Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:15, дипломная работа
Целью работы является изучение состояния учета материально-производственных запасов на исследуемом предприятии и разработка путей совершенствования по ведению их учета. А также ознакомление с системой контроля МПЗ.
Задачами данной выпускной квалификационной работы являются:
- изучение теоретических основ и законодательных актов по учету материально-производственных запасов;
- рассмотрение краткой экономической характеристики исследуемой организации
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
6
1.1. Экономическая сущность материально-производственных запасов
6
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета материально- производственных запасов
21
2. СОСТОЯНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В ОАО «РЫБНОЕХЛЕБОПРОДУКТ»
26
2.1 Краткая экономическая характеристика организации
26
2.2 Документальное оформление движения материально-производственных запасов
30
2.3 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов
35
2.4 Пути совершенствования учета материально-производственных запасов в ОАО «Рыбноехлебопродукт»
41
3. КОНТРОЛЬ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
В ОАО «РЫБНОЕХЛЕБОПРОДУКТ»
49
3.1. Осуществление контроля материально-производственных запасов в
организации
49
3.2. Пути совершенствования контроля материально-производственных запасов
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
63
2.3 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов
Аналитический учет материально-производственных запасов на Рыбновском хлебозаводе осуществляется по каждому складскому помещению, а внутри них – по каждому наименованию материалов и готовой продукции в количественно-суммовом выражении.
В условиях автоматизированного складского хозяйства для учета движения и остатков материалов на предприятии применяют оборотные ведомости (Приложение 8). В них на основании первичных документов отражаются данные по приходу и расходу материальных ценностей, а также остатки материалов на начало и конец дня в количественном и суммовом выражении.
Для обобщения информации о движении материальных ценностей на хлебозаводе ежемесячно составляется документ «Сводные итоги по субсчетам и счетам производственных запасов», в который переносятся итоги из оборотных ведомостей за месяц. В нем приводятся данные об остатках материально-производственных запасов в стоимостном выражении на начало и конец месяца в разрезе групп материалов по соответствующим субсчетам бухгалтерского учета.
Синтетический учет материально-производственных запасов ведется на счете 10 «Материалы». На анализируемом предприятии к счету 10 «Материалы» открыты следующие субсчета:
10-1 «Сырье и материалы»;
10-2 «Черствяк»;
10-3 «Топливо»;
10-4 «Тара и тарные материалы»;
10-5 «Запасные части»;
10-6 «Прочие материалы»;
10-8 «Строительные материалы»;
10-9 «Инвентарь
и хозяйственные
10-10 «Спецодежда в эксплуатации».
На субсчете 10-1 учитывается наличие и движение сырья и основных материалов, входящих в состав хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, образующих их основу, и являющихся необходимыми компонентами при их изготовлении.
На субсчете 10-2 показывается брак готовой продукции и черствый хлеб, возвращенный из торговой сети. В дальнейшем они используются для производства хлебобулочной продукции в качестве мочки.
На субсчете 10-3 отражается наличие и движение горюче-смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства.
На субсчете 10-4 учитывается наличие и движение всех видов тары, а также материалов, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта.
На субсчете 10-5 отражается наличие и движение приобретенных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте.
На субсчете 10-6 учитывается наличие и движение материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы или запасные части в данной организации (металлолом, утиль).
На субсчете 10-8 учитывается наличие и движение материалов, используемых в процессе строительных и монтажных работ, для возведения и отделки конструкций и частей зданий, сооружений, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства.
На субсчете 10-9 учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда (в том числе спецодежды), которые включаются в состав средств в обороте.
На субсчете 10-10 учитывается поступление и наличие специальной одежды, находящейся в эксплуатации.
Материальные ценности на счете 10 «Материалы» учитываются по фактической себестоимости их приобретения, которая складывается из всех затрат по их покупке. К таким затратам относятся:
- суммы, уплаченные в соответствии с договором поставщику (без НДС);
- транспортные расходы (без НДС);
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов.
При поступлении материально-производственных запасов на хлебозавод дебетуется счет 10 «Материалы» и кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на покупную стоимость поступивших материалов без НДС, согласно представленным документам поставщика.
При поступлении материальных ценностей в организацию через подотчетных лиц дебетуется счет 10 «Материалы» и кредитуется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» также на покупную стоимость материалов без НДС согласно документам торговой организации.
НДС, начисленный при приобретении материально-производственных запасов, относится в дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 71 «Расчеты с подотчетными лицами» одновременно с оприходованием поступивших материалов.
Оплата материальных ценностей, поступивших от поставщика, отражается записью: дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредит счета 51 «Расчетные счета» - на покупную стоимость материальных запасов, включая НДС.
Так, Рыбновский хлебозавод приобрел в августе 2009 года у ООО «Декорт» 180 пачек дрожжей на общую сумму 3780 руб. 00 коп. (включая НДС). Вместе с материалами на предприятие поступили товаросопроводительные документы поставщика: товарно-транспортная накладная (Приложение 2) и счет-фактура № 00002378 от 11 августа 2009 года (Приложение 1). На принятые материалы кладовщик оформил приходный ордер № 1013 (Приложение 4). Материалы были оплачены платежным поручением. На основании данных первичных документов заместитель главного бухгалтера сделал следующие записи (таблица 3).
Таблица 3
Бухгалтерские записи по поступлению материалов от поставщика
№ п/п |
Содержание операции |
Сумма, руб. |
Дебет |
Кредит |
1. |
Оприходованы дрожжи, поступившие от ООО «Декорт» |
3 203-39 |
10-1 |
60 |
2. |
Учтена сумма НДС по оприходованным дрожжам |
576-61 |
19-3 |
60 |
3. |
Произведен расчет с ООО «Декорт» за дрожжи |
3 780-00 |
60 |
51 |
4. |
НДС принят к вычету |
576-61 |
68 |
19-3 |
Переводимая в состав материалов продукция собственного производства (черствяк), которая покупается в организациях торговли за 50% первоначальной цены, отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» субсчет 2 «Черствяк» кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Отпущенные
в производство и на другие нужды
материалы списываются с
При отпуске в производство и ином выбытии материалов со склада их оценка производится по средней себестоимости. Средняя себестоимость определяется по каждому виду запасов как частное от деления общей стоимость конкретного вида запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало и конец месяца и поступившим в организацию запасам в течение месяца.
Расчет средней себестоимости производственных запасов (на примере масла сливочного) представлен в таблице 4.
Таблица 4
Определение средней
себестоимости масла
Содержание операции |
Количество, кг. |
Покупная цена, руб. |
Сумма, руб. |
Остаток на 1 декабря |
5 |
91-17 |
455-85 |
Поступило в декабре: |
|||
первая партия |
28 |
91-98 |
2 575-44 |
вторая партия |
19 |
93-92 |
1 784-48 |
третья партия |
23 |
96-11 |
2 210-53 |
четвертая партия |
26 |
98-08 |
2 550-08 |
пятая партия |
30 |
110-58 |
3 317-40 |
шестая партия |
32 |
116-90 |
3 740-80 |
Всего поступило за декабрь |
158 |
- |
16 178-73 |
Итого с остатком |
163 |
- |
16 634-58 |
Средняя цена в декабре |
102-05 | ||
Израсходовано в декабре |
152 |
102-05 |
15 511-60 |
Остаток на 31 декабря |
11 |
102-05 |
1 122-55 |
Передача предметов специальной одежды со склада хлебозавода в эксплуатацию отражается в бухгалтерском учете записью: дебет счета 10 «Материалы» субсчет 10 «Спецодежда в эксплуатации» кредит счета 10 «Материалы» субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
При передаче в эксплуатацию специальной одежды, срок носки которой составляет не более 12 месяцев, ее стоимость полностью относится на затраты производства в момент передачи сотрудникам организации: дебет счета 20 «Основное Производство» и кредит счета 10 субсчет 10 «Спецодежда в эксплуатации».
Если срок носки специальной одежды превышает 12 месяцев, то ее стоимость переносится со счета 10 «Материалы» на затраты производства не единовременно, а в течение определенного периода времени линейным способом исходя из сроков носки.
Готовая продукция учитывается по фактическим затратам, связанным с ее изготовлением, то есть по фактической производственной себестоимости.
Учет готовой продукции и ее оприходование на склад при передаче из производства отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство».
При отпуске (продаже) готовой продукции определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, которые учитываются по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи» субсчет1 «Выручка». После оплаты покупателем эта сумма отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Списание себестоимость проданной готовой продукции оформляется записью: дебет счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж» и кредит счета 43 «Готовая продукция».
Так, Рыбновский хлебозавод заключил с ООО «Роща» договор № 302 на поставку хлебобулочных и кондитерских изделий. На поставляемую продукцию была оформлена товарная накладная № 11768 от 15.02.08 г. в трех экземплярах на общую сумму 601 руб. 74 коп. (в том числе НДС 54 руб. 70 коп.) и счет-фактура № 3153 от 15.02.08 г. Оплата за продукцию поступила на расчетный счет хлебозавода.
Данные операции были оформлены проводками, представленными в таблице 5.
Таблица 5
Бухгалтерские записи по продаже готовой продукции
№ п/п |
Содержание операции |
Сумма, руб. |
Дебет |
Кредит |
1. |
Отражена задолженность ООО «Роща» за проданные хлебобулочные изделия |
601-74 |
62 |
90-1 |
2. |
Списана себестоимость
проданных хлебобулочных |
473-25 |
90-2 |
43 |
3. |
Начислен НДС по проданной продукции |
54-70 |
90-3 |
68 |
4. |
Погашена задолженность ООО «Роща» |
601-74 |
51 |
62 |
В целом бухгалтерский учет материально-производственных запасов ведется на предприятии ОАО «Рыбноехлебопродукт» без нарушений законодательства.
2.4 Пути совершенствования
учета материально-
Бухгалтерский учет на Рыбновском хлебозаводе ведется с использованием автоматизированной системы «1С: Предприятие 7.7». Данная программа является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. За счет своей универсальности эта система используется для автоматизации самых разных участков экономической деятельности предприятия: бухгалтерского учета по любым разделам, в том числе учета товарно-материальных средств.
В целях совершенствования
учета и оптимизации его
«1С: Бухгалтерия 8.1» является готовым, универсальным решением для ведения бухгалтерского и налогового учета, а также для подготовки форм обязательной (регламентированной) отчетности и поддерживает любые виды деятельности, в том числе производство. Эта программ разработана с учетом действующего законодательства Российской Федерации. Созданная с целью облегчения ведения бухгалтерского учета «1С: Бухгалтерия 8.1», может быть самостоятельно освоена пользователями в процессе работы и способна автоматизировать все задачи, стоящие перед бухгалтерией Рыбновского хлебозавода.
Программа имеет современный внешний вид, разделы главного меню интуитивно понятны даже неопытному пользователю: в отдельные группы скомпонованы справочники, документы, отчеты и журналы документов, что дает возможность удобно и быстро работать с ними. В программе имеется список корректных проводок, что уменьшает вероятность ошибки при составлении корреспонденции счетов. Каждый бухгалтер может иметь свой «пользовательский интерфейс», свои пункты меню и панели инструментов в зависимости от обслуживаемого им участка бухгалтерского учета, права доступа к данным, хранящимся в системе. Это дает возможность оставить рабочее место и заблокировать работу с программой. Без знания личного пароля никто не сможет получить доступ к программе и учетным данным, хранящимся в информационной базе.
«1С: Бухгалтерия 8.1» поставляется с большим набором регистров бухгалтерского учета – Главная книга, журналы-ордера, книги продажи и покупок и т.п. Любой сформированный отчет может быть распечатан на принтере или сохранен в файле различных форматов, в том числе в формате популярного табличного процессора MS Excel. В типовую конфигурацию также входят налоговая и бухгалтерская отчетность, а также формы отчетности, предназначенные для предоставления во внебюджетные фонды.