.
Все операции оформляются соответствующими документами.
Бухгалтерский документ – это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета [6, с.98]. Документация выполняет роль импульса, дающего начало движению учетной информации. Сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских документов называется документооборотом (Рисунок 5).
Рисунок 5 - Схема документооборота расчетов с поставщиками и подрядчиками
К учету принимается только правильно
оформленный документ, а именно тот,
в котором заполнены все
Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после отгрузки им товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению, либо по предоплате [7, с.44].
Без согласия организации в без акцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефонов, почтово-телеграфные услуги.
Для оперативного руководства хозяйственной деятельностью, а также контроля за сохранностью собственности обобщающих данных, получаемых с помощью синтетического учета, недостаточно. Например, кроме данных об общей сумме основных средств необходимо иметь сведения о конкретных видах основных средств (здания, оборудование, машины и т.п.).
Возникновение обязательств по полученным основным средствам, нематериальным активам и товарам отражается корреспонденцией счетов бухгалтерского учета, которая рассмотрена в таблице 4.