Пути снижения себестоимости продукции на ОАО «Молоко»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 05:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать теоретические и практические вопросы анализа затрат на производство и реализацию продукции и рассмотреть основные механизмы управления затратами на ОАО «Молоко»
Основные задачи:
определить теоретические аспекты учета затрат на предприятии;
дать оценку методов учета затрат на производство;
провести анализ затрат на производство и реализацию продукции ОАО «Молоко»;
выявить основные направления снижения себестоимости продукции;
разработать конкретные направления управления затратами предприятия.

Содержание

Введение
Обзор литературы………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические и методические аспекты управления
затратами на предприятии………………………………………….
1.1. Себестоимость продукции – как экономическая категория……………..
1.2. Учет затрат молочной промышленности агропромышленного
комплекса…………………………………………………………………..
1.3. Оценка методов учета затрат ………………………………………………
1.4. Особенности применения системы «директ-костинг» при
учете затрат и результатов производства…………………………………..
Глава 2. Анализ себестоимости продукции на ОАО «Молоко»………………
2.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Молоко»……………………
2.2. Анализ материальных затрат…………………………………………………
2. 3. Анализ использования труда и заработной платы
2.4. Анализ объёма, качества и структуры продукции …………………………
2.5. Анализ затрат на производство и сбыт продукции ………………………
2.6. Анализ общей суммы затрат на рубль товарной продукции……………….
2.7. Анализ себестоимости отдельных видов продукции………………………
2.8. Резервы снижения себестоимости продукции……………………………….
Глава 3. Пути снижения себестоимости продукции
на ОАО «Молоко»……………………………………………………….
Глава 4. Правовое обоснование ………………………………………………….
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ОАО Молоко.doc

— 934.00 Кб (Скачать файл)

  П.С.Безруких такое мнение  считает ошибочным. Действительно,  на этапе перехода экономики к рыночным отношениям, когда продажную цену устанавливают по соглашению стран, а в условиях дефицита мнение поставщика определяющие, формирование и анализ себестоимости единицы продукции становиться как будто не только не нужным, но иногда и лишающим при диктате цен. Но ведь в условиях насыщения рынка товаром и появления конкуренции значении калькулирования себестоимости должно неизменно возрасти. Это означает, что надо добиваться точнейшего исчисления себестоимости путем отнесения наибольшего числа статей затрат прямым путем и нахождения наиболее точной базы распределения косвенных расходов, что пропагандировалось до последнего времени.

По мнению Безруких П.С., в будущем предпринимателей, инвесторов и держателей акций все больше будет интересовать информация о продажных ценах, затратах на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельности продукции. А поэтому сейчас полезно изучить принципы и методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, с тем, чтобы знать какая бухгалтерская информация о затратах наилучшим образом может быть использована для принятия управленческих решений [13,с.17].

Изучение производства – особая проблема, которая добавляется к традиционным проблемам различных видов анализа, таких как анализ отраслей, продукции общий анализ – считает так Любушин Н.П. – он отмечает, что оценка технологического уровня производства является первостепенной задачей анализа. Оценка должна проводиться с учетом взаимосвязей с другими элементами анализа (это уровень механизации, автоматизации машин, уровень механизации труда) [41,с.26].

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Себестоимость продукции – как экономическая категория

 

В системе показателей, характеризующих  эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит  себестоимости продукции (работ, услуг).

В себестоимости продукции  как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Себестоимость – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Чем ниже себестоимость продукции установленного качества, тем выше рентабельность производства.

Себестоимостью продукции являются выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.

Себестоимость продукции – важнейший  показатель производственно-хозяйственной деятельности организаций. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Себестоимость это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому  анализ себестоимости позволяет, с  одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции (работ, услуг). Если себестоимость повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот.

Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе  для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны.

  В.Е. Ластовецкий обращает внимание на анализ себестоимости, который включает в себя анализ затрат предприятия по элементам, статьям калькуляции, местам возникновения затрат и т.д.  Автор считает, что при анализе необходимо определить влияние каждого факта и дать им оценку.

Объектами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются следующие показатели: затраты на рубль товарной продукции; себестоимость единицы товарной продукции; полная себестоимость товарной продукции; себестоимость по элементам затрат; себестоимость по  калькуляционным статьям; себестоимость отдельных видов продукции; прямые материальные затраты; прямые трудовые затраты.

Обобщающим показателем себестоимости  является себестоимость рубля товарной продукции, который наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью предприятия [38,с.146].

Группировка расходов по элементам  позволяет осуществлять контроль за формированием, структурой и динамикой  затрат по видам, характеризующим их экономическое содержание. Анализ поэлементного  состава и структуры затрат на производство дает возможность наметить главные направления поиска резервов в зависимости от уровня материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости производства.

И.А.Белобжецкий [14]  и Ф.Л. Васин [18] рассматривают основные виды группировок, применяемых при учете и калькулирования   себестоимости продукции.

  По технико-экономическому  значению затраты на производство  подразделяются на основные (технологически неизбежные расходы, обусловленные процессом изготовления продукции) и накладные производственные расходы (учитываемые на счете 25 «Общехозяйственные расходы», в отдельную группу накладных расходов выделяют общие для предприятия административно-управленческие, хозяйственные и сбытовые расходы, несвязанные непосредственно с производственным процессом [14,с.12].

  По способу включения  в себестоимость отдельных видов  продукции затраты делятся на прямые и косвенные.

  К прямым относятся  затраты, которые связаны с  производством определенных видов продукции и поэтому могут быть отнесены на их себестоимость непосредственно по данным первичных документов.

  К косвенным относятся  затраты, связанные с производством  нескольких видов продукции и  распределяются между ними пропорционально  применяемому базису.

  Ф.Л. Васин, кроме того, предлагает классифицировать затраты по степени охвата планом (планируемые и не планируемые), по месту возникновения (производственные и внепроизводственные), а так же затраты входящие (приобретенные и имеющиеся в наличии ресурсы, использование которых должно принести доходы в будущем) и истекшие (ресурсы, израсходованные для получения доходов) [18,с.52].

По мнению А.А. Голованова  все затраты подразделений подразделяются  в первую очередь на две большие группы: затраты, связанные с производством продукции, затраты связанные с ее реализацией [20,с.43].

И.А. Белобжецкий  считает, что по степени зависимости от объема производства следует различать условно-переменные (которые по своим абсолютным размерам изменяются в зависимости от изменения объема производства) и условно-постоянные расходы (абсолютная величина которых существенно не изменяется при колебаниях объемов выпуска продукции) [14,с.13].

В.Б.Моссоковский же считает, что расходы в основных отраслях сельскохозяйственного производства в зависимости от его объемов следует подразделить на три группы: постоянные, условно-переменные, переменные. Размер постоянных расходов не зависит от объема производства, например, амортизация основных средств, страховые платежи, текущий ремонт, освещение, отопление и т. д. [45,с.12].

  К переменным нужно  относить такие расходы, которые предопределяются выходом продукции, в частности заработная плата большинства производственных рабочих, начисленная за полученную продукцию.

Анализ выполнения плана в постатейном  разрезе начинается с сопоставления фактических затрат с плановыми, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент. Тем самым выявленные отклонения раскрывают изменения затрат независимо от структурных и ассортиментных сдвигов в выпуске продукции. Основное внимание должно быть уделено при анализе тем статьям, по которым допущены непланируемые потери и перерасходы. Однако анализ себестоимости не должен ограничиваться только этими статьями. Значительные резервы снижения себестоимости продукции могут быть вскрыты и по остальным статьям при более детальном анализе затрат на материалы, топливо, энергию, расходов на заработную плату и комплексных статей себестоимости.

Построение факторных  моделей показателей себестоимости  позволяют измерять непосредственное влияние факторов на изменение уровня затрат (рис.1.1.). Кроме приведенных на рисунке выделяются такие факторы как изменение объема выпускаемой продукции и структуры.

Углубление анализа  до второго и последующих уровней  раскрывает пути и резервы снижения себестоимости.

 

 

 


Рис. 1.1. Система факторов, влияющих на уровень затрат

Анализ себестоимости  на каждом хозяйствующем субъекте является важным моментом для его дальнейшего  развития и процветания, ибо в  зависимости от того, как предприятие справилось с заданием по снижению себестоимости, в конечном итоге зависит финансовый результат его деятельности. Вот почему анализ себестоимости так важен для принятия управленческих решений.

И.Г.Кондракова полагает, что по характеру применения управленческий учет универсален. Его можно внедрять на всех предприятиях и в организациях, имеющих затраты и зависящие от них финансовые результаты деятельности, но на каждом предприятии он индивидуален, так как все предприятия разные, как, собственно, и люди, на них работающие. Каждое предприятие имеет свои цели, стратегии, приоритеты, интересы, ценности, культуру, традиции, которые отличаются от того же набора атрибутов в других предприятиях.

Бухгалтерский учет разделился на финансовый и управленческий, чтобы окончательно определиться с  управленческим учетом важно проследить различия и сходство между финансовым и управленческим учетом.

Финансовый  учет ведется в целом по предприятию, рассматривает его, как единый хозяйственный комплекс. Затраты и результаты деятельности, расчеты с поставщиками и покупателями, налоги и другие обязательные платежи, резервы и целевые поступления учитывают в обобщенных по организации суммах, не подразделяя их по видам деятельности, структурным подразделениям и т. п. Управленческий учет ведется по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам отклонений и лишь при необходимости обобщается в целом по предприятию [35,с.40].

Различны не только содержание, но и периодичность, и сроки представления отчетности. В финансовом учете отчетность может быть составлена по итогу за месяц, квартал, год, время ее представления — спустя несколько дней, недель, месяцев. В управленческом учете периодичность представления соответствующих данных — ежедневная, недельная, месячная. Часть отчетных данных формируется по мере потребности в них или к определенному, заранее установленному сроку.

Управление себестоимостью продукции предприятий - планомерный  процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения.

Основными элементами системы  управления себестоимостью продукции являются прогнозирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

  Целью учета затрат  и исчисления себестоимости продукции  (работ, услуг) является  современное и достоверное отражение фактических затрат на производство продукции в документах о финансово-хозяйственной деятельности.

  Т.Л.Карпова считает,  что затраты необходимо классифицировать  в зависимости от размера предприятия, особенностей технологии и организации производства, номенклатуры, продукции, контроля, трудоемкости учета, удельного веса в общих затратах, роли в процессе производства, эластичности факторов снижения важности в планировании и т.д. Она также считает, что есть три направления учета затрат:

  1. Затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции (материалы, затраты на труд, накладные расходы),
  2. Затраты на производство, данные о которых являются основанием для принятия решений (поведение затрат: постоянные и переменные, затраты будущего периода),
  3. Затраты, используемые в системе планирования, контроля, регулирования (центры ответственности, регулируемые и нерегулируемые затраты) [32,с.163].

В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены, начиная с 2000 года, Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 года № 33н (с изменениями от 30 декабря 1999 года, 30 марта 2001 года), начиная с 1 января 2002 года, главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации. Данные нормативные акты определили издержки, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), и затраты, производимые за счет соответствующих источников финансирования (прибыли организации, фондов специального назначения, целевого финансирования и целевых поступлений и др.)

Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции на ОАО «Молоко»