Пути снижения себестоимости продукции на ОАО «Молоко»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 05:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать теоретические и практические вопросы анализа затрат на производство и реализацию продукции и рассмотреть основные механизмы управления затратами на ОАО «Молоко»
Основные задачи:
определить теоретические аспекты учета затрат на предприятии;
дать оценку методов учета затрат на производство;
провести анализ затрат на производство и реализацию продукции ОАО «Молоко»;
выявить основные направления снижения себестоимости продукции;
разработать конкретные направления управления затратами предприятия.

Содержание

Введение
Обзор литературы………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические и методические аспекты управления
затратами на предприятии………………………………………….
1.1. Себестоимость продукции – как экономическая категория……………..
1.2. Учет затрат молочной промышленности агропромышленного
комплекса…………………………………………………………………..
1.3. Оценка методов учета затрат ………………………………………………
1.4. Особенности применения системы «директ-костинг» при
учете затрат и результатов производства…………………………………..
Глава 2. Анализ себестоимости продукции на ОАО «Молоко»………………
2.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Молоко»……………………
2.2. Анализ материальных затрат…………………………………………………
2. 3. Анализ использования труда и заработной платы
2.4. Анализ объёма, качества и структуры продукции …………………………
2.5. Анализ затрат на производство и сбыт продукции ………………………
2.6. Анализ общей суммы затрат на рубль товарной продукции……………….
2.7. Анализ себестоимости отдельных видов продукции………………………
2.8. Резервы снижения себестоимости продукции……………………………….
Глава 3. Пути снижения себестоимости продукции
на ОАО «Молоко»……………………………………………………….
Глава 4. Правовое обоснование ………………………………………………….
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ОАО Молоко.doc

— 934.00 Кб (Скачать файл)

Относительная экономия материальных затрат составила 2389 тыс. руб., т.е. от материальных затрат отчётного периода вычитаем материальные затраты базисного периода.

Из  таблицы 1.2. видно, что в 2005 году прибыль на рубль материальных затрат осталась прежней по сравнению с 2004 - 0,01руб.

Материалоотдача за 2005 год составила всего 1 рубль 31 копейку. По сравнению с предыдущим годом она снизилась на 3 копейки, или на 2,2%.

Материалоёмкость  за 2005 год увеличилась на 2 копейки  или на 2,7% и составила 76 копеек. На повышение материалоёмкости продукции оказал влияние рост цен на сырьё и материалы.

Темпы роста объёмов производства в 2005 году ниже темпа роста материальных затрат. Хотя в 2004 году темпы роста объёмов производства были выше темпов роста материальных затрат. Коэффициент соотношения темпов роста объёма производства и материальных затрат на конец 2005 года составил 98%. По сравнению с 2004 годом он снизился на 12,4%.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что показатели не соответствуют нормативным значениям.

Кадровый  состав предприятия ОАО «Молоко» на данный момент насчитывает 307 работников.

Для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации применяется штатное расписание которое содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах.

По  возрастному составу персонал в основном пожилой: 40,2 % - доля персонала в возрасте от 41 до 55 лет; 31,3 % - доля персонала в возрасте от 17 до 30 лет; 20,3 % - доля персонала в возрасте от 31 до 40 лет; 8,2 % - доля персонала в возрасте от 56 до 72 лет.

По  стажу работы на данном предприятии, есть такие работники , которые проработали 30 лет (1,9%). Основной процент персонала работает недавно: 40,5 % работают с 2004 года; 11,1 % работают с 2005 года; 11,7 % работают с 2003 года; столько же работает с 2002 года; 8,9 % работают с 2001 года; 3,2 % работают с 2000 года. Это связано с тем, что с 2000 года Улан-Удэнский молочный комбинат вошел в состав производственного объединения «Наран».

Персонал организации  состоит из работников аппарата управления организацией и ее подразделений, основных и вспомогательных рабочих, работников административно-хозяйственного отдела, работников охраны.

Для оценки уровня интенсивности  использования персонала применяется система обобщающих и частных показателей производительности труда (Таблица 1.3).                            

 

 

 

 

       Таблица 1.3

Показатели производительности труда

Наименование  показателя

2004

 год

2005 год

Отклонения

Выпуск продукции, тыс. руб.

133358

138091

+4733

Среднесписочная численность рабочих, чел.

226

221

-5

Фонд рабочего времени на производство всей продукции, час.

600124

600354

+230

Среднегодовая    выработка    продукции    одним рабочим, тыс. руб.

518

510

-8

Среднечасовая    выработка    продукции    одним рабочим, руб.

5,13

4,92

-0,21

Трудоёмкость  одного рубля продукции

195,08

203,05

+7,97




 

По данным таблицы 1.3 видно, что среднегодовая выработка рабочего предприятия уменьшилась на 8 тыс. руб., хотя доля рабочих увеличилась. Также увеличилась среднечасовая выработка рабочих на 7,97 руб. Отрицательно повлияли целодневные и внутрисменные потери рабочего времени.

Трудоёмкость  снизилась всего на 0,21 ч. Это снижение в положительную сторону, хотя производительность труда снизилась (на 8 тыс. руб.).

Теперь рассмотрим размеры и динамику средней заработной платы (таблица 1.4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.4

Динамика  средней заработной платы

 

Показатели

2002

2003

Откл.

2004

Откл.

2005

Откл.

Среднесписочная

численность

254

324

+70

316

-8

307

-9

Среднемесячная   

 заработная

плата

2522

2829

+307

4659

+1830

5999

+1340


Темпы роста заработной платы за 2003 год составили 122,2 %, в 2004 году -164,7% и в 2005 – 128,8 %. В 2005 году темп роста заработной платы снизился на 36 %.

 

2.2. Анализ объёма производства и структуры продукции

 

Объём производства и реализации продукции является взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объём производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объём продаж, а, наоборот, возможный объём продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объёме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста  объёма производства и реализации продукции, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Объём производства и реализации промышленной продукции выражается в натуральных и стоимостных измерениях. Обобщающие показатели объёма производства продукции получают с помощью стоимостной оценки.

Объём реализации продукции определяется по отгрузке продукции покупателям. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потреблением. От того, как продаётся продукция, какой спрос на неё на рынке, зависит и объём её производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объёмов производства и реализации продукции. Их используют при анализе объёмов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции (Таблица 2.2.1).

Таблица 2.2.1

Основные показатели объёмов производства и реализации

продукции ОАО  «Молоко»

 

 

Показатели

Ед.

изме

рения

2002

год

2003

год

2004

год

2005 год

Объём промышленной продукции в сопоставимых ценах (без НДС)

тыс.

руб

73549

126543

133358

138091

Объём промышленной продукции в действительных ценах (без НДС)

тыс.

руб

61040

115039

121234

125537

Производство  продукции в натуральном выражении:

Цельномолочная  продукция, всего в том числе

тонн

4400

8722

7086

7384

• Молоко цельное

тонн

550

2091

1541

2100

• Кисломолочная  продукция

тонн

847

1467

1118

1570

• Сметана

тонн

260

583

511

600

• Творог жирный

тонн

218

454

394

500

• Сырки 

тонн

2

112

77

120

• Масса творожная

тонн

186

55

169

180

• Масло  животное

тонн

-

76

154

155

Нежирная  продукция

тонн

-

50

178

195

Количество наименований выпускаемой продукции

Шт.

37

44

47

56

Себестоимость продукции

Тыс. руб

71339

125974

132439

138198

Рентабельность

%

30

70

70

40

Прибыль (убыток)

Тыс. руб

212

122

796

830


 

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и  реализации продукции, расчётов темпов роста и прироста (см. таблицу 2.2.2)

 

 

Таблица 2.2.2     

Динамика  производства и реализации продукции 

в сопоставимых ценах

 

Год

Объём

производства

продукции,

тыс. руб.

Темпы роста, %

Объём

реализации,

тыс. руб.

Темпы роста, %

 

базисные

 

цепные

 

базисные

 

цепные

2002

73549

100,0

100,0

71750

100,0

100,0

2003

126543

172,1

172,1

126585

176,4

176,4

2004

133358

105,4

98

133657

105,6

98

2005

138091

103,6

64

138342

103,5

64


Из таблицы  видно, что за четыре года объём производства вырос на 3,6 %, а объём реализации - на 3,5 %. Темпы роста реализации ныже темпов роста производства, что свидетельствует об имеющихся остатков нереализованной продукции на складах предприятия.

Большое влияние  на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции с учётом  изменения конъюнктуры рынка является одним из важных индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры выпуска  продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и др. ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- оценку   экономической   эффективности   и   степени   риска   изменений   в ассортименте продукции.

Рассмотрим  освоение новых видов продукции  на ОАО «Молоко» за последние 2 года (см. Таблицу 2.4.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4.2.

Освоение новых видов продукции

Наименование продукта

Тонн

Тыс. руб

2004  год

Молоко 3,2 % в полипропиленовой бутылке

266

3610

Йогурт 6% в полистироловом стакане по 0,25 кг.

14

453

Сырки 8% с ванилином

76

3603

Сырки 8% с изюмом

26

1302

Сырки нежирные с изюмом

6

253

Сыр плавленый «Омичка» в полистироловом стакане 

по 0,1 кг

2,6

160

Сыр плавленый «Кавказский» в в полистироловом стакане по 0,1 кг

2,1

124

Сыр плавленый «С луком для супа» в полистироловом

стакане по 0,1 кг

0,5

34

Сыр плавленый «Колбасный»  40%

70

4022

Всего  

 

13564

Удельный  вес в общем объёме, %

 

16

2005 год

Молоко топлёное 4%

35

425,4

Ряженка 4%

79,2

1230,1

Сметана 20% в  полистироловом пакетах по 0,5 кг

8,8

371,5

Масса творожная 8% с курагой

28,9

1673

Масса творожная 8% с черносливом

26

1498,8

Сыворотка молочная пастеризованная в полистироловых                    пакетах

7,5

20,5

Сыр «Адыгейский»

4,9

275

Масло «Белгородское» фасованное по 0,2 кг.

23,8

1204,6

Масло «Старокрестьянское»  весовое 

4,6

248,5

Молоко стерилизованное 2,5% в полипропиленовой

бутылке 

8,3

114,0

Всего

 

7061,4

Удельный  вес в общем объеме, %

 

6

Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции на ОАО «Молоко»