Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:15, дипломная работа
Целью работы является изучение состояния учета материально-производственных запасов на исследуемом предприятии и разработка путей совершенствования по ведению их учета. А также ознакомление с системой контроля МПЗ.
Задачами данной выпускной квалификационной работы являются:
- изучение теоретических основ и законодательных актов по учету материально-производственных запасов;
- рассмотрение краткой экономической характеристики исследуемой организации
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
6
1.1. Экономическая сущность материально-производственных запасов
6
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета материально- производственных запасов
21
2. СОСТОЯНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В ОАО «РЫБНОЕХЛЕБОПРОДУКТ»
26
2.1 Краткая экономическая характеристика организации
26
2.2 Документальное оформление движения материально-производственных запасов
30
2.3 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов
35
2.4 Пути совершенствования учета материально-производственных запасов в ОАО «Рыбноехлебопродукт»
41
3. КОНТРОЛЬ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
В ОАО «РЫБНОЕХЛЕБОПРОДУКТ»
49
3.1. Осуществление контроля материально-производственных запасов в
организации
49
3.2. Пути совершенствования контроля материально-производственных запасов
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
63
В целях контроля
за достоверностью данных бухгалтерского
учета и отчетности организация
проводит инвентаризацию имущества
и обязательств ежегодно перед составлением
годовой бухгалтерской
Регистры бухгалтерского учета хранятся на бумажных носителях.
Объектом данного исследования является хлебозавод, входящий в состав Рыбновского Райпо.
Хлебозаводом
производится выпечка и реализация
хлеба и хлебобулочных и
ОАО «Рыбноехлебопродукт» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве хозяйственного ведения, самостоятельный баланс, расчетный счет в учреждении банка, круглую печать, штамп и бланки со своим наименованием.
Основные экономические показатели деятельности данной организации представлены в таблице 1.
В 2009 году по сравнению с 2005 годом произошло увеличение себестоимости продукции на 32%, а увеличение выручки – на 33%. Рост выручки от реализации шел более быстрыми темпами, нежели рост производственной себестоимости, что сказалось на увеличении прибыли от продаж в размере 40% и росте рентабельности почти на 1 пункт.
Кроме того можно отметить опережающий рост среднегодовой стоимости основных производственных фондов по сравнению с увеличением выручки от продажи хлебобулочных изделий. Если среднегодовая стоимость основных
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности организации.
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2009 г. в % к 2005 г. |
Численность работников, чел. |
165 |
187 |
191 |
177 |
112 |
68 |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
9 217 |
9 599 |
9 617 |
10 149 |
12 289 |
в 1.3 раза |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
8 396 |
8 619 |
8 705 |
9 090 |
11 120 |
в 1.3 раза |
Прибыль, тыс. руб. |
821 |
980 |
912 |
1 059 |
1 169 |
в 1.4 раза |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
1 188 |
1 368 |
1 470 |
1 834 |
2 129 |
в 1.8 раз |
Фондоотдача, руб. |
7,76 |
7,02 |
6,54 |
5,53 |
5,77 |
74 |
Фондоемкость, руб. |
0,13 |
0,14 |
1,15 |
0,18 |
0,17 |
131 |
Фондовооруженность, тыс. руб. |
7,2 |
7,3 |
7,7 |
10,4 |
19,0 |
в 2.6 раза |
Годовая производительность труда, тыс. руб. |
55,8 |
51,3 |
50,4 |
57,3 |
109,7 |
в 2 раза |
Уровень рентабельности, % |
9,76 |
11,38 |
10,48 |
11,64 |
10,51 |
х |
средств выросла на 79 %, то выручка от реализации характеризовалась увеличением только на 33%. Однако автоматизация производства позволила сократить численность работников на 32%. Следствием опережающего роста стоимости основных средств по сравнению с ростом выручки явилось уменьшение фондоотдачи на 26% и уменьшение обратного показателя – фондоемкости – на 31%.
При большом росте стоимости основных фондов и сокращении численности работников произошел резкий скачок фондовооруженности более чем в два раза.
Среднегодовая численность работников сократилась на 32%, однако, рост выручки привел к увеличению годовой производительности труда в два раза.
Одним из важнейших критериев
оценки финансового состояния
Таблица 2
Показатели
финансового состояния
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
изменение |
Коэффициент текущей ликвидности |
4,5 |
4,1 |
2,3 |
4,0 |
3,5 |
- 1,0 |
Коэффициент промежуточной ликвидности |
4,2 |
3,0 |
2,3 |
3,9 |
3,4 |
-1,2 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
1,3 |
1,2 |
0,7 |
0,6 |
0,1 |
-1,2 |
Общая величина запасов, тыс. руб. |
2 694 |
2 702 |
2 599 |
2 780 |
3 606 |
912 |
Наличие собственных оборотных средств, тыс. руб. |
5 073 |
4 421 |
4 612 |
3 593 |
3 783 |
-895 |
Общая величина основных источников формирования запасов, тыс. руб. |
7 277 |
7 144 |
6 389 |
5 484 |
6 150 |
-1 127 |
К 2009 году произошли изменения в соотношениях оборотных средств и краткосрочных обязательств. Так, в 2005 году отмечается значительное превышение оборотных средств над обязательствами. К началу 2009 года произошло снижение значений показателей. Однако значения всех рассмотренных показателей позволяют сделать вывод о том, что анализируемая организация располагает достаточным объемом средств для обеспечения погашения своих обязательств.
2.2 Документальное
оформление движения материальн
Основными источниками поступления сырья и материалов на хлебозавод являются поставщики и подотчетные лица, закупающие материалы в порядке наличного расчета.
Прием материалов осуществляется в соответствии с производственной программой предприятия. Цех и производство, получив производственное задание в соответствии с производственной программой, делает заявку на сырье и материалы в отдел снабжения. Заявки группируются и проверяются расчетным путем по всему заявленному ассортименту. После этого заключаются договоры с поставщиками на поставку сырья и материалов, в которых отражаются:
- объемы, условия и сроки поставки;
- права, обязанности и ответственность сторон по поставкам;
- условия оплаты
и порядок перехода права
В зависимости от условий договора доставка материалов на предприятие осуществляется как силами поставщика, так и силами хлебозавода. Во всех случаях поставщики высылают счет-фактуру (Приложение 1) и товарно-транспортную накладную (Приложение 2). Если условиями договора предусмотрена предварительная оплата материальных ценностей, то перед отгрузкой материалов поставщик присылает счет, на основании которого производится оплата.
Для получения сырья и материалов со склада поставщика экспедитору выдается доверенность по форме М-2, в которой указывается перечень материалов, подлежащих получению. Доверенность оформляется в одном экземпляре заместителем главного бухгалтера в порядке, установленном законодательством РФ, подписывается директором и главным бухгалтером, заверяется печатью и выдается под расписку экспедитору. Кроме того экспедитор расписывается в получении доверенности на ее корешке. Корешки доверенности подшиваются в хронологическом порядке.
Принятые грузы
экспедитор доставляет на основной склад
хлебозавода и сдает
Материалы приходуют в тех единицах измерения, которые указаны в товаросопроводительных документах поставщика. Однако зачастую в документах поставщика указаны более крупные единицы измерения, чем те, что используются на хлебозаводе. В этом случае материалы приходуют в тех единицах измерения, которые используются в организации.
Случаев обнаружения порчи, недостачи, излишка или несоответствия наименования, веса или количества при приеме груза за весь период деятельности организации не было.
Материально-производственные запасы поступают в организацию не только от поставщиков, но и через подотчетных лиц (в основном хозяйственные и канцелярские товары), которые приобретают их в организациях торговли. Список подотчетных лиц утвержден приказом руководителя.
Наличные деньги для приобретения материалов подотчетному лицу выдают из кассы хлебозавода. Приобретенные ценности он передает кладовщику, который оформляет приходные ордера в общем порядке. Затем подотчетное лицо представляет в бухгалтерию авансовый отчет (форма АО-1), к которому прикладываются документы, подтверждающие покупку, а именно:
- товарный чек и чек ККМ, если материалы приобретались в организациях торговли;
- торгово-закупочный
акт или справка, если
В авансовом отчете указывается подотчетное лицо и его должность, назначение аванса, полученная и израсходованная суммы, остаток или перерасход, а также делается бухгалтерская запись. Авансовый отчет проверяется заместителем главного бухгалтера и утверждается главным бухгалтером и руководителем.
Материальные запасы хранятся на основном складе хлебозавода, который состоит из различных помещений для хранения различных материальных ценностей:
- помещение для хранения сырья;
- помещение для бестарного хранения муки;
- помещение для хранения топлива (ГСМ);
- помещение для хранения тары;
- помещение для хранения запасных частей;
- помещение для хранения строительных материалов;
- помещение для хранения
хозяйственного инвентаря и
Каждое помещение обеспечено весами, другими необходимыми измерительными приборами, мерной тарой и противопожарным оборудованием.
Учет материально-
Товарно-материальные ценности со склада хлебозавода отпускаются в производство на основании накладной (Приложение 5), которая оформляется в двух экземплярах заведующим складом. Один экземпляр остается на складе, второй передается структурному подразделению – потребителю материалов. При этом в накладной обязательно указывается дата составления документа, получатель, перечень материальных ценностей, единица измерения и количество отпущенных материалов. Оба экземпляра подписываются получателем и заведующим складом.
Некоторыми особенностями обладает отпуск хозяйственных принадлежностей. Их передача в пользование подразделениям организации или в личное пользование работникам оформляется требованием-накладной в общеустановленном порядке. На основании накладной в бухгалтерии хлебозавода оформляется акт, в котором указываются дата составления, наименование предмета, единица измерения, количество и цена, сумма без учета НДС, корреспондирующий счет.
Выдача специальной одежды,
обуви и предохранительных
В личных карточках работников записывается наименование выданной одежды, ее стоимость, срок эксплуатации, процент годности на момент выдачи, дата выдачи.
Для учета движения материально-производственных запасов внутри организации между структурными подразделениями используется накладная-отвес (Приложение 6). Этим документом оформляется перемещение готовой продукции из основного производства в экспедицию – структурное подразделение, куда поступает хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия из производственных цехов. Накладная оформляется в двух экземплярах: один экземпляр остается в производственном цехе, второй – в экспедиции. Обе накладные подписываются материально ответственными лицами, отпустившими и получившими готовую продукцию.
Отпуск готовой продукции из экспедиции покупателю осуществляется на основании товарной накладной (форма ТОРГ-12) (Приложение 7). Основанием для оформления товарной накладной является договор поставки. Накладная выписывается на складе готовой продукции в трех экземплярах. Первый экземпляр остается в бухгалтерии и служит основанием для выписки счета-фактуры в двух экземплярах, первый из которых вместе со вторым экземпляром товарной накладной передается покупателю, а второй остается в организации для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость. Третий экземпляр накладной передается экспедитору в качестве товаросопроводительного документа. В товарной накладной указываются организации грузоотправителя и грузополучателя, наименование, характеристика и сорт продукции, его количество и единица измерения, цена без НДС, ставка и сумма НДС, а также сумма с учетом НДС. Отдельной строкой показывается оплата транспортных услуг хлебозавода. Кроме того, в накладной обязательно указываются дата изготовления и срок реализации продукции. Это связано с тем, что хлебные изделия в силу своих особенностей должны быть реализованы в течение суток с момента выемки из печи, так как нарушение сроков хранения ведет к потере веса хлеба вследствие усыхания.