Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 05:18, курсовая работа
Цель исследования – исследовать теоретические и практические вопросы анализа затрат на производство и реализацию продукции и рассмотреть основные механизмы управления затратами на ОАО «Молоко»
Основные задачи:
определить теоретические аспекты учета затрат на предприятии;
дать оценку методов учета затрат на производство;
провести анализ затрат на производство и реализацию продукции ОАО «Молоко»;
выявить основные направления снижения себестоимости продукции;
разработать конкретные направления управления затратами предприятия.
Введение
Обзор литературы………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические и методические аспекты управления
затратами на предприятии………………………………………….
1.1. Себестоимость продукции – как экономическая категория……………..
1.2. Учет затрат молочной промышленности агропромышленного
комплекса…………………………………………………………………..
1.3. Оценка методов учета затрат ………………………………………………
1.4. Особенности применения системы «директ-костинг» при
учете затрат и результатов производства…………………………………..
Глава 2. Анализ себестоимости продукции на ОАО «Молоко»………………
2.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Молоко»……………………
2.2. Анализ материальных затрат…………………………………………………
2. 3. Анализ использования труда и заработной платы
2.4. Анализ объёма, качества и структуры продукции …………………………
2.5. Анализ затрат на производство и сбыт продукции ………………………
2.6. Анализ общей суммы затрат на рубль товарной продукции……………….
2.7. Анализ себестоимости отдельных видов продукции………………………
2.8. Резервы снижения себестоимости продукции……………………………….
Глава 3. Пути снижения себестоимости продукции
на ОАО «Молоко»……………………………………………………….
Глава 4. Правовое обоснование ………………………………………………….
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………
Данные
для расчета коэффициента обновления
Показатель |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Общий объём выпуска продукции, тыс. руб. |
126543 |
133358 |
138091 |
Объём выпуска новых видов продукции, тыс. руб. |
13564 |
7061 |
7100 |
Коэффициент обновления ассортимента продукции |
0,1 |
0,06 |
0,06 |
За 2005 год коэффициент обновления ассортимента продукции составил 0,06, по сравнению с 2004 годом он не изменился, а с 2003 годом уменьшился на 0,04 или на 40%.
Это свидетельствует о том, что предприятие менее активно стало обновлять ассортимент продукции. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.
2.5. Анализ общей суммы затрат на производство
продукции
Источники информации: данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.
Объекты анализа себестоимости продукции:
- полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
- уровень затрат на рубль выпущенной продукции;
- себестоимость отдельных изделий; отдельные статьи затрат.
Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам (таблица 2.5.1)
Таблица 2.5.1.
Элементы затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Структура затрат, % | |||||
2004 г. |
2005 г. |
Отклонение, +/- |
2004 г. |
2005 г. |
Отклонение, +/- | ||
Материальные затраты |
88734 |
95357 |
6623 |
66,6 |
69,1 |
2,5 | |
В том числе: |
|||||||
Сырье и материалы |
78669 |
84715 |
6046 |
59 |
61,3 |
2,3 | |
Топливо |
3046 |
3731 |
685 |
2,3 |
2,7 |
0,4 | |
Электроэнергия и т.д. т.д. |
7019 |
7048 |
29 |
5,3 |
5,1 |
-0,2 | |
Оплата труда |
13075 |
13129 |
54 |
9,8 |
9,5 |
-0,3 | |
Отчисления на социальные нужды |
3399 |
3446 |
47 |
2,6 |
2,8 |
0,2 | |
Амортизация |
1589 |
4560 |
2971 |
1,2 |
3,3 |
2,1 | |
Прочие затраты |
23839 |
24876 |
1037 |
17,7 |
18 |
0,3 | |
Полная себестоимость |
132439 |
138198 |
5759 |
98,7 |
100 |
1,3 | |
В том числе: переменные расходы постоянные расходы |
76814,6
55624,4 |
71863
66335 |
-4951,6
10710,6 |
58
42 |
52
48 |
-6
6 |
Затраты на производство продукции
Как видно из таблицы фактические затраты предприятия выше плановых на 5759 тыс. руб. или на 1,3%. Перерасход произошел практически по всем видам и особенно по материальным затратам. Такие изменения произошли за счет роста сырья на 2,3 %. Это обусловлено тем, что в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, выросла цена закупаемого предприятием сырья, т.е. подорожало молоко и другие покупные полуфабрикаты. Также за счет роста затрат на топливо 0,4%, снизились затраты на энергию (электроэнергия, вода, тепло) на 0,2%, за счет строительства своей котельной предприятие обеспечивает себя теплом самостоятельно, возросла сумма амортизации на 2,1%.
За отчетный период произошло
некоторое изменение в
В целом рост себестоимости продукции вызван тем, что в следствии расширения ассортимента продукции в отчетном году увеличился объем выпускаемой продукции по сравнению с предыдущим годом.
Общая сумма затрат на производство продукции может измениться из-за:
- объема производства продукции;
- структуры продукции;
- уровня переменных затрат на единицу продукции;
- суммы постоянных расходов.
При изменении объёма производства продукции возрастают только переменные расходы (заработная плата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги), постоянные расходы (амортизация зарплата управленческого персонала) остаются неизменными остаются неизменными в краткосрочном периоде.
Зависимость общей суммы затрат представлена
следующим образом:
где Зобщ. - общая сумма затрат на производство продукции;
VВП - объем производства продукции (услуг);
bi - уровень переменных расходов на единицу продукции (услуг);
а - абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.
Данные для факторного анализа общей суммы затрат с делением затрат на постоянные и переменные проведены в таблице 2.5.2.
Таблица 2.5.2
Затраты на единицу продукции, тыс. руб
Вид продукции |
Уровень себестоимости продукции, руб |
Объём производства, тн. | ||||||
2004 |
2005 | |||||||
всего |
в том числе |
всего |
в том числе | |||||
пере- мен. |
пост. |
пере- мен. |
пост. |
2004 |
2005 | |||
Молоко |
35797 |
26848 |
8949 |
43400 |
34720 |
8680 |
1925 |
2900 |
Кисломолочная продукция |
33153 |
22876 |
10277 |
35120 |
23882 |
11238 |
1796 |
1870 |
Сметана |
13883 |
9996 |
3887 |
14616 |
10524 |
4092 |
751 |
976 |
Творог |
12862 |
7460 |
5402 |
11680 |
6074 |
5606 |
694 |
730 |
Сырки |
7313 |
4388 |
2925 |
7480 |
4264 |
3216 |
397 |
405 |
Масса творожная |
8896 |
5071 |
3825 |
9672 |
5416 |
4256 |
483 |
667 |
Масло животное |
5394 |
3884 |
1510 |
5760 |
4032 |
1728 |
289 |
360 |
Сыр плавленный |
10625 |
6163 |
4463 |
10680 |
5554 |
5126 |
573 |
580 |
Нежирная молочная продукция |
5192 |
3011 |
2181 |
5592 |
2092 |
2684 |
278 |
312 |
Таблица 2.5.3
Исходные данные для факторного анализа общей
суммы затрат на производство продукции
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Факторы изменения затрат | |||
Объём выпус-ка продук |
Струк- тура про-дукц. |
Пере- мен. затр. |
Посто- янные затр. | ||
Затраты базового периода: ∑(VBПi0 * bi0) + а0 |
132439 |
t0 |
t0 |
t0 |
t0 |
Затраты базового периода пересчитанные на объём производства продукции отчетного периода при сохранении базовой её структуры: ∑(VBПi0 * bi0) * Iвп + а0 |
131597 |
t1 |
t0 |
t0 |
t0 |
Затраты по базовому уровню на выпуск продукции отчетного периода: ∑(VBПi 1* bi0) + а0 |
134264 |
t1 |
t1 |
t0 |
t0 |
Затраты отчетного периода при базовом уровне постоянных затрат: ∑(VBПi1 * bi1) + а0 |
135617 |
t1 |
t1 |
t1 |
t0 |
Затраты отчетного периода: ∑(VBПi1 * bi1) + а1 |
138198 |
t1 |
t1 |
t1 |
t1 |
Из таблицы 2.5.3 видно, что в связи с сокращением выпуска продукции на 2% (Iвп = 0,37) сумма затрат уменьшилась на 842 тыс.руб. (131597 -132439).
За счет изменения
структуры продукции сумма
Из-за повышения уровня удельных переменных затрат общая их сумма увеличилась на 1353 тыс.руб.(135617 - 134264).
Постоянные расходы возросли на 2581 тыс.руб. (138198 - 135617).
Таким образом, общая сумма затрат выше базовой на 5959 тыс.руб., в том числе за счет изменения объёма производства продукции и её структуры на 1825 тыс.руб. (134264 - 132439), а за счет роста себестоимости продукции на 3934 тыс.руб. (138198 - 134264).
2.6. Анализ затрат на рубль товарной продукции
Затраты на рубль произведенной продукции - очень важный обобщающий показатель, характеризующий связь между себестоимостью и прибылью от реализации, которые изменяются под влиянием следующих факторов:
а) структуры и ассортимента продукции;
б) изменения
себестоимости отдельных
в) изменения цен на материальные затраты, тарифов на энергию и грузовые перевозки;
г) изменения отпускных цен на продукцию, работы и услуги.
Этот показатель универсален, поскольку, во-первых, может рассчитываться в любой отрасли производства, а во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции
(З общ) к валовой продукции (ВП) в действующих ценах. Если его уровень ниже единицы, производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы – убыточным.
УЗ = Зобщ. / ВП = ∑(VBПобщ. * bi) + а / ∑(VBПобщ. * Цi) , (6)
где Si - себестоимость единицы продукции;
VВПi - объём производства;
bi - ставка переменных расходов на единицу продукции;
Цi - цена.
На его уровень оказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы. Одни из них влияют положительно, другие - отрицательно, третьи же как положительно, так и отрицательно в зависимости от сложившихся условий. Правильная оценка поведения себестоимости в зависимости от изменения различных факторов имеет весьма важное значение при обосновании бизнес-планов и управленческих решений. Если его уровень ниже единицы, то производство продукции является рентабельным, при уровне больше единицы - убыточным.
Затраты на рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшиться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Стоимость товарной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.
Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепной подстановки по данным таблицы 2.6.1. и по данным о выпуске товарной продукции.
Таблица 2.6.1
Данные
о стоимости произведённой
Товарная продукция |
Порядок расчета |
Сумма тыс. руб. |
Валовая продукция: - базового периода; |
ВП0 = ∑ (VВПi0 * Цi0 ) |
96436,12 |
- отчетного периода при сохранении базовой структуры и цен; |
ВПусл1 = ∑ (VВПi1 * Цi0) + ВПстр. |
106293 |
- отчетного периода при базовом уровне отпускных цен; |
ВПусл2 = ∑ (VВПi1 * Цi0) |
116754 |
- отчетного периода по текущим ценам |
ВП1 = ∑ (VВПi1 * Цi1) |
138391 |
Таблица 2.6.2
Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат
на рубль произведённой продукции
Затра- ты на рубль про- дукц. |
Расчет |
Факторы | ||||
Объём произ- водства |
Струк- тура произ- водства |
Уровень удельн. перемен. затрат |
Сумма посто- янных затрат |
Отпуск- ные цены на продук. | ||
t0 |
132439 : 96436,12 = 137,3 |
t0 |
t0 |
t0 |
t0 |
t0 |
Усл. 1 |
131597 : 106293 = 123 |
t1 |
t0 |
t0 |
t0 |
t0 |
Усл. 2 |
134264 : 116754 = 115 |
t1 |
t1 |
t0 |
t0 |
t0 |
Усл. 3 |
135617 : 116754 = 116 |
t1 |
t1 |
t1 |
t0 |
t0 |
Усл. 4 |
138198 : 116754 = 118 |
t1 |
t1 |
t1 |
t1 |
t0 |
t1 |
138198 : 138391 = 99,86 |
t1 |
t1 |
t1 |
t1 |
t1 |
Общ. = 99,86 - 137,3 = -37,44 |
- 13,5 |
- 8 |
1 |
2 |
-18,4 |
Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции на ОАО «Молоко»