Проверка расчетов организации с персоналом по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении порядка проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда и предложении направлений ее совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
6
1.1 Концепция оплаты труда работников в Республике Беларусь, ее сущность значение и задачи. Основные положения оплаты труда работников организации
6
1.2 Цель, задачи, способы и объекты проверкирасчетов по оплате труда
22
1.3 Краткая экономическая характеристика ОАО «Автобусный парк № 6 г. Гомеля»
26
2 ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА, НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
36
2.1Информационное и нормативное обеспечение проверки расчетов с персоналом по оплате труда
36
2.2 Инвентаризация расчетов организации с персоналом по оплате труда. Проверка правильности начислений от заработной платы и удержаний из нее
43
2.3 Проверка состояния бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда, направления ее совершенствования
49
2.4 Анализ расчетов организации с персоналом по оплате труда 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62

Вложенные файлы: 1 файл

ОПЛАТА ТРУДА.docx

— 182.34 Кб (Скачать файл)

                                  ЗПп = Сч×tраб      (1.5).

При повременно-премиальной системе  наряду с оплатой за отработанное время по тарифным ставкам (должностным  окладам) работникам начисляют премии за качество работы, за достижение определенных количественных показателей.

С точки зрения экономической сущности между сдельной и повременной  формами заработной платы принципиального  различия нет: обе они базируются на определенной рынком труда цене рабочей силы (трудовой услуги) и установленной законодательством продолжительности рабочего времени. Основные преимущества и недостатки форм оплаты труда представлены в таблице 1.3.

 

Таблица 1.3 - Преимущества и недостатки современных формы оплаты труда

 

Преимущества

Недостатки

Повременная

Простота расчета заработной платы, достаточно тарифных ставок и информации об отработанном времени

Заработная плата не зависит  от результатов работы

Сдельная

Сумма заработной платы четко зависит  от количества произведенной продукции, налицо заинтересованность работников в повышении производительности труда

Не учитывается качество произведенной продукции, а только количество


 

Продолжение таблицы 1.3

 

Преимущества

Недостатки

Повременно-премиальная

Простота расчета, при распределении премии могут учитываться результаты работы

Размеры премий не всегда зависят от результатов работы. Премии распределяет руководитель, и поэтому существует вероятность субъективной оценки

Сдельно- премиальная

Те же, что и у сдельной системы  оплаты труда. Кроме того, если премии устанавливаются за качество продукции, работник заинтересован выпускать больше продукции не в ущерб ее качеству

Те же, что и у сдельной системы  оплаты труда, при условии, что премии не связаны с качеством произведенной  продукции


Примечание. Источник [].

Заработная плата включает две  составляющие: основная и дополнительная. К основной заработной плате относится плата, начисленная за отработанное в организации время: оплата по тарифным ставкам и окладам, сдельным расценкам, оплата брака и простоев не по вине рабочих, доплаты за работу в ночное время, премии из фонда оплаты труда, доплата рабочим за работу в выходные и праздничные дни и сверхурочные часы, за обучение учеников и т.д. Дополнительная - оплата, начисленная за неотработанное время: отпуска основные и социальные, льготные часы подросткам, перерывы в работе кормящих матерей, а также вознаграждения за выслугу лет и т.д.

В экономической литературе заработную плату принято подразделять на номинальную и реальную. Под номинальной заработной платой подразумевается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. Она характеризует уровень оплаты в принятых денежных единицах Республики Беларусь [2].

По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, но не об уровне потребления и благосостояния работника. Для этого необходимо знать реальную заработную плату - ту массу жизненных благ и услуг, которую можно приобрести за полученные деньги. Ее размер находиться в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной - от уровня цен на предметы потребления и платные услуги.

Соотношение и динамика номинальной  и реальной заработной платы представляют особый интерес, поэтому общество постоянно  уделяет внимание анализу этих показателей. Так, возможен рост номинальной зарплаты при снижении реальной, когда индекс цен на товары и услуги превышает индекс номинальной заработной платы.

Следует отметить, что центральное  место в производственной деятельности любой организации занимают труд и его результаты, так как без коллектива работников не существует организации и без необходимого количества людей определенных профессий и квалификации ни одна организация не может достичь своей цели. В современных условиях хозяйствования правильная организация труда и его оплаты должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы, формирование мотивов и стимулов к труду.

Реформирование организации оплаты труда требует от государства  принятия широкой программы действий: предотвращение падения реальной заработной платы, использование различных методов ее индексации, а предпочтительнее - недопущение инфляции [18, с. 127].

Проведенное исследование систем оплаты труда позволяет сделать вывод, во-первых, о многогранности и сложности  проблемы формирования эффективной системы заработной платы, во-вторых, о взаимосвязи социально-экономического развития страны и заработной платы, в-третьих, о необходимости реформирования оплаты труда в Республике Беларусь с учетом зарубежного опыта, прежде всего, в части реализации мотивационных принципов организации заработной платы.

В целях совершенствования организации  труда и предупреждения нарушения законодательства в сфере трудовых отношений нанимателем, осуществляется регулирование оплаты труда. Регулирование оплаты труда и трудовых отношений осуществляется на государственном уровне и в организации.

Регулирование со стороны государства  осуществляется путем разработки законов, нормативных актов, декретов, указов в области трудовых отношений  и оплаты труда работника.

Основным документом, регулирующим трудовые отношения между нанимателем и работником, является Трудовой кодекс Республики Беларусь, в котором установлены общие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений (заключение, изменение и прекращение трудового договора), особенности регулирования труда отдельных категорий работников, общие правила регулирования коллективных трудовых отношений, ответственность работников и нанимателей и контроль за соблюдением законодательства о труде [2].

В целях совершенствования организации  труда, предупреждения нарушений законодательства в сфере трудовых отношений, внедрена контрактная форма найма работников. Основополагающими актами в данной сфере стали Декрет Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2012 г. № 1 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 21, 1/13294), а также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 1999г. №1476 (в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 58), принятое во исполнение вышеназванного Декрета, которым было утверждено Положение о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками.

С этого времени в Беларуси начался  массовый перевод работников на контрактную форму найма, включая и тех работников, с которыми ранее были заключены трудовые договоры на неопределенный срок. Контракт - это трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный в нем срок, содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде и предусматривающий конкретную минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника. Контракт заключается на срок не менее одного года, в письменной форме в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон [18, с. 129].

В контракте должны быть указаны  в качестве обязательных следующие  условия: дата подписания; место работы; должность, профессия, специальность  работника; срок действия контракта; права  сторон; обязанности и ответственность сторон; условия организации и оплаты труда работника (с учетом результатов его работы), предусматривающие зависимость мер поощрения от соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; дополнительные меры стимулирования труда, в том числе: предоставление работнику дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней; повышение тарифной ставки (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством);

Контракт, являясь разновидностью трудового договора, имеет общие  черты с "обычным" трудовым договором и особенности, которые его выделяют в самостоятельный вид трудового договора. В частности, общими чертами контракта и обычного трудового договора являются следующие:

контракт, как и любой трудовой договор, является юридическим фактом, с которым законодательство связывает  возникновение конкретного трудового  правоотношения;

в силу контракта, как и любого трудового  договора, стороны (работник и наниматель) приобретают взаимные права и  обязанности;

работники, работающие у нанимателя, как по контракту, так и по любому трудовому договору, обязаны подчиняться  установленному трудовому распорядку и надлежащим образом выполнять свои обязанности и др.

Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. №181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г.), установлено, что оплата труда работников осуществляется на основе Единой Тарифной Сетки Республики Беларусь.

В современных условиях хозяйствования существует две системы организации заработной платы: тарифная и бестарифная. Наиболее распространенной и традиционной является тарифная система организации заработной платы. Тарифная система представляет собой совокупность нормативных документов, позволяющих устанавливать и регулировать уровень оплаты труда в зависимости от его сложности и условий. Она включает тарифно-квалификационные справочники, единую тарифную сетку и тарифную ставку первого разряда.

Основная (тарифная) часть заработной платы работников организаций дифференцируется и регулируется Инструкцией о  порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь №123 от 20 сентября 2002г. (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 марта 2009 г. № 40).

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий  рабочих, квалификационные справочники должностей служащих представляют собой систематизированные перечни всех работ и профессий, должностей, содержат необходимые квалификационные характеристики, требования к ним и тарифные разряды работ и рабочих, должностей служащих.

Единая тарифная сетка работников представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифный (квалификационный разряд) характеризует уровень квалификации работника. Он зависит от степени сложности выполняемых работ, уровня теоретических и практических знаний, а также ответственности работника. Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз тарифные ставки второго и последующих разрядов выше тарифной ставки первого разряда.

Тарифная ставка - это абсолютный размер оплаты труда работника в единицу времени. Тарифная ставка первого разряда устанавливается государством и периодически пересматривается с учетом темпов инфляции, величины прожиточного минимума. Тарифная ставка любого разряда определяется произведением тарифной ставки первого разряда и соответствующего тарифного коэффициента.

Тарифная ставка первого разряда  в Беларуси с 1 сентября 2012 года составляет 225 000 рублей.

Месячные тарифные ставки рассчитывают на основе тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь. Размер тарифной ставки первого разряда повышает Совет Министров в зависимости от появления для этого экономических предпосылок.

По данной методике определяют уровни оплаты труда конкретных профессионально-квалификационных групп работников. Республиканские тарифы по оплате являются обязательными для бюджетных учреждений, а также нанимателей, получающих дотации из бюджета.

Иные наниматели, в том числе  организации, предприятия и учреждения потребительской кооперации, обязаны  использовать республиканские тарифы для дифференциации оплаты труда  работников, которые используются как  минимальные гарантии размеров оплаты труда. Хозрасчетные предприятия и организации самостоятельно устанавливают тарифную ставку первого разряда, тарифные ставки и оклады исходя их своих финансовых возможностей и при условии повышения эффективности хозяйствования, роста объемов производства и реализации продукции (товаров, работ и услуг).

Государство также регулирует размеры  установленных доплат и надбавок и иных условий. Надбавки и доплаты  начисляются сверх основной заработной платы.

Индексацию доходов населения  хозрасчетные предприятия осуществляют в порядке, предусмотренном Законом  Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. № 476-XІІ «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (в ред. Закон Республики Беларусь от 14 июля 2009 г. № 41-З) и коллективным договором с целью частичного возмещения потерь от инфляции. Индексация доходов населения может производиться путем единовременного пересмотра Советом Министров Республики Беларусь минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда, а также государственных пособий.

Оплата труда и премирование работников могут регулироваться также документами локального характера. Рассмотрим некоторые из них:

1. Правила внутреннего трудового  распорядка — это установленный  работодателем в предусмотренном порядке документ, регламентирующий организацию труда, при помощи которого работодатель обеспечивает трудовую дисциплину и желаемое поведение.

Информация о работе Проверка расчетов организации с персоналом по оплате труда