Система бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 16:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является - изучение бухгалтерского учета и налогообложения, а также анализ их взаимосвязей. При изучении цели были поставлены следующие задачи:
1) Определить понятие и структуру налоговой системы и бухгалтерского учета;
2) Сформировать методику налоговой проверки денежных средств;
3) Произвести проверку налоговым инспекторам учредительных документов;
4) Налогообложение расчетов с поставщиками и покупателями;
5) Налогообложение товарно-материальных ценностей;
6) Налогообложение и учет готовой продукции;

Содержание

Введение 2
Глава 1 Понятие и структура налоговой системы 4
1.1 Система налогов и сборов 4
1.2 Значение и роль налогообложения в экономической системе 9
1.3 Функции налогообложения 11
1.4. Принципы налогообложения 12
1.5 Общий порядок уплаты налогов 14
1.6 Основные налоги и сборы 20
1.7. Налоговые нарушения и ответственность за их совершения 22
Глава 2 Система бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях 28
2.1 Налогообложения и отражения в учете основных средств предприятия 28
2.2 Структура затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции 39
Глава 3 Начисление и уплата налогов торговыми предприятиями 42
3.1 Налог на добавленную стоимость 42
3.2 Налог на прибыль. 53
3.3 Налог на имущество 61
3.4. Транспортный налог 63
3.5 Расчет налоговой базы по единому социальному налогу 76
3.6 Единый налог на вмененный доход 79
Заключение 87
Список использованной литературы 89

Вложенные файлы: 1 файл

Бухучет и налогообложение.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

При установлении специальных  налоговых режимов законодателем  определяются обязательные элементы налогообложения, а также, естественно, налоговые льготы. Ведь установление  специальных налоговых режимов для отдельных категорий хозяйствующих субъектов либо субъектов отдельных сегментов национальной экономики. как правило, продиктовано стимулированием и улучшением регулирования их деятельности (например субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных производителей).

К специальным налоговым  режимам могут быть отнесены:

1. упрощенная система  налогообложения;

2. система налогообложения в виде единого налога на  вмененный доход для  отдельных видов деятельности  (ЕНВД);

3. система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции;

4. система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный  налог)

1. 2. Значение  и роль налогообложения в экономической  системе общества.

Налогообложения является одной из важнейших функций государства  и одновременно выступает средством  финансового обеспечения его  деятельности. Финансовое обеспечения государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов.

   Государственные  доходы – это часть национального  дохода, обращаемая в процессе  распределения и перераспределения  в собственность и распоряжения  государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства1. В зависимости от  формы образования таких доходов выделяют налоговые и неналоговые доходы  государства.

В настоящее время  к неналоговым доходам принято  относить:

1. доходы от использования имущества, находящееся в государственной или муниципальной собственности;

2. доходы от продажи  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

3. доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти;

4. средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  в том числе штрафы, пени, компенсации,  а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного России, субъектам Федерации, муниципальным образованием и иные суммы принудительного изъятия;

5. доходы в виде  финансовой помощи, полученной от  бюджетов других уровней бюджетной  системы России, за исключением  бюджетных ссуд и бюджетных кредитов и иные неналоговые доходы;

Налоговые доходы государства  и муниципальных образований  – это предусмотренные налоговым  законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а  также пени и штрафы, взимаемые  за нарушение налогового законодательства.

Сегодня в демократических  государствах с экономикой рыночного  типа главным видам государственных  доходов являются  налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней  в процессе  налогообложения.

Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура его закрепления в законе, а также определены обязательные элементы налогообложения. Таким образом, элементами налогообложения являются:

1. налогоплательщики  и объект налогообложения; 

2. налоговая база;

3. налоговый период;

4. налоговая ставка;

5. порядок исчисления  налога;

6. порядок и сроки  уплаты налога;

7. налоговые льготы;

Основой налогообложения  выступают налоговые отношения  – совокупность властных отношений  по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действие (бездействие)  их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершения налоговых правонарушений  (ст.2. НК). С одной стороны, налогообложение – это прямое изъятие органами  налоговой администрации определенной части ВНП в пользу государства для формирования централизованных и региональных финансовых ресурсов. С другой – налогообложение как комплексная экономико-филосовская категория включает в себя комплекс  мероприятий, проводимых органами налоговой администрации для изъятия части ВНП в целях его последующего перераспределения  в интересах всего общества, и общественные отношения, умонастроения и социальная обстановка в обществе, порождаемые с налогообложением.

Под налогообложением в  совокупности  следует понимать весь процесс взимания налогов и  сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов  участников этого процесса. Защита прав законных интересов участников отношений в сфере налогообложения – это обжалование актов налоговых органов действий (бездействия) их должностных лиц и одновременно защита права и законных интересов государства, осуществляемая путем привлечения виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

1.3. Функции  налогообложения.

 

Корни сегодняшнего понимания  значения и функций налогов и  налогообложения следует искать в самой истории развития научных  представлений о налогообложения. В России проблема функций налогообложения в течение продолжительного времени находится в центре внимания финансовой науки. Помимо фискальной особо выделяется значение регулирующей функции. Это позиция находит свою реализацию в многочисленных работах юристов и экономистов. В настоящее время в юридической и экономической науке не существует однозначного толкования понятия функций налогообложения как экономика- юридической категории продолжает оставаться предметом дискуссий. Более того, большинство исследователей в качестве базовых применяют два термина: функций налогов и функции налогообложения. Установлено, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное значение налогов. Взаимодействуя, эти функции образуют систему.

Выделяют четыре основные функции налогообложения1:

1) фискальную: основная  цель налогообложения – пополнения  бюджета;

2) регулятивно стимулирующую,  или стабилизирующую: налоговый  механизм может использоваться  для регулирования экономических отношений, стимулирования развития отдельных сегментов или отраслей экономики;

3) социальную: налогообложение  направлено на исполнение государством  его социальной функции по  выравниванию уровня жизни, обеспечению  минимальных социальных стандартов  и т.д.;

4) контрольную, производную  от имеющейся у финансов контрольной  функции;

Процесс осознания стимулирующего влияния налогов на экономику  – выявление регулирующей функции  налогообложения – оказался достаточно сложным и противоречивым.

1.4. Принципы налогообложения

 

На современном этапе  принципы налогообложения – это, по сути, основополагающие и руководящие  идеи, ведущие положения, определяющие начало осуществления налоговых  отношений. Эти начала, с одной  стороны, представляют собой  систему  координат, в рамках которой развивается российская налоговая система, и одновременно является вектором, определяющим направление развития налогообложения. В налогово-экономической и налогово-правовой литературе выделяются два уровня принципов налогообложения:

Первый уровень - экономические принципы налогообложения. Они формируются в процессе развития финансовой науки и государство ведения, а реализуются при построении конкретных налоговых систем  различных государств, и их генезис находит свое отражение во многих принципах налогового права. Экономисты  в свих работах относят, как правило, соразмерности налогообложения, максимального учета  интересов и возможностей налогоплательщиков, экономичности, эффективности налогообложения, рентабельности налоговых мероприятий.

Второй уровень – юридические принципы налогообложения. Они формируются  в процессе развития юридической науки, затем на определенном этапе развития общества закрепляются в законодательстве в виде основных начал налогового законодательства и становятся принципами налогового права.1

Важнейшие классические принципы это:

1) принцип справедливости: налоги - законная  форма изъятия  части собственности налогоплательщика  для ее использования в общих  интересах государства. Известно, что справедливость – это равная  обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально-обязанных лиц.

2) принцип определенности  налогообложения: налог, который  обязывается  уплачивать каждое  отдельное лицо, должен  быть точно  определен, а не произволен. Срок  уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица, ибо неопределенность налогообложения является большим злом, чем неравномерность налогообложения.

3) принцип удобства  налогообложения: его смысл заключается в том, что налогообложение должно осуществляться тогда и так, когда и как плательщику удобнее всего платить налог.

4) принцип экономии: сегодня  он рассматривается как чисто  технический принцип построения  налога. Трактуется он обычно  следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

5) финансовые принципы  организации налогообложения –  достаточность и эластичность  налогообложения;

6) народно-хозяйственные  принципы – надлежащий выбор источника налогообложения, т.е., в частности, ответ на вопрос, должен ли налог падать только на доход ли капитал отдельного лица либо населения в целом; правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложения;

7) этические принципы  – всеобщность  и равномерность  налогообложения;

8) административно-технические  правила, или принципы налогового  управления – определенность  налогообложения, удобство уплаты  налога и максимальное уменьшение издержек взимания.

1.5. Общий порядок  уплаты налогов

 

Обязанность по уплате налога представляет собой главную конституционную  обязанность лиц, выступающих в  налоговых правоотношениях в  качестве налогоплательщиков или плательщиков сборов. Особое значение этой фискальной обязанности подтверждается ее закреплением в ст. 57 Конституции РФ " Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".

Содержание обяззаности  по уплате налогов и сборов заключается  в наличии у налогоплательщика  правовой обяззаности  уплатить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налога или сбора.

Налог считается установленным  только при наличии юридического факта определенности налоговой  обязанности, т.е. когда в совокупности определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, а также порядок и сроки уплаты налога). При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены плательщики сборов, объект обложения, облагаемая  сбором база и ставка сбора. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика и плательщика сборов с момента возникновения у  него объекта налогообложения – имущества, деятельности налогоплательщика по совершению операций по реализации товаров, работ, услуг, а также экономических результатов такой деятельности , в частности прибыли, дохода. Каждый налог самостоятельный объект обложения. Объекты как федеральных, так региональных и местных налогов определяются исключительно федеральным законодателем. Обязанность по уплате налогов и сборов приостанавливается по решению налогового органа в отношении налогоплательщиков – физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств недостаточно для исполнения этой обязанности. При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица     безызвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия этого решения. Как правило, налогоплательщик исчисляет  размер своего налогового обязательства самостоятельно. Однако в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению подлежащей уплате суммы налога может быть возложена на налоговые органы или налогового агента. Традиционно возложения этой обязанности  на налогового агента применяется по налогу на доходы физических лиц, в отношении исчисления сумм налога с выплат работодателей в пользу наемных работников. В случае, когда исчисление налога осуществляется налоговыми органами , не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В нем указываются размер налога, расчетная налоговая база, а также срок уплаты налога. Исчисление суммы налога подлежащего уплате налога осуществляется исходя из налоговой базы, налоговых ставок  и налоговых льгот. Налоговая база – стоимостная, физическая или  иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая ставка –величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые льготы – преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов  по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам  не  могут носит  индивидуального характера. Налоги уплачиваются в наличной или безналичной форме. Уплата налога в безналичной форме путем подачи платежного  поручения перечислить сумму налога  с банковского счета налогоплательщика в кредитную организацию, в которой открыт банковский счет. Уплата налога в наличной форме может производиться посредством почтового перевода, через кассу  или сборщика налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате налога не в денежной форме не допускается. Таким образом, уплата налога производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке – по частям , например уплатой авансовых платежей в течение налогового периода , по окончании которого производиться перерасчет). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Сроки уплаты налогов устанавливаются, изменяются нормативными правовыми актами о налогах и сборах применительно к каждому налогу и сбору. Как правило, срок уплаты налога соответствует моменту завершения налогового периода либо отчетного периода. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением промежутка времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями , либо действие, которое должно совершиться. Налогоплательщик должен уплачивать налог в установленный надлежащий срок или при наличии такого желания – досрочно. При нарушении этого правила налогоплательщик уплачивает пеню за просрочку налогового платежа. Неуплаченная или не полностью уплаченная сумма налога в установленный срок называется недоимкой, наличие которой является основанием для принудительного взыскания с налогоплательщика соответствующих денежных сумм налоговым органом.

Налог не признается уплаченным в случаях:

1) отзыва налогоплательщикам  платежного поручения на перечисление  суммы налога в бюджет и внебюджетные фонды;

2) возврата банком  налогоплательщику платежного поручения  на перечисление суммы налога  в бюджет и внебюджетные фонды;

3) когда на момент  предьявления налогоплательщиком  в банк поручения на уплату  налога имеются иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством исполняются в первоочередном порядке, а налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Наличие недоимки по тому или иному налогу является основанием для принудительного взыскания  налоговым органам с налогоплательщика соответствующих денежных сумм. Налоговым органам налогоплательщику направляется письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и набежавшие на нее пени – требование об уплате налога. Основанием направления требования  об уплате налога могут быть пропуск срока уплаты налога вследствие игнорирования налогоплательщиком налогового уведомления об уплате налога или прекращение действия отсрочки, налогового или инвестиционного налогового кредита по любому из оснований, за исключением, досрочного погашения налогоплательщиком всей отсроченной суммы фискального платежа  с причитающимися процентами. Срок направления требования – не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и пеней направляется в десятидневный срок со дня вынесения решения налогового органа по результатам налоговой проверки. Оно вручается налоговым органом налогоплательщику организации или физическому лицу  лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования по месту учета этого налогоплательщика. Если направление требования об уплате налога не возымело должного " дисциплинирующего" воздействия, налоговые органы вправе применить к недобросовестному налогоплательщику различные меры принудительного исполнения налоговой обязанности..  Они применяются налоговыми органами в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, сбора, пени.       

       Налоговое взыскание может быть обращено:

1) на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика  (плательщика сбора, налогового  агента) в кредитных организациях;

Информация о работе Система бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях